Похоже, он — единственный, кто продолжает сомневаться в самом факте российской информационной агрессии против Соединенных Штатов. Сможет ли политический класс привести в чувство нового главу Белого дома и направить его активность в русло защиты американских национальных интересов?
Кибертерроризм на службе скрепоносцев
Российская Федерация стала первой и пока единственной страной, которая систематически использует кибертехнологии против других государств.
«Ти-Рекс», «Бешеный пес» и другие фигуры администрации ТрампаТак, 27 апреля 2007 года эстонские правительственные сайты стали объектом ожесточенной DDoS-атаки. Кибервойна против Эстонии совпадала во времени с инспирированными Москвой беспорядками по случаю переноса статуи Бронзового солдата. Можно добавить, что Эстония — одна из самых продвинутых стран мира в области e-демократии, и нанесенный тогда удар оказался для Таллинна весьма болезненный.
В 2008 году во время кремлевской агрессии против Грузии, аналогичной DDoS-атаке, а также взлому, подверглись уже грузинские правительственные сайты. При этом кибератаки начались раньше, чем на территорию Грузии вломились российские танки. В частности, официальный сайт президента Михеила Саакашвили «лег» еще 20 июля. 5 августа, за три дня до начала вторжения, взорвался нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан. Первоначально ответственность за взрыв взяли на себя экстремисты из Рабочей партии Курдистана. Однако впоследствии выяснилось, что взрыв нефтепровода явился результатом действий компьютерного вируса, приведшего к повышению давления в трубе. Тогда же хакеры взломали сайт Центробанка Грузии, разместив на его страницах фейковую информацию о резкой девальвации грузинского лари.
А уж сколько раз «дидосились» украинские сайты с началом российско-украинской войны — ни в сказке сказать, ни пером описать. К счастью, ввиду слабой информатизации и автоматизации отечественных органов власти, инфраструктурных объектов и систем связи, существенного ущерба нанести нам просто не могли.
Под цифровым медвежьим прицелом
Как выяснилось в этом году, все это было лишь легкой разминкой.
На Западе о российских хакерах широко заговорили в связи со взломом серверов Всемирного антидопингового агентства (WADA). Взлом был совершен в аккурат после того, как WADA опубликовала отчет, обвиняющий Россию в создании поддерживаемой государством системы применения допинга спортсменами.
22 июля прошлого года более 50 тысяч страниц переписки Национального демократического комитета (DNC) попадают на известный своей антиамериканской позицией сайт Wikileaks и становятся источником колоссального количества скандальных новостей. Содержащаяся в письмах конфиденциальная информация о фактической фальсификации праймериз демократов в пользу Хиллари Клинтон и о внутренней кухне Комитета приносит огромные имиджевые потери президентской кампании Клинтон, в частности, и всей партии, в общем.
Первое же расследование, проведенное по заказу DNC частным детективным агентством CrowdStrike, выводит на российский след.
Обнаружен характерный «почерк» хакерских групп CozyBear (известная также как APT29) и FancyBear (APT28), которые связывают соответственно с ФСБ и ГРУ Генштаба РФ.
Ранее, в 2015 году, Fancy Bear уже засветилась во время атак на информационную систему немецкого парламента и правящего Христианско-демократического союза Германии, французский телеканал TV5 Monde, информационную систему Белого дома и НАТО.
Российский след нашли и у хакера Guccifer 2.0, взявшего на себя ответственность за взлом сети и передачу материалов Джулиану Ассанжу.
Возмущенная Клинтон обвинила Кремль в организациях кибератак, попутно намекая на выгоду для ее оппонента Дональда Трампа, демонстрирующего готовность поддержать Путина. Сам же Трамп тогда в своей эксцентричной манере призвал русских взломать электронную почту кандидата от демократов, чтобы «найти недостающие 30 тысяч писем».
Тема хакерских атак на серверы Демократической партии вновь зазвучала на дебатах кандидатов в президенты в сентябре-октябре 2016 года. Трамп тогда заявил, что не существует убедительных доказательств, что за кибератаками стоит Кремль.
«Она говорит «Россия, Россия, Россия», но это могли сделать Россия, или Китай, или какой-то человек весом в 400 фунтов, сидя на постели в своей комнате», — ответил тогдашний кандидат в президенты США от республиканцев.
Уже 21 октября, за восемнадцать дней до выборов президента Соединенных Штатов, страна пережила самую масштабную DDoS-атаку за всю историю.
Объектами в этом случае стали не правительственные структуры либо политические партии, а серверы крупнейших высокотехнологичных компаний: Twitter, PayPal, Amazon, Spotify, Reddit и Airbnb. Все они были клиентами провайдера сетевых сервисов Dyn, который в тот день подвергся, по крайней мере, трем волнам DDoS-атак, генерируемых десятками миллионов заранее зараженных устройств, включая принтеры, веб-камеры и термостаты. Недоступны на некоторое время были также сайты CNN, The New York Times, The Wall Street Journal, Yelp и другие.
