Для Украины российские выборы имеют чисто информационный интерес. Ничего особенного не ожидалось. Ни о какой перемене политики речь не идет. Скорее можно говорить об ужесточении конфронтации с Западом, что скажется и на нашей стране.

В Германии завершилась череда земельных выборов — и их результаты стали ориентиром общественных предпочтений до общегерманских выборов в бундестаг. Однако уже неоднократно случалось, что при поражениях в землях партии добивались впечатляющих успехов при голосовании в бундестаг.

Цепь неудач

Сентябрьские земельные выборы принесли двум главным германским партиям — Христианско-демократическому союзу (ХДС) и Социал-демократической партии (СДПГ) потери и разочарования.

По большому счету, этого следовало ожидать. Снижение популярности так называемых народных партий началось не вчера, а гораздо раньше. По мнению немецкого социолога Геро Нойгебауэра, этот процесс начался более 25 лет назад с распада электоральных кластеров. У социал-демократов — это были организованные в профсоюзы рабочие, а для христианских демократов — сельское население и жители маленьких и средних городов.

Результаты выборов в Госдуму: на безрыбье и Зюганов оппозиция

Проблемы с мигрантами только ускорили этот процесс. Налицо общественное раздражение тем, что богатая Германия превращается в дойную корову для всех маргиналов мира. И должна за свой счет спасать тех членов Евросоюза, которые уже долгое время не по одежке протягивают ножки.

Еще до наплыва мигрантов очень многие задавали вопросы о необходимости такой массированной помощи сначала Ирландии, потом Испании с Португалией и, наконец, Греции.

Конечно, помощь первым помогла. Ирландия справилась со своими проблемами и даже вернула выданные кредиты, Испания и Португалия существенно улучшили экономическое и финансовое положение. С Грецией не все так гладко. Вот и спрашивал бюргер у политиков, почему он должен платить за греков, которые его же и обвиняют в нежелании продолжать финансировать их, как многие в Германии считают — легкую жизнь.

Когда Германия стала принимать мигрантов из Сирии, вопросов стало еще больше. По демократической традиции, ответы на них даются на выборах. В сентябре земельный выборы прошли в трех землях: Мекленбурге-Передней Померании, Нижней Саксонии, последние состоялись в Берлине, который имеет статус федеральной земли.

Мекленбург-Передняя Померания расположена на северо-востоке на территории бывшей ГДР и является одной из трех самых малонаселенных федеральных земель ФРГ. Население составляет 1,6 миллиона человек. Общенациональное значение проходящих здесь выборов в земельный парламент (ландтаг) обычно не очень велико.

На этот раз все было иначе. Дело в том, что в этой земле расположен округ, от которого баллотировалась в бундестаг Ангела Меркель. И голосование в этой земле воспринималось как определенный вотум доверия бундесканцлерин.

Как и все земли бывшей ГДР, это — депрессивный регион с экономическими и социальными проблемами. Не удивительно, что здесь довольно активны левые из бывших коммунистов и теперь правые из популистской Alternative fur Deutschland (AfD) — Альтернативы для Германии. Результат ХДС и СДПГ стал серьезным поражением для них.

Так, ХДС заняла только третье место, получив 19% голосов. Их обогнала AfD с 20,8%. На первом месте с потерями осталась СДПГ с 30,6%. Бывшие коммунисты из Левой партии также потеряли и вынуждены были удовлетвориться 13,2%. Ультраправая Национал-демократическая партия (НДПГ) впервые с 2006 года не преодолела 5%-й барьер и в ландтаг не прошла.

Вот и получилось, что все больше или меньше потеряли — и лишь AfD существенно приобрела. Тем не менее, с правыми популистами дела иметь не хотят и вариант привлечения их в коалицию был отвергнут всеми партиями.

Отравление Клинтон: новый поворот в избирательной гонке

Выборы в Мекленбурге-Передней Померании, особенно в российской прессе, рассматривались как грядущее поражение Меркель на предстоящих через год выборах в бундестаг. Но скоро стало очевидно, что не все так однозначно.

Следующее выборы состоялись в Нижней Саксонии. Они принесли совершенно другие результаты. Здесь ХДС победил с результатом 34,4% голосов. СДПГ получила немного меньше — 31,2%. AfD была вынуждена удовлетвориться 7,8%, Левая партия набрала 3,3% и ландтаг не прошла.

И, наконец, завершение земельных выборов — голосование в Берлине. Оно совпало с российскими выборами в Думу. Именно это отвлекло внимание кремлевских пропагандистов от событий на берегах Шпрее.

