Politeka выяснила, какие еще шпионские устройства и методы сейчас используют народные избранники, представляет ли Украина интерес для иностранных разведок и может ли у нас появиться собственный WikiLeaks.
Жучки на шторах, камеры в очках и диктофоны в перстнях
«Нынешняя власть, как и прошлая, активно интересуется шпионскими ноу-хау, – рассказывает столичный частный детектив Александр Данилович. – Политики очень тесно сотрудничают с детективами. Поясню почему. Это, прежде всего, – бизнесмены по своей сути, которые по-прежнему готовы платить, чтобы запустить крота в фирму конкурентов. Копают друг под друга. Потому информация сейчас на вес золота. Ее можно продать. Ею можно шантажировать».
Судьи и депутаты распродают свою недвижимость в стиле ПшонкиДо 2005 года Данилович работал в правоохранительных органах. Сейчас продает шпионские устройства: жучки, видеокамеры, микронаушники. Интересуется коммерческим и бытовым шпионажем.
«Эра детективов проходит, – прогнозирует Данилович. – Вскоре нас заменят хакеры, которые без приближения к своей «жертве» и круглосуточного наблюдения за ней способны влезть в ее соцсети, проследить за почтой. Почему мы удивляемся, что украинские политики слушают друг друга? Кандидаты на пост президента США разнюхивали скандальные моменты друг против друга с помощью хакеров и спецслужб других государств. Специалисты по кибербезопасности, нанятые Демократической партией, установили, что российские хакеры взламывали их почту в интересах Дональда Трампа, кандидата от республиканцев».
Ручки и часы со встроенными диктофонами – это не все устройства, с помощью которых народные избранники охотно следят и записывают друг друга.
«Когда идут на встречу, где телефон могут забрать, а запись вести необходимо, камеры и диктофоны прячут в галстук, кольца, очки и ремни. Не упускают возможности установить жучки в кабинете», – уверяет детектив.
Сейчас кабинеты чиновников перед встречами и после них проверяют на размещение жучков.
«Их легко обнаружить с помощью металлоискателя. Жучки прячут в пультах, под розетками и выключателями, в вазонах, бросают в вазу для канцелярских принадлежностей, цепляют к шторам. По размеру некоторые меньше, чем головка спички. Автономные жучки работают от нескольких часов до недели, питаются от батареек или аккумуляторов, к которым подключены миниатюрные микрофоны и передатчики», – говорит Данилович.
По словам детектива, политическим шпионажем в Украине занимаются бывшие СБУшники и милиционеры. Историю с записями Онищенко детектив сравнивает с кассетным скандалом 2000 года. Считает, что она не случайно пришлась на экватор президентства Петра Порошенко.
Что общего между Онищенко и Мельниченко?
Осенью 2000 года в Украине разгорелся кассетный скандал с участием Николая Мельниченко. Сотрудник Службы охраны президента Леонида Кучмы обнародовал кассетные записи из кабинета гаранта. Они якобы свидетельствовали о причастности Кучмы к убийству журналиста Георгия Гонгадзе. Для записи разговора Мельниченко использовал диктофоны и пульт дистанционного управления.
Украина на пороге нового: какие реформы нужны в 2017 году«Нельзя сравнивать Онищенко с Мельниченко, – считает политолог, бывший член Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания Александр Кочетков. – Мельниченко, кроме жажды денег и популярности, руководила и борьба за справедливость, борьба с преступлениями, которые на его глазах происходили. У Онищенко борьбы за справедливость и против преступлений не было. Он делал то, что от него требовали, взамен на преференции и возможность делать собственный непрозрачный бизнес. Когда его патронам показалось, что он хочет большего, а Онищенко, что его ущемляют определенным образом, он сбежал в Великобританию и начал рассказывать то, что знает. Это месть бывшим партнерам. Никаких морально-этических критериев в этом нет».
По словам Кочеткова, шпионаж – это вообще характерная черта украинской политики.
«Это касается не только ситуации с Онищенко и Порошенко. Недавно Олег Ляшко начал поливать грязью Юлию Тимошенко, которая его, собственно, и вывела в политику. Заявляет, что Онищенко – это человек, который работал и на Порошенко, и на Тимошенко одновременно. Но это сплошная глупость. У нас стало нормой предательство тех, кто были рядом, потому что они аморальны», – говорит Кочетков.
По его мнению, громкие политические скандалы вокруг Порошенко и Онищенко вряд ли спровоцируют в Украине появление чего-то похожего на систему WikiLeaks.
«В цивилизованном мире, в частности в США, такие скандальные публикации интересуют людей и приводят к определенным последствиям относительно политических сил и лидеров, – говорит политолог. – Политическая система вынуждена реагировать на такие разоблачения. У нас, к сожалению, этого нет. Общество читает, говорит, что и так обо всем знало и ничего не делает. Не имеет возможности повлиять. Поэтому и потребности в таких ресурсах, как WikiLeaks нет. Хотя значимость подобных обличений значительно выше».
