Ударит ли легализация по украинскому автобизнесу, насколько упадут цены на автомобили и почему вето на закон может наложить президент Петр Порошенко, Politeka спросила у политиков и общественных активистов.

Валерий Кур: После реформы полиции начались ошибки за ошибками

Критика и защита

Сейчас в первый раз зарегистрировать на территории Украины можно импортное транспортное средство стандарта Евро-5, то есть максимум 2010 года выпуска. Но они слишком дорогие, учитывая наш уровень жизни и размер зарплат. Общественный активист Радим Романюк считает, что легализация сделает автомобили доступными для разных слоев населения.

«Люди покупают машины с иностранной регистрацией, потому что они относительно дешевы, – поясняет он. – За 2 тыс. евро можно купить Audi А6, VW Passat В5 или Golf 4. В Украине за такие деньги можно взять только «Жигули» или «Таврию». Даже «Ланос» стоит свыше $3 тыс.»

Активист считает, что легализация авто с иностранными номерами прекратит дискриминацию украинцев.

Таможенный кодекс позволяет ввозить на территорию Украины такие автомобили в режиме транзита на 5-10 дней, – говорит Романюк. – Но нас и иностранцев разделяют на разные категории. Последним разрешено находиться у нас на собственном авто до года, а украинцам – нет.

Но против владельцев авто с иностранной регистрацией развернута целая информационная кампания. Среди критических замечаний, в частности, и то, что они создают много ДТП, нарушают ПДД, скрываются с места аварии.

Такого мнения придерживается и нардеп Игорь Лапин. Он говорит, что авто, которые в Украину ввозят иностранцы, впоследствии передают по доверенности и водителя просто невозможно привлечь к ответственности.


«Недавно в Луцке автомобиль с польской регистрацией сбил человека, – рассказывает он. – Кого искать? Авто сюда загнал поляк, гражданин Евросоюза. Ездит на нем неизвестно кто. Ни в одном реестре не найдешь виновника ДТП».


Нардеп также считает, что большинство владельцев таких авто являются контрабандистами.

«Водители понимали, что покупая авто с иностранной регистрацией, перегоняют их транзитом, становятся так называемыми «пятидневками». Есть правила. Если ты загонял авто и обещал государству, что это на транзите, то пожалуйста, выполняй их, – говорит Лапин. – Я сам из западной области. Знаю, что основная масса владельцев таких авто – это контрабандисты. Им было выгодно покупать такую ​​машину, потому что здесь малое пограничное движение. Они гоняли сигареты, спирт и этими автомобилями добросовестно каждые пять дней выезжали. Контрабанда закончилась и им стало невыгодно кататься. Начали требовать. Я такое требование не поддерживаю».

К критике часто добавляют, что транспорт со стандартом ниже, чем Евро-5, загрязняет окружающую среду. Но Романюк говорит, что из этого зря делают проблему №1.

«Посмотрите на соседние Польшу и Литву. Там нет требования стандартов Евро-5 при регистрации транспортных средств, – говорит активист. – Экологические нормы должны внедряться при производстве транспортных средств, а не во время их использования. То есть, если наделали машин с двигателями категории Евро-3, Евро-4, на них надо ездить. Польша, Литва и другие страны Евросоюза позволяют использовать их гражданам. Никто не утилизирует. Почему же тогда у нас нельзя?»

литва

В ожидании законопроекта

Чтобы обратить на себя внимание, владельцы авто с иностранными номерами перекрывали украинские таможни. Заинтересовать этой темой некоторых удалось. Активисты добились встречи с нардепом Владимиром Парасюком. Тот передал требования премьеру Владимиру Гройсману. Политикам предлагали рассмотреть вариант частичной таможенной уплаты в зависимости от объема двигателя и года выпуска авто. Гройсман, вроде бы, прислушался к просьбам.

Граница на замке: почему нас опять обманули с безвизом?

«Только внесли постоянную ставку 200 евро за любое авто ниже категории Евро-5. Авто, новее 2010 года выпуска, будут подпадать под растаможку, – говорит Романюк. – Уже есть закон №1389 (о переходных положениях Налогового кодекса по стимулированию рынка б/у авто, – ред.), позволяющий такие машины растаможить с применением пониженных ставок акцизного сбора. Не придется вносить изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы. Можно обойтись одной поправкой в ​​Таможенный кодекс и это сразу заработает. Не стоит принятие этого закона оттягивать на месяцы и годы. Этот вопрос можно решить до Нового года».