Германская столица проголосовала прогнозируемо. Главные партии понесли потери, но не катастрофические. В сенате Берлина СДПГ получит 37 мест (было 46), ХДС — 29(39), зеленые — 27(29), левые 26(19), AfD — 20, Свободные демократы (СвДП) — 10. Не прошла в сенат Пиратская партия. Весьма вероятно, что часть голосов от ХДС отошла СвДП, либералы не были представлены в прошлом составе сената. Левые и AfD в значительной мере получили голоса Пиратской партии, которая теперь в сенате не представлена.

Берлинские особенности

Нужно учесть, что на земельных выборах общегерманские проблемы не являются решающими. Людей гораздо больше интересуют местные сложности и проблемы их городской жизни. Надо сказать, что в столице проблем хоть отбавляй. Они даже бросаются в глаза, если внимательно смотреть по сторонам.

Мы находимся в плену так называемых национальных мифов. Один из них  — что в немецких городах полный порядок, дороги хорошие, улицы чистые, чиновники учтивые и решают ваши проблемы и т.д. Конечно, все познается в сравнении. Для наших городов ситуация в немецких выглядит просто идеальной. Однако, судя по результатам голосования, многие жители Берлина так не считают.

Германия

Личные наблюдения — постоянный ремонт на улицах и дорогах. В Берлине все время где-то и что-то ремонтируют или обновляют, что часто создает неудобства. Автомобильные пробки возникают в самых неожиданных местах. В местной прессе много пишут об обветшалых, по немецким понятиям, детских садах и школах, переполненных классах, нехватке относительно дешевого жилья. Ситуация со строительством нового аэропорта  вообще непонятная. Его открытие переносится уже который год.

Даже как-то не верится, но берлинские проблемы в чем-то напоминают наши. Чтобы заказать загранпаспорт, поменять водительские права, нужно записываться чуть ли не за полгода. Причем в других землях именно этих проблем нет. Не удивительно, что жители недовольны и это отражается на результатах партий. Две ведущие германские партии потеряли по 6-7% голосов и теперь не смогут создать коалицию в сенате на двоих.

Восток остается востоком, а запад — западом

Сколько было исписано бумаги в прямом и электронном смысле, особенно в России, о том, что Украина — расколотое государство на русскоязычный восток и юг — и украиноязычный запад и центр. На всех встречах с западными лидерами Путин подчеркивал этот факт как иллюстрацию того, что наша страна failed state — несостоявшееся государство. Можно подумать, что в большой по размерам России все регионы одинаковые.

Если принимать аргументацию Путина за чистую монету, то Германия — еще более failed state. За годы существования так называемого первого на немецкой земле государства рабочих и крестьян ГДР восточная часть страны настолько отстала от западной, что и через 27 лет фактически существует две Германии. Удивительно, что этот факт никак не отражается в российской пропаганде. Хотя, как говорится, еще не вечер.

Президентские выборы в Приднестровье: пробный выстрел в сторону Украины

Особенность Берлина в том — что бывшая граница прошлась прямо по городу. Хотя многое было сделано, но до сих пор детали четко дают понять, в какой части города — западной или восточной — вы находитесь. Не удивительно, что и жители города голосуют по-разному.

Традиционно в Берлине отдавали предпочтение социал-демократам. В период раскола страны и города они устойчиво занимали первую строчку в свободной западной части города. Вот и сейчас при общих потерях западная и восточная части города дали им примерно одинаковое количество голосов — 23,2% на западе, 20,4 на востоке.

У других партий разница более существенная. ХДС набрал 20,8% и 13% соответственно, зеленые — 18,5% и 13,1%, левые — 10,4% и 25,2%, AfD — 10,7% и 15,2%, а СвДП — 8,35 и 3,9%. Левые и популисты из AfD имеют большую поддержку в восточной части города, консерваторы из ХДС и либералы из СвДП получают больше голосов в западной части столицы.

Берлин здесь не является исключением. AfD и левые имеют свой электорат по преимуществу в восточных, менее развитых землях. Их поддержка падает с востока на запад. И результаты земельных выборов в западной Нижней Саксонии — тому наглядная иллюстрация.

Ведь не случайно AfD в Мекленбурге-Передней Померании получила 20,8%, а в Нижней Саксонии только 7,8%, то есть в 2,7 раза меньше. Берлин географически и политически занимает промежуточное положение, и 14,2% голосов, полученных AfD, подтверждает этот факт.