Атака на самое сердце американской цифровой экономики была не только впечатляющей демонстрацией мощи. Она также была своего рода предупреждением: будете плохо себя вести — вырубим электрические сети, перекроем нефтепроводы, взорвем АЭС.
Против доводов рассудка
После победы на выборах Дональд Трамп с упорством, достойным лучшего применения, продолжал отрицать русский след в кибератаках. Заявления избранного президента вошли в клинч с позицией практически всего политического класса США — действующей администрации, конгрессменов и сенаторов (вне зависимости от партийной принадлежности), представителей разведсообщества.
Украина не в приориете новой американской политикиВ итоге, 1 декабря прошлого года группа конгрессменов призвала Барака Обаму обнародовать информацию о возможной причастности России к вмешательству в выборы главы Белого дома. В ответ 9 декабря Обама поручил спецслужбам проверить кибератаки и иностранное вмешательство на выборах президента США, и предоставить результаты проверки до намеченной на 20 января 2017 года инаугурации 45-го хозяина Овального кабинета.
Параллельно с этим, Дональда Трампа делал, казалось, все, чтобы противопоставить себя доминирующей в Вашингтоне линии поведения в отношениях с Кремлем. 13 декабря president-elect предложил занять пост государственного секретаря руководителю нефтяного гиганта ExxonMobil Рексу Тиллерсону — путинскому орденоносцу и личному другу российского диктатора. Что не на шутку встревожило многих влиятельных обитателей Капитолийского холма. В публичных выступлениях в твиттах Трамп редко упускал возможность похвалить Владимира Путина. Причем хвалил он его, как говорится, «ни с того, ни с сего».
29 декабря Белый дом ввел новые санкции против Москвы, на сей раз как раз за вмешательство в выборы. В частности, из США выслали 35 российских дипломатов, дав им аж 72 часа на сборы. Также были закрыты два дипломатических представительства РФ. Кроме того, Министерство финансов страны ввело и другие санкции против частных лиц и организаций из России. Российская сторона не стала принимать зеркальных мер, за что тут же удостоилась очередной похвалы от Дональда Трампа. «Я всегда знал, что он (Путин, — ред.) очень умен!» — написал новоизбранный президент.
Поскольку многие расценили это как намерение Дональда Трампа отменить последние санкции сразу же после инаугурации, группа сенаторов от республиканской и демократической партии начала разработку законопроекта с целью закрепления санкций на законодательном уровне.
Пытаясь «поставить себя на районе»
Реакция избранного президента на консолидированную позицию нынешней администрации, законодателей и силовиков напоминала наихудшие образцы украинской политики. Явно испытывая раздражение от того, что спецслужбы смеют ему перечить, Трамп пригрозил сократить ЦРУ и «реформировать» офис Директора национальной разведки. А откровенные маргиналы, выползшие изо всех щелей после победы Дональда Трампа, принялись травить оппонентов последнего внутри Республиканской партии. Прежде всего — сенаторов Джона Маккейна и Линдси Грэма, сторонников жесткого сдерживания российской угрозы.
Так, известный проповедник американских «духовных скреп», оголтелый расист и ксенофоб Пэт Бьюкеннен, прямо требует, чтобы Трамп и Тиллерсон «навязали свое видение внешней политики» и «разрушили российскую повестку дня таких сенаторов, как Джон Маккейн». Тут уместно заметить, что упомянутые сенаторы Маккейн и Грэм дважды настаивали на создании специального двухпартийного комитета для расследования хакерских атак. Однако идея была отвергнута лидером большинства Митчем Макконнеллом.
Кроме того, стало известно о трениях между людьми из ближайшего окружения Дональда Трампа и кандидатом на пост главы оборонного ведомства генералом Джеймсом Мэттисом — еще одним сторонником жесткой линии в отношениях с Кремлем. По слухам, генерал испытывает проблемы, пытаясь согласовать кандидатуры своих замов.
Доклад спецслужб и реакция «легитимного»
В пятницу, 6 января, Федеральное бюро расследований, Центральное разведывательное управление и Агентство национальной безопасности представили несекретную часть доклада «Оценка действий и намерений России в связи с прошедшими выборами в США». Согласно докладу, ведущие спецслужбы пришли к высокой степени уверенности, что президент России Владимир Путин лично отдал приказ начать в 2016 году кампанию, нацеленную на президентские выборы.
Дыхание нового Средневековья: как менялся мир в 2016 годуОсновными целями этой кампании в документе называются «подрыв общественной веры в американский демократический процесс», а также дискредитация кандидата от демократов Хиллари Клинтон и нанесение урона ее избираемости и президентским перспективам. Кроме того, в разведке пришли к мнению, что Москва отдавала явное предпочтение Дональду Трампу, в конечном итоге и одержавшему победу на выборах.
Для влияния на ход американских выборов активно использовалась «государственная пропагандистская машина», включающая в себя местные СМИ, издания, ориентированные на аудиторию за пределами России — агентство Sputnik и телеканал RT, а также «сеть псевдогосударственных троллей». Государственные медиа посвящали Трампу позитивные публикации, в то время как Клинтон — негативные.
