Вот уже несколько недель длится блокада железнодорожных путей оккупированных районов Донецкой и Луганской областей. Около ста активистов, называющих себя ветеранами добровольных батальонов «Айдар» и «Донбасс», требуют прекратить торговлю с боевиками и признать вышеназванные области оккупированными территориями. 25 января, напомним, была заблокирована железная дорога Луганск-Попасная, на следующий день – узловая станция ​​Светланово, а в этом месяце – железнодорожный переезд близ города Бахмут, что в Донецкой области.

От «Роттердам плюс» до веерных отключений – как блокада превращается в кризис

Интересно, что первый командир батальона «Айдар» Сергей Мельничук опровергает наличие в рядах блокирующих настоящих айдаровцов, мол, участники акции – это бывшие контрабандисты, пытающиеся вернуть под свой контроль потоки нелегальных грузов. Среди блокировщиков железнодорожного сообщения в ОРДЛО двое парламентариев: Семен Семенченко и Владимир Парасюк. Оба единогласно утверждают: речь идет не только о вывозе с оккупированного Донбасса угля, но и о полномасштабной торговле с сепаратистами, которую нардепы называют не иначе как бизнесом на крови. Между тем невооруженным глазом видно, что, кроме экономической составляющей, в блокадной акции прослеживаются также и политические следы.

Правительство для битья

Не нужно быть большим экспертом, чтобы понимать: акция с блокадой железнодорожных путей больно бьет по рейтинговым позициям центральной исполнительной власти, а именно – президенту и правительству. О главе государства и его имиджевых потерях – несколько позже. Пока же остановимся на «подмоченном» авторитете Кабинета министров господина Гройсмана.

На днях исполняющий обязанности гендиректора «Укрэнерго» Всеволод Ковальчук заявил, что в настоящее время на отечественных ТЭС запасы антрацитового угля составляют 842 тыс. т. По его словам, если снизить уровень потребления до минимума, его хватит на 40 дней. Что дальше? Веерные отключения потребителей, которые затронут около 2,5-3 млн домохозяйств. Это, мягко говоря, не обрадует этих людей. И общество, сидя без тепла и света, не будет разбираться, «кто кому Рабинович». Большое всего камней в виде народного возмущения полетит именно в огород Владимира Гройсмана и его министерской сборной. К слову, чтобы привезти уголь в Украину из ЮАР, Австралии или Вьетнама, нужно не менее двух месяцев.

Если мы останемся без антрацитового угля, то, вероятно, его придется покупать у России, поскольку украинские порты способны принять 4,5 млн т при необходимой потребности – 9 млн т.

Между тем в «Укрзализныце» заявляют, что в результате блокады уже понесли убытки на сумму свыше 40 млн грн. Эта сумма – далеко не крохи бюджетного пирога, и правительство, хочет оно того или нет, вынуждено будет искать источники, чтобы залатать эту «дыру».

Еще одна болезненная проблема, с которой в случае продолжения блокады столкнется Кабмин, – шахтеры и работники заводов, расположенных в ОРДЛО (а это около 150 тысяч человек), могут остаться без рабочих мест. То, что эти люди будут очень недовольны, также понятно. Возникает предметный вопрос о том, как они будут вести себя: выедут за границу, терпеливо будут ждать скорейшего решения жизненно важной проблемы или, с учетом 40%-ной недоукомплектованности в так называемых подразделениях «Л/ДНР», пополнят ряды незаконных вооруженных формирований? При любом сценарии на центральную власть выльется не одна цистерна критики.

Также отметим, что в настоящее время на территории ОРДЛО пока продолжают функционировать 20 крупных предприятий, которые перерегистрировались на подконтрольной официальному Киеву территории и платят налоги именно в украинский бюджет.

«Все понимают, что это блокирование – политическое мероприятие, но так ставить под удар энергетику страны – крайне плохо, – резко критикует блокадную акцию Валентин Землянский, директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины. – Последствия этой акции могут быть очень негативными. Любая генерация, то ли атомная, то ли тепловая, требует системности, работы без резких скачков, а мы, к сожалению, работаем аврально уже третий год подряд».

Слабость гаранта

Если удары критики за экономический ущерб от блокады берет на себя правительство, то президент получает «на орехи», в частности, на геополитическом уровне.

Блокада Донбасса: борьба с контрабандой или за контрабанду?

Вообще, главе государства сейчас приходится несладко: офшорный скандал, «пленки Онищенко», упрямое нежелание, несмотря на публичное обещание, продать «5 канал». К тому же сверхжесткая критика представителей фракций, которые не входят в состав правящего парламентского большинства, тема безвизового режима. Это далеко не полный перечень упреков, которые раздаются в адрес Петра Порошенко. Если же говорить об ОРДЛО в целом и блокадной акции в частности, то стоит остановиться на таких моментах.

Прежде всего, спрашивается, а кто объявил эту блокадную акцию? Давайте называть вещи своими именами – сомнительные малоизвестные структуры. А это дает основания говорить о том, насколько контролирует ситуацию на украинской территории глава государства. Картина вырисовывается следующая: группа вооруженных лиц приезжает в зону боевых действий и беспрепятственно блокирует там все, что ей заблагорассудится, а президент и другие высокопоставленные чиновники являются лишь молчаливыми наблюдателями.

Есть и моральная сторона блокады. На оккупированных территориях проживают украинцы. Спрашивается: неужели после всех этих блокадных действий, которые уже нанесли им большой вред, отношение жителей ОРДЛО к Украине улучшится? Не нужно быть Вангой, чтобы дать однозначный ответ: «Нет». Скорее наоборот: жители этих регионов будут все больше поглядывать в сторону страны-агрессора. Таким образом, если центральная власть будет пассивным наблюдателем за действиями тех, кто блокирует железнодорожные пути в ОРДЛО, она фактически станет «помощником» интеграции Донбасса в состав РФ.

Опять о перевыборах

Не исключено, что, среди прочего, все вышеописанные политико-экономические факторы и риски, с ними связанные, привели к тому, что почти две трети украинцев сегодня убеждены: война на Донбассе не заканчивается из-за топорности центральной власти. Таковы данные опроса, проведенного Киевским международным институтом социологии по заказу общественной организации «Детектор медиа».

Блокада Донбасса — удар по террористам или по государству?

А пока вокруг блокады железнодорожных путей на Донбассе продолжаются дискуссионные страсти, радикальные политические силы используют малейшие поводы, чтобы испортить и без того не безоблачную погоду, которая царит на властном Олимпе. 20 февраля массовые акции в центре Киева планируют провести организации НАЖДАК и РПС (Радикальные правые силы). Организаторы акции говорят, что ключевой целью ее проведения являются досрочные парламентские выборы, поскольку действующая коалиция, по их мнению, является незаконной. Участники антикоалиционных акций встретятся у памятника Героям Небесной сотни, затем проведут Вече на Майдане и отправятся к президентской администрации с требованием, чтобы Петр Порошенко, пользуясь своим правом, досрочно прекратил полномочия действующей Верховной Рады.

К слову, один из представителей НАЖДАКа Николай Дульский на своей странице в Facebook озвучил сомнительное с точки зрения закона заявление, призвав участников будущей акции: «Берите с собой зарегистрированное оружие! А незарегистрированное держите рядом! Не бойтесь, мы победим». Интересно, что реакции со стороны СБУ и МВД на подобные призывы не последовало.

Screenshot_3

Уже 22 февраля уличную акцию проведут представители «Правого сектора», «Национального корпуса «Азов» и ВО «Свобода». Они заявляют, что акция приурочена к третьей годовщине бегства из Украины экс-президента Януковича.

Самостоятельная ли политическая игра двух вышеупомянутых партийных групп? Дать однозначный ответ на этот вопрос пока невозможно.

В политических кулуарах говорят, что «кукловодом» этих структур являются силы, которые больше всего заинтересованы в проведении внеочередных парламентских выборов. В частности, упоминается «Батькивщина», которая существенно нарастила рейтинговые мышцы и, согласно разнообразными соцопросам, в избирательной гонке сейчас убедительно получила бы свое «золото». Как бы там ни было, очевидно: если вдруг зажигаются звезды, в частности радикально-партийные, значит, это кому-то нужно. И загорелись они не год назад, не два, а только сегодня, когда власть совершенно дискредитирована в глазах людей, а «старые» политические силы, надев новые маски, взошли на вершину электорально-рейтингового пьедестала. Совпадение?

Наталья Ромашова

Фото: Facebook/»Штаб блокади»