Тем не менее, снова и снова этот вопрос поднимается — и точно так же забывается, когда отпадает необходимость в этом пропагандистском клише.
Осень президента
Евгений Шевчук на последних выборах стал президентом вопреки желанию России. Во втором туре 25 декабря 2011 года он получил 73,88 % голосов. Хотя он был председателем Верховного совета от партии «Обновление», аффилированной с коммерческой группой «Шериф», очень быстро отношения испортились.
Холдинг «Шериф» в 2014 году обеспечил почти 52% поступлений в бюджет. Страна вступила в изматывающее противостояние между президентом и парламентом, в котором теперь депутаты от «Обновления» составляют конституционное большинство — 34 из 43 мест в парламенте.
Экономическими успехами Шевчук тоже не может похвастаться. Отношения с Молдовой весьма напряженные. Сложности с Украиной после аннексии Крыма и агрессии на Донбассе тоже хуже некуда.
В Киеве подозревают расположенные на левом берегу Днестра российские войска в намерении в нужное время ударить в тыл — в направлении Одессы. Вот почему наша страна фактически начала блокаду российского контингента в Приднестровье. Связь его с внешним миром происходить только через Молдову. Понятно, какова эта связь. Нередко в аэропорту Кишинева возвращали обратно российских военнослужащих, прибывающих для ротации своих отслуживших коллег.
Монетки на билет в Москву: почему провалилась идея «ЗНР»Одновременно Киев и Кишинев сделали все, чтобы приднестровские субъекты предпринимательской деятельности могли осуществлять ее только после регистрации в Молдове. Другими словами, они должны платить налоги на правом берегу, а на левом как хотят. Понятно, что от такого двойного налогообложения бизнес в Приднестровье очень страдает и с целью минимизации расходов уходит в тень. Налогов в приднестровский бюджет поступает меньше и дефицит его все увеличивается.
Внутренний рынок сепаратистского анклава — очень узок, поэтому экономика была всегда экспортоориентированнной. Совместные мероприятия Украины и Молдовы вызвали в Приднестровье острейший экономический и финансовый кризис. Производство падает, а с ним и экспорт.
Как сообщает агентство Infotag, «Внешнеторговый оборот Приднестровья к 1 сентября составил $903,4 млн., уменьшившись по сравнению с 2015 г. на 25,78% ($313,7 млн.). Экспорт сократился на 15,6% — до $344,3 млн., а импорт – на 31% — до $559 млн.». Дефицит бюджета заставил идти на крайне непопулярные меры. В частности, в несколько этапов пенсии фактически были уменьшены на 30%. С учетом того, что пенсионеры преобладают в Приднестровье, нетрудно представить — как это отразилось на имидже президента.
Конечно, Россия совсем не бросила подопечных сепаратистов. Приднестровье потребляет российский газ, за который не платит. Попытки повесить накопившийся долг в $10 млрд на Молдову успехом не увенчались. Кишинев твердо заявил, что за сепаратистов платить не намерен. Примерно то же самое повторяется на Донбассе. Россия поставляет на оккупированную территорию газ полностью за свой счет.
Все другие виды помощи Приднестровью обходятся Кремлю в $1 млрд ежегодно. Не такие и большие деньги на весь российский бюджет, но в условиях его постоянного сокращения эта цифра уже выглядит несколько иначе.
Донбасс Путину не нужен. Это же чемодан без ручки. Ему достаточно Крыма — ЛихолитНедавно газета «Московский комсомолец», комментируя предоставление Украине очередного транша МВФ, сокрушалась, что взятые Януковичем $3 млрд, которые Киев отказывается возвращать в полном объеме, это как раз средства для обещанной индексации пенсий.
В целом политикой президента Шевчука недовольно большинство граждан Приднестровья. Как сообщает агентство Infotag, Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) 29-31 августа произвел опрос «на территории всех административных единиц ПМР среди 1200 респондентов». Выборка случайная, погрешность – плюс-минус 2,8%. Более 80% жителей готовы принять участие в выборах.
Как показал опрос, среди возможных кандидатов наибольшей поддержкой избирателей пользуется приднестровский спикер Вадим Красносельский. За него согласны проголосовать 25% граждан. За нынешнего президента планируют отдать голоса почти вдвое меньше — 14%. При этом 41% еще не определились и 1% собираются голосовать против всех.