С 2018 года у нас вступает в силу стандарт Евро-6. То есть скоро ввозить можно будет авто не старше 2014 года выпуска.

«Период адаптации между евроклассами должен быть больше, – настаивает Романюк. – Чтобы доходы людей отвечали этим требованиям. Если закон об авто с иностранными номерами примут, это даст солидное поступления в бюджет. Если ставка будет 200 евро с одного авто, умножьте это на 1,5 миллиона владельцев и увидите, какие средства поступят в бюджет за год пользования такими транспортными средствами. И это только одно из преимуществ. Каждое авто в Украине будет заправляться, а из этого тоже идет налог. Каждая машина будет обслуживаться на автосервисах. Мы дадим возможность зарабатывать предпринимателям, которые со своей стороны уплатят налоги».


Есть и еще целый ряд потенциальных преимуществ единой ставки. Поскольку не будет необходимости каждые 5-10 дней ездить на «пересечку» в Польшу, уменьшатся очереди на пропускных пунктах. МРЭО смогут вести полноценный учет авто, следовательно, не надо будет жаловаться на то, что водителя не могут найти.


Законопроект также предусматривает увеличение штрафа за нарушение срока пребывания нерастаможенного авто на территории Украины.

«Минимальный штраф составит 42 тысячи гривен. Это заставит водителей выполнять нормы закона», – говорит Радим.

Срок действия новых норм планируют установить на один год, чтобы можно было изучить работу механизма на практике.

Есть ли справедливость?

Поддержит ли ВР законопроект – открытый вопрос. Игорь Лапин против легализации автомобилей на иностранных номерах, так как, в частности, растаможка бюджетных авто пока не пользуется такой большой популярностью.

«Но больше всего шумят те, кто накупил себе BMW Х5 или на Lexus ездит, – говорит он. – Давайте занимать государственную позицию. Есть правила растаможки. Хотите легализовать свой автомобиль? Пожалуйста, выезжайте за территорию Украины, заезжайте по тем правилам, что и все, уплачивайте растаможку согласно действующему законодательству, с уменьшенным акцизом».

Нардеп говорит, что будет выступать против инициативы по легализации. Он отмечает, что стандарты Евро-4 и Евро-5 действительно не каждый может себе позволить. Но много аргументов в поддержку легализации встречает скептически.

Были нелепые идеи: давайте платить по 100 евро в год. Почему кто-то должен платить за растаможку 10 тысяч, а кто-то 100 евро? Что 100 лет эта машина должна ездить, чтобы 10 тысяч собралось? Что говорить людям, которые загнали ее в страну, оплатили пошлину? – говорит Лапин.

По мнению нардепа, чтобы избавиться от очередей на таможнях, можно обойтись и без принятия такого закона.

«Достаточно этих «пятидневок» (авто, которые находятся в транзите, – ред.) поставить в отдельную очередь, – считает он. – У нас очереди на границе спровоцированы именно этими автомобилями. У которых нет выхода и которым надо кататься. Когда они возили спирт и сигареты, потому что таможня была дырявая, как сито, то они молчали все. А сейчас начали возмущаться. Контрабанда закрылась?» – говорит Лапин.

Вето и бизнес президента

Ударит ли инициатива по легализации по отечественному автобизнесу, мы спросили у Николая Собуцкого, депутата Луцкого горсовета.

Как возводилась строительная пирамида Войцеховского и кто оказался под ее обломками

«В Украине сейчас два крупнейших производителя автомобилей: Запорожский автомобильный завод и «Богдан моторс». Олигархи, занятые в автобизнесе, активно борются с тем, чтобы авто с иностранной регистрацией в Украине не легализовали, – говорит депутат. – Украинец из-за того, что не имеет возможности купить дорогую иномарку, вынужден брать отечественное лохмотье. У нас Верховная Рада слушается олигархов, диктующих своих правила. Даже принятием нормы Евро-5 они защищают прежде всего себя, а не людей».

Собуцкий считает, что легализация авто с иностранными номерами полностью зависит от деятельности активистов. Однако даже в том случае, если законопроект будет принят, президент может наложить вето из-за собственных интересов в автомобильном бизнесе.

«Если сплотимся, то нас политики услышат, – надеется депутат. – Иначе поддержки в парламенте не найдется. Закон надо принимать. Благодаря ему авто будут доступными, дешевле в два-три раза. Автомобиль перестанет быть для украинца роскошью. Он будет средством передвижения».

Яна Романюк