Как работают иностранные разведки в Украине
Однако нельзя считать Онищенко и агентом, который был сослан в Украину для провокации, убежден Кочетков. Украина вообще интересует иностранные разведки опосредованно.
«Собственных технологических или военных секретов у нас нет, – констатирует эксперт. – Если бы они были, чиновники уже продали бы их за мизерные средства. Украина скорее является полигоном, где сталкиваются интересы России, США, Германии, Франции, Великобритании, Израиля. Здесь сосредоточены интересы и представители разведок многих стран. Но они здесь разбираются между собой, а Украина нужна только в качестве сцены».
Интернет-АТО. Кто следит за бойцами в соцсетяхПо словам эксперта, в украинскую политику иностранные разведки не вмешиваются.
«Они помогают собственным дипломатам, – говорит политолог. – То есть если у разведки есть какая-то информация о злоупотреблениях украинской власти, она сообщает об этом своему дипломатическому ведомству. Последнее уже использует это для давления на украинскую власть».
Агентура чувствует себя как дома
Иностранная агентура уже много лет работает в Украине. Об этом Politeka рассказывает политический эксперт, бывший народный депутат Тарас Чорновил.
«Было несколько неприятных случаев, когда мы видели, что иностранная агентура небольшого государства у нас ведет себя как дома, – говорит политический эксперт. – В 90-х годах в Киев приехал Игорь Смирнов, лидер непризнанного Приднестровья. Пытался наладить контакты с украинскими властями. Не получилось. Прямо в центре Киева на площади Льва Толстого его схватила молдавская разведка. Его повезли через всю Украину, доставили в Кишинев. Потом, правда, не знали, что с ним делать. Россия нажала. Молдова сдалась, и его отпустили».
По словам политического эксперта, ранее в Украине активно работали венгерская и румынская разведки.
«Иногда использовали политические диверсии. Например, мобилизация румыно- или молдовоязычного населения, убеждали молдаван, что они румыны. Эта агентурная работа активно велась в Одесской, Закарпатской и в Черновицкой областях. Думаю, и польская разведка у нас действует. Они должны для себя выявлять угрозы, которые идут не от Украины, но через Украину», – объясняет бывший депутат.
Шпион или предатель?
Сейчас вместо детективов состоятельные депутаты пользуются услугами персональной охраны.
От террористов до конспирологов — кому выгодно убийство российского посла«Часто она предусматривает охрану бизнеса политика, – говорит Чорновил. – Мы привыкли, что охрана – это несколько коротко стриженых жлобов с пистолетами. На самом деле она совмещает разведку и контрразведку, специалистов по устранению подслушивающих устройств. Эти люди занимаются тем, чтобы самого политика не прослушали. А также помогают, если политик хочет собрать компромат на кого-то и кого-то записать. Нашпиговывают его записными устройствами».
Действия Онищенко эксперт называет не шпионажем, а государственной изменой и диверсионной деятельностью. Но Чорновил не советует удивляться тому, что в Украине вообще развито такое явление.
«У нас армия полностью руководствовалась и контролировалась людьми, которые фактически являются агентами России. При Януковиче это стало абсолютной нормой. Доступ к государственным тайнам и любой разведывательной информации был много. Россия всюду рассадила своих агентов. Глава Службы внешней разведки Григорий Ильяшов, муж Елены Лукаш, который бежал из Украины, сдал полностью весь материал и везде посадил своих людей. У нас кое-какие чистки прошли, но мы должны понимать, что их все равно много осталось», – говорит Чорновил.
Эксперт объясняет, что украинские граждане агентурно работают на Россию по нескольким мотивам. Это может быть «прямое привлечение». Например, в этом общественность подозревает Надежду Савченко, деятельность которой хорошо вписывается в формат прямого привлечения очень амбициозного человека с невероятно завышенной самооценкой. Чорновил приводит и другой вариант, который похож на ситуацию с Онищенко. Когда человек имеет свои интересы и занимается грязными делами и в какой-то момент попадает в поле зрение украинского правосудия.
«Когда против такого человека возбуждаются уголовные дела, он бежит из Украины и начинает максимально раскручивать политический шлейф. Тогда из преследуемого и врага режима, он превращается в политическую фигуру, – говорит эксперт. – Когда у человека проблемы с украинским правосудием, моментально появляется Россия, которая может дать определенные гарантии. Она даст хорошую трибуну и поможет с юридической защитой. В частности, через свое представительство в Интерполе позволит максимально долго блокировать рассмотрение твоего вопроса. Суд по Онищенко перенесен аж на конец января. Оттягивание на два месяца просто так не происходит».
Яна Романюк