В документе утверждается, что Путин и российское правительство пытались улучшить шансы Трампа, негативно выставляя Клинтон на его фоне. Отмечается, что ЦРУ и ФБР «твердо уверены в этом», а АНБ разделяет «умеренную уверенность».
Столкнувшись с консолидированной позицией американских спецслужб, Дональд Трамп, казалось, пошел на попятную. Если за несколько часов до публикации доклада и встречи с представителями разведслужб он назвал обвинения в адрес Москвы «охотой на ведьм», то сразу же после брифинга «допустил», а чуть позже официально признал причастность российских спецслужб к попыткам вмешательства во внутренние дела США. Более того, избранный президент анонсировал программу защиты от кибератак, которая должна быть реализована в первые 90 дней его президентства. По словам Трампа, который никогда до этого не читал отчетов разведки, на встрече с представителями спецслужб он «узнал много нового».
Симптоматично, что, признавая факт российского вмешательства в выборы, Дональд Трамп каждый раз подчеркивает, что такое вмешательство «не повлияло на исход выборов». Хоть их никто и не ставил под сомнение. До сих пор так настойчиво и так же бессистемно о «легитимности» своего президентства заявлял разве что Виктор Янукович.
«А ты меня уважаешь?»
Тем не менее те, кто думает, что, открывший для себя «много нового и интересного», Трамп вдруг резко остепенился и изменил свое отношение к Москве, будут неправы. В тот же день в своем очередном твитте president-elect вновь высказался за хорошие отношения с РФ, обозвав дурачками тех, кто думает иначе. Кроме того, Дональд Трамп в очередной раз заявил, что во время его президентства Россия будет уважать Соединенные Штаты куда больше. Стремление новоизбранного президента заручиться уважением со стороны Кремля явно превратилось в навязчивую идею и может говорить об определенных психологических комплексах. На которых Владимир Путин, как опытный манипулятор, явно попытается играть.
«Взрослей, Дональд, взрослей. Настало время. Ты — президент. Настало время что-то делать. Покажи нам, на что ты способен», — заявил вице-президент США Джозеф Байден, комментируя некое раздвоения во взглядах Трампа.
«Мы находимся в одной лодке, а Путин в нее не входит», — попытался, в свою очередь, хоть как-то надоумить своего преемника уходящий глава Белого дома Барак Обама.
«Ти-Рекс» на низком старте
Тем временем уже упомянутый кандидат на пост госсекретаря Рекс Тиллерсон вовсю готовится к запланированным на 11 и 12 января слушаниям в Сенате по поводу своего назначения. По слухам, подготовкой нефтяника к слушаниям занимаются рекомендовавшие его на этот пост экс-госсекретарь Кондолиза Райс и бывший глава ЦРУ Роберт Гейт, а лоббированием занимается созданная ими же компания RiceHadleyGates LLC. При этом сам Тиллерсон активно проводит неформальные встречи с сенаторами, в которых пытается развеять опасения последних в своей пророссийскости.
«Послушайте, я понимаю, что Путин и Россия — это «задира с детской площадки», они уважают только силу, и с ними надо говорить с позиции силы, иначе у тебя будет масса проблем», — якобы заявил Тиллерсон одному из сотрудников аппарата Сената. В то же время он пока не озвучил позицию по санкциям против России и конкретное направление политики.
Вне сомнения, эти и многие другие вопросы прозвучат на слушаниях. И ответы на них определят, пройдет ли Рекс Тиллерсон через Сенат. Впрочем, существует риск, что Тиллерсон будет не вполне искренен с сенаторами. Человек с опытом ведения переговоров с российскими политиками и арабскими принцами вполне может сказать все, что угодно, дабы заполучить вожделенный пост. С другой стороны, его оппоненты также не настроены играть в поддавки. В общем, запасаемся поп-корном: будет жарко и интересно.
Похоже, американский политический класс только осознал, насколько проблемным президентом может стать Дональд Трамп. А осознав, начал действовать. Уходящая администрация, выставляющая многочисленные «флажки», выступившие единым фронтом спецслужбы, сенаторы, усиливающие нажим на еще не вступившего в должность главу государства, явно преследуют одну цель: направить политику 45-го президента на службу национальным интересам Соединенных Штатов. Напомнить, что обязанность главы государства — реагировать на агрессию. И неважно, осуществляется она с помощью баллистической ракеты или компьютерной мыши.
Если Трамп прислушается к консолидированной позиции истеблишмента и направит свою неуемную энергию в созидательное русло, он может стать воистину выдающимся президентом. Если же продолжит войну с лидерами собственной страны, мечтая навязать всем свою повестку дня, и параллельно якшаясь с малоуважаемыми царьками малоуважаемых стран (типа Путина или Дутерте) — гарантированно окажется в изоляции. Откуда и до импичмента — рукой подать.
Максим Викулов
Фото: David Becker/Reuters