Для подкрепления таких тезисов приводили примеры объемов советского военного производства и количество поставленного от союзников. По таким, вроде бы правдивым, данным их вклад не превышал 4%.
Вторая легенда относилась к, вроде бы низкому, качеству и неэффективности военной техники союзников. Советские летчики и танкисты на них воевать не хотели.
Кстати, по поводу качества. Приведем два весьма красноречивых факта. В СССР ходила легенда, что танк Т-34 является лучшим во Второй мировой войне. В 1943 году США получили несколько образцов таких машин для своей армии. Испытания на полигонах выявили крайне низкое качество двигателей и брони. Т-34 не выдержал всего того, что прошел американский танк M4 Sherman. В результате, американцы отказались от приобретения танков Т-34.
Половина потерь советской авиации в годы войны относится к небоевым. Подготовка пилотов была очень плохой. Второй причиной было низкое качество самолетов. Известный летчик Степан Микоян несколько раз попадал в аварии из-за отказа деталей самолета.
Советские летчики были просто влюблены в американский истребитель Bell P-39 Airacobra. Расположенный сзади двигатель защищал пилота. Машина была очень маневренной и легкой в управлении. На этих самолетах летали советские ассы Александр Покрышкин, Григорий Речкалов, Николай Гуляев, Вадим Фадеев, Александр Клубов, Павел Кутахов, ставший впоследствии маршалом авиации и заместителем министра обороны СССР.
Так что о низком качестве ленд-лизовской техники говорить не приходится.
Садовый шланг войны
В марте 1941 года произошло событие, оказавшее серьезное влияние на ход Второй мировой войны. На совместном заседании обеих палат американского конгресса был принят An Act to Promote the Defense of the United States — Закон по обеспечению защиты Соединенных Штатов, более известный как Lend Lease Act — закон о ленд-лизе. Это название происходит от английских слов lend – «давать взаймы», lease – «сдавать в аренду, внаем».
По тогдашним американским законам поставлять вооружение и материалы можно было только по принципу cash and carry – плати и вези. Очень скоро выяснилось, что у Великобритании исчерпаны финансовые возможности для оплаты заказов в США. Если Америка хотела поддержать Великобританию, нужно было найти приемлемую основу для помощи. Ее разработали советники президента Рузвельта Кокс и Фоули. Осталось убедить страну, в которой были еще сильны изоляционистские настроения, в необходимости принятия такого закона.
На еженедельной пресс-конференции 17 декабря 1940 года президент Рузвельт привел пример, ставший классическим. «В умах подавляющего большинства американцев нет абсолютно никаких сомнений по поводу того, что наилучшей непосредственной обороной Соединенных Штатов являются успехи Британии в деле ее самообороны… Предположим, у моего соседа загорелся дом, а у меня есть длинный садовый шланг. Если сосед возьмет мой шланг, наденет его на свой пожарный кран и погасит пламя – значит, он справится с огнем с моей помощью… Разве я скажу ему: «…я заплатил за шланг, скажем, пятнадцать долларов, так ты мне их уплати за пользование шлангом?» Нет, мне не нужны эти деньги — мне только нужно, чтобы сосед вернул шланг, когда пожар потушен».
Простой на первый взгляд пример, вошедший в историю под названием «садовый шланг», совершил переворот в американском общественном мнении. Вдруг страна осознала, что если сейчас не помочь всем, кто ведет борьбу с агрессором, то пожар придет и в американский дом.
В январе 1941 года закон о ленд-лизе был внесен в конгресс и, после весьма ожесточенных дебатов, в марте был принят.
Гитлер отказывался верить в то, что демократическая Америка реально решила стать на сторону его противников. Величину американской гири, брошенной на весы противостояния, он полностью осознал тогда, когда было уже слишком поздно.
Нефтяной ленд-лиз
Советская пропаганда акцентировала внимание на проводке так называемых северных конвоев. Это маршрут был самым коротким и очень опасным, так как корабли подвергались постоянным атакам немецкой авиации и