Учитывая, что до выборов в декабре остается не так много времени, а надежд серьезно подправить экономическое и финансовое положение нет, Шевчуку не осталось ничего другого как в очередной раз воспользоваться российской картой.
Вторая попытка
Евгений Шевчук подал в Центризбирком документы кандидата на пост президента. В настоящее время их подали четверо. Среди них безработная Ирина Василакий, экс-министр внутренних дел, генерал милиции Геннадий Кузьмичев, бывший начальник Управления по делам миграции МВД Евгений Вьюшков и президент Евгений Шевчук.
Им предстоит собрать до 10 ноября не менее 2% (8340) подписей в свою поддержку, чтобы считаться зарегистрированными. Вполне возможно, что количество кандидатов увеличится. Технология давно известна и призвана сыграть в пользу действующего президента — размывая электорат его оппонентов.
Черный бизнес АТО: как на контрабанде оружия зарабатывают миллиардыНесмотря на серьезный административный ресурс, который несомненно будет использован президентом, вариантов розыгрыша российской карты не так и много. Тем более, что оппоненты точно так же готовы ее использовать. Вот почему Шевчук и затеял громкое дело с имплементацией российских законов в ПМР.
Это — популизм чистейшей воды, так как движение в этом направлении грозит и без того обескровленной приднестровской экономике непоправимыми последствиями. В частности, в России есть НДС, в ПМР его нет. Как может бизнес в короткий срок полностью перестроиться и как это сделает чиновный аппарат — вообще непонятно. Не удивительно, что бизнесмены категорически против этой затеи.
Сопротивление инициативе идет также в парламенте. Там правят бал противники президента из партии «Обновление». Вполне возможно, что законодательный орган превратится в штаб оппонентов Шевчука и обновленцы могут выдвинуть и своего кандидата. Учитывая наличие у партии значительных финансовых и медиаресурсов, ее шансы выглядят весьма неплохо. В любом случае, внедрять наработки по указу президента необходимо через парламент, а здесь Шевчука ждут большие проблемы.
Собственно, сам президентский указ появился из-за этого.
Понятно, что быть объектом политических и законодательных атак президента парламентарии не хотят. Ответ последовал незамедлительно. Вице-сикер Галина Антюфеева заявила, что цель указов — создать напряжение в регионе и сорвать президентские выборы, намеченные на конец декабря. По ее словам, Совет подаст соответствующий иск в Конституционный суд. Интересны при этом замечания заместителя председателя о том, парламент планирует обратиться к руководству России с просьбой воздействовать на президента Приднестровья.
Автомат вместо барсетки: как в «ДНР» отжимают бизнесС другой стороны, у Шевчука просто нет другого выхода, если он вообще хочет остаться в Тирасполе. Слишком много за ним числится, а еще больше могут прибавить оппоненты. В частности, Счетная палата обнаружила серьезные нарушения в деятельности стабилизационного фонда региона. Согласно представленном парламенту отчету, единственным учредителем некоммерческой организации «Стабилизационный фонд ПМР» является физическое лицо — лидер Приднестровья Евгений Шевчук.
В период с 5 мая 2012 по 1 марта 2016 года на счета организации было перечислено 82,9 млн. рублей ($7,5 млн.). Порядка 27 млн. руб. или 30% попали на счета администрации президента. Основным видом деятельности фонда являлось «перераспределение поступающих денег».
И это только пристрелка, настоящий обстрел еще впереди. В таких условиях, как говорится, Акела не может промахнуться. В противном случае нужно успеть доехать до кишиневского аэропорта, так как путь через Одессу чреват некоторой непредсказуемостью.
Московская неопределенность или Кишинев под прицелом
Учитывая абсолютную зависимость Приднестровья от Москвы, вряд ли указ президента сепаратистского региона появился без санкции первопрестольной. Это невозможно, как принципиально невозможен вечный двигатель. По крайней мере, в нынешней физической картине мира.
Отсюда следует очевидный факт, что одна из башен Кремля милостиво разрешила своей марионетке подобный экзерсис. Предположительно, выразителем этого мнения стал вице-премьер Дмитрий Рогозин. Он курирует Приднестровье, и он же осуществляет оперативное руководство процессом на левом берегу Днестра. Незадолго до своего указа Шевчук ездил в Москву, где встречался со своим куратором и получал инструкции.
