В отечественной политике укоренился тренд: ведущие политические игроки выбирают для себя определенную тему и обкатывают ее в публичной плоскости вдоль и поперек. Проще говоря – монополизируют отдельное тематическое направление. За примерами далеко ходить не нужно. Возьмем, «Батькивщину».
Операция дискредитация: как блокада Донбасса показала беспомощность властиДлительное время Юлия Тимошенко и ее соратники в своих публичных выступлениях помимо тарифной проблематики не говорили фактически ни о чем. Порой, слушая представителей этой политсилы, складывалось устойчивое впечатление, что, кроме высоких цен на услуги ЖКУ, в стране больше не существует иных болезненных вопросов, требующих немедленного разрешения.
Сейчас же, отодвинув апробированную тему на задний план, «тимошенковцы» взяли на вооружение другую — отставку правительства Владимира Гройсмана, которое своими действиями, если цитировать оппозиционеров, «довело народ до обнищания».
Очевидно, что акцент на данном вопросе тут и сейчас сделан командой ЮВТ неслучайно. В апреле Кабмин теряет годичный иммунитет, защищающий его от отставки, а поводов для таковой есть более чем достаточно.
Несмотря на то, что премьер-министр при каждом удобном случае, словно мантру повторяет тезис, дескать, экономику удалось поднять с колен, реалии демонстрируют менее красочную картину. Ситуация в различных секторах экономики аховая и это чувствует на себе, точнее, на уровне своего благосостояния, каждый украинец. Поэтому, сколько бы Гройсман ни говорил «халва», слаще народу от этого отнюдь не стало. Во всяком случае, пока что.
Если скрупулезно проанализировать каждую сферу, начиная от здравоохранения, заканчивая злополучной коммуналкой, окажется, что на самом деле свет в конце кризисного тоннеля — не более чем плод премьерского воображения.
Отставка премьера подставит коалицию
Несмотря на то, что есть много причин для отставки Гройсмана, с которым автоматически отойдет в историю и весь состав нынешнего Кабмина, на самом деле не так-то и просто «уйти» КМУ. И вопрос даже не в том, что тему отставки правительства первой подняла Юлия Тимошенко. Из-за этого, кстати, даже те депутаты, которые готовы голосовать за отставку, отказываются комментировать эту тему под запись.
Проблема в том, что во фракциях БПП и НФ прекрасно понимают: ответственность премьер-министра и правительства априори разделяет коалиция, которая и формировала персональный состав КМУ. А дальше что? Эффект домино. Синхронно с уходом в небытие нынешнего КМУ, автоматически возникнет вопрос формирования нового правительства. А сможет ли это сделать правящее большинство, которое ни де-факто, ни де-юре не насчитывает необходимых 226-ти депутатов?
Партийное золото: на что политики потратили миллионы налогоплательщиковДаже если гипотетически предположить, что в этом вопросе БПП и НФ на помощь придут ситуативные союзники из групп «Воля народа» и «Возрождение», отношения между парламентскими союзниками президента Порошенко и экс-премьера Яценюка сейчас, мягко говоря, оставляют желать лучшего. Поэтому, легче поверить в то, что на Марсе давно и счастливо живут люди, чем в то, что нынешним коалициантам удастся спокойно, без шума и пыли поделить министерские портфели, и уж тем более определиться с компромиссной фигурой премьер-министра.
С другой стороны нардепы от БПП и «Народного Фронта», по большому-то счету,- лишь исполнители воли своих реальных руководителей, коими являются Петр Алексеевич и Арсений Петрович. Поэтому, если между Порошенко и Яценюком в вопросе отставки правительства будет достигнут компромисс, рядовые коалицианты посредством «нужных» голосований его непременно реализуют.
Луценко в премьеры не метит
Но зачем, спрашивается, Порошенко «сливать» Гройсмана и, тем самым, дать старт коалиционному, а затем и общепарламентскому кризису, что может привести к досрочным выборам?
В экспертных кругах это поясняют тем, что в последнее время, почувствовав вкус власти, действующий премьер «отбился от рук» и начал индивидуальную игру, что, мягко говоря, не понравилось президенту. Политологи даже называют фамилии тех, кто может занять премьерское кресло после отставки Гройсмана. Якобы, эти кандидатуры обсуждают сейчас на Банковой.