Интересно, что популисты из AfD очень хотели добиться симпатий русскоязычных жителей, которые в большинстве своем русские и советские немцы, эмигрировавшие из России и Казахстана в конце прошлого века и начале нынешнего. В Берлине их несколько сотен тысяч.

Из общего числа избирателей города в 2,5 млн человек не так и много, но здесь дорог каждый процент. Для привлечения русскоязычных AfD печатала и распространяла листовки на русском языке. Проводила митинги, где выступали русскоязычные. Однако помогло это мало. Успех AfD связан с провалом Пиратской партии. Так что прорыв этой партии в 10 земельных ландтагов не следует переоценивать.

Меркель впереди

Часть ответственности за провал консерваторов в Берлине Ангела Меркель взяла на себя. Свою миграционную политику она, правда, менять не собирается. Принятое осенью прошлого года решение открыть границы называет правильным. Но теперь признает, что в прошлом году ее правительство допустило ошибки, которые привели к временной утрате контроля властей над притоком беженцев.

Несомненно, потери партии на земельных выборах дают многим основания сомневаться в ее лидерстве и возможности снова стать канцлером в будущем году. Особенно об этом мечтают в Москве, так как видят в Меркель одного из самых стойких противников политики Путина в западной части Европы. Однако положение лидера немецких консерваторов не столь катастрофично, как того хотелось бы Кремлю.

От Хусейна — до Асада: связи Путина с мировыми диктаторами

Во-первых, бундесканлерин имеет весьма устойчивую электоральную базу. На первый взгляд даже несколько странно, но после поражений в Мекленбурге-Передней Померании и Берлине личный рейтинг Меркель опережает председателя СДПГ и премьер-министра земли Нижняя Саксония Зигмара Габриэля примерно на 10%.

Получается, что реальной усталости избирателей от нее нет, несмотря на всю критику по вопросам миграции. ХДС Меркель, конечно, понесла потери на земельных выборах, но СДПГ потеряла в частности, в Берлине гораздо больше, если учитывать традиционную социал-демократическую ориентацию жителей столицы.

Во-вторых, «зеленые» наращивают свой электоральный потенциал и в будущем бундестаге вполне может сложиться так называемая черно-зеленая коалиция — ХДС-Союз 90/Зеленые — официальное название партии зеленых, если процесс потерь социал-демократов продолжится прежним темпом. В этом случае кандидатура Меркель на пост канцлера сомнению не подлежит.

Также баварские союзники ХДС из Христианско-социального союза (ХСС) демонстрируют решимость выступить против политики канцлера. Они не прошли мимо ряда поражений партии-сестры. Как пишет еженедельник Der Spiegel, член ХСС, министр финансов Баварии Маркус Зедер в одном из интервью высказался весьма недвусмысленно. «Это уже второй серьезный сигнал за последние две недели». Партии грозит «длительная и очень существенная утрата доверия основной части избирателей».

Несмотря на такие недружественные высказывания союзников, в Мюнхене прекрасно сознают — чем чреват конфликт с ХДС. Ведь в первую очередь потери будут именно у ХСС и это дает основания считать, что по мере приближения выборов в бундестаг ХДС и ХСС объединят усилия, чтобы не пропасть поодиночке.

Меркель беженцы

Кроме того, вопрос беженцев постепенно теряет остроту. Некоторые возвращаются назад, большинство находит работу и постепенно адаптируется к новым условиям жизни. Кстати, среди них не только террористы, а много квалифицированных рабочих и инженеров. И они заполняют вакансии, которых, как оказалось, достаточно много.

Истерика на мигрантскую тему, в которую впадают популисты из AfD, не будет в будущем приносить необходимых дивидендов. Хотя в депрессивных восточных землях определенные плоды будет давать. В любом случае, некоторое улучшение ситуации с беженцами Меркель с полным правом запишет себе в актив, и это обязательно скажется на выборах.

Ну, наконец, есть и субъективный фактор. У Меркель нет реального оппонента равного ранга — как среди однопартийцев, так и у оппонентов. Отсюда следует весьма важный вывод. В отсутствие реальной альтернативы весьма опасно устраивать внутрипартийный заговор с целью свержения Меркель, так как потери ХДС-ХСС от этого будут невосполнимы.

В политике, как и на войне, без потерь не бывает. Часто терпевший поражения Черчилль как философски заметил, что «победы не окончательны, неудачи не фатальны, значение имеет лишь мужество продолжать!».

Похоже, что Ангела Меркель и ее партия сдаваться не собираются. Основные политические сражения в Германии еще впереди. И петь бундесканцлерин отходную, как хотят в Москве, рано.

Юрий Райхель