Все было бы для приднестровского президента ничего — но у Кремля несколько башен. И действуют они чаще всего, целенаправленно мешая друг другу. Просьба парламента к российскому руководству воздействовать на приднестровского главу была направлена не столько Рогозину, сколько другим людям — не менее влиятельным, чем вице-премьер РФ.
Это внешний результат серьезных аппаратных сражений, которыми сейчас заняты верхние эшелоны российской власти. Путин начал всеобъемлющую чистку своего ближнего и дальнего окружения, которую уже сравнивают если не с 1937 годом, то уж точно с 1949-1952 гг. Отсюда следует, что оппоненты Шевчука имеют также поддержку в Москве и поэтому смело действуют в предвыборной кампании.
«Киевский» след
Все политики в Приднестровье — пророссийские, только ориентируются они на разные башни Кремля и разные круги в московских коридорах власти. Шевчук действует столь смело не только из-за московской санкции. Он кожей чувствует, что в белокаменной мучительно ищут возможность хоть как-то уколоть Запад и показать ему — что наряду с Донбассом и Крымом в запасе есть возможность разогреть конфликт между Приднестровьем и Молдовой.
»Приднестровье — это деревня напуганных и агрессивных глупцов, у которых есть оружие»Не в последнюю очередь все эти пляски вокруг указа Шевчука направлены и Киеву. Такое своеобразное предупреждение, что одним Донбассом дело может не ограничиться. И тогда далекий тыл Одесса может внезапно стать прифронтовым городом, подобно Харькову, Запорожью или Днепру с Херсоном.
Пока это чисто символические жесты, имеющие характер внутренний для Приднестровья, но в любой момент могут превратиться и во внешние.
Все прекрасно понимают, что никакого присоединения сепаратистского региона к России нет и в обозримой перспективе не предвидится. Ведь Приднестровье граничит только с Молдовой и Украиной. И нет никаких законных способов перебросить туда войска без желания Киева.
О военном «прорыве» речь идти не может, хотя горячие головы в российской столице и рассуждали на подобные темы. Воевать Путин не может — потому что, судя по всему, его об этом предупредили на саммите G20 в Китае. Результатом такого разговора стало достижение хоть какой-то договоренности в Сирии. Ничего существенного не получится, но для нас важен факт, что Россия вынуждена была пойти на существенное сворачивание своих боевых действий.
Вторая объективная проблема — отсутствие необходимых финансовых ресурсов. Дошло до того, что министры финансов и обороны России Антон Силуанов и Сергей Шойгу публично поругались на закрытом заседании у президента 9 сентября. Как пишет газета «Коммерсант», «дискуссия переросла в разговор на повышенных тонах». Военные требуют на госпрограмму вооружений (ГПВ) до 20125 года 22 трлн руб., а финансисты дают только 12.
Если на священную корову — перевооружение российской армии денег не хватает, то открывать в таких условиях новый фронт для Путина — невозможно. Любое обострение неизбежно усилит консолидацию Запада, принесет Клинтон победу на выборах и усиление санкций вплоть до эмбарго на поставку нефти. Уж кто обрадуется больше всех, так это Саудовская Аравия и американские компании, добывающие сланцевую нефть. Цены взлетят, и их бизнес пойдет круто вгору.
Не в последнюю очередь, игры Шевчука ориентированы также и на избирательную кампанию в Молдове. В Москве ею озабочены гораздо больше, чем Приднестровьем. Кто бы в Тирасполе ни победил, он никуда не денется, так как никто больше денег не даст.
Присоединение Донбасса к России станет катастрофой для ПутинаВот с Кишиневом не так все просто.
Очень бы хотелось Москве, чтобы там на первых за много лет прямых выборах президента 30 октября победил лидер Партии социалистов Игорь Додон, которому благоволит Кремль. Для усиления его электоральных позиций с точки зрения российских политтехнологов указы Шевчука весьма полезны.
Так это или наоборот, сказать трудно. Тем не менее, Кишинев является в этом смысле пропагандистской целью номер один.
В условиях полного тупика на Донбассе Приднестровье готовится Москвой как запасной очаг напряженности, который должен держать в напряжении как Украину, так и Молдову. И указ Шевчука это первый пропагандистский выстрел в этом направлении.
Юрий Райхель