Кресло под премьером зашаталось. И руку к этому прикладывает не только лидер «Батькивщины». Не случайны в последнее время информационные вбросы, что, то ли Кубив, то ли Луценко метят в премьеры, — отмечает политолог Вадим Карасев.
В свою очередь известный политтехнолог Сергей Гайдай пересказывает слухи о грядущих рокировках. Ходят толки, что должность премьера может достаться нынешнему генпрокурору Юрию Луценко, а кресло спикера ВР – лидеру Радикальной партии Олегу Ляшко. По словам политтехнолога, Оппоблок тоже будет в доле. Ну а пока без НФ в коалиции не могут обойтись, то команде Яценюка тоже достанутся какие-то портфели.
В ближайшем окружении Юрия Луценко разговоры о его вероятном премьерстве нам прокомментировали более чем лаконично: «Слухи». На уточняющий вопрос о том, почему же эти слухи информационно подпитывают авторитетные политологи, наш собеседник ответил следующим образом: «Кто-то заказал, оплатил хорошо, вот они и комментируют».
В Кабмине все спокойно?
Несмотря на то, что сегодня в политико-экспертных кругах и шепотом даже в самом правительстве говорят о возможной отставке Кабинета Гройсмана, на сегодняшний день реальной инициативой в данном направлении является попытка регистрации фракцией «Батькивщина» соответствующего проекта постановления. Правда, объективности ради отметим, что инициатива эта весьма сомнительна с юридической точки зрения.
Дело в том, что постановление об отставке премьера Владимира Гройсмана подписали 13 парламентариев при необходимом минимуме в 150. Именно этим и объяснили отказ в регистрации документа в аппарате Верховной Рады. Однако Юлия Тимошенко возмутилась такому решению: «Все это обман! 150 подписей надо собирать, только если отправлять в отставку все правительство. А речь идет только о премьер-министре!».
Все бы ничего, однако, в 115-й статье Конституции черным по белому написано, что отставка главы Кабмина автоматически влечет за собой отставку всего состава правительства.
Рискованные партии: кому и зачем нужны перевыборы в РадуОчевидно, что инициатива депутатов от «Батькивщины» по отставке Владимира Гройсмана была заведомо провальной, но информационную волну Юлии Тимошенко удалось поднять еще ту. Это, мягко говоря, не понравилось премьер-министру, который в отставку точно не собирается, так как не раз говорил о планах отчитываться в 2018-ом о проделанной в текущем году работе.
О том, что действующий премьер — человек крайне эмоциональный известно всем, кто мало-мальски следит за атмосферой, царящей на политической кухне страны. Чего только стоит история, когда Владимир Гройсман при десятках камер пригрозил вывести на…, в общем, в известном направлении, вице-премьера Геннадия Зубко. Не оставил глава КМУ без внимания и активность «Батькивщины» в вопросе педалирования его отставки.
«Отцом-основателем новейшей украинской государства мы считаем Михаила Грушевского. Родителями коррупции, популизма, постоянных политических кризисов являются тоже люди. И я считаю, что мамой украинского экономической слабости, уничтожения независимости, коррупции, популизма и неэффективности является Юля Тимошенко», — гневно заявил на днях глава Кабмина.
Юлия Тимошенко назвала реплику премьер-министра ничем иным, как проявлением страха перед ней и ее командой.
Выстрел в молоко. Так называют выстрел неумелого стрелка в белое боковое поле мишени. Назвать Юлию Тимошенко неумелым политическим игроком было бы просто смешно. Поэтому, инициируя заведомо провальную эпопею с отставкой Гройсмана и его Кабмина, лидер «Батькивщины», скорее всего, руководствовалась неписанным правилом: пиара много не бывает.
Словом, Владимир Гройсман может спать спокойно. Во всяком случае, до апреля так точно. Хотя… Несмотря на регулярные «вбросы» о том, что президент крайне недоволен премьером и готов поддержать его отставку, по информации источников Politeka на Банковой, в обозримом будущем фамилия главы Кабмина останется неизменной. По одной простой причине: у главы государства слишком короткая скамья запасных, которым бы он мог доверять.
Наталия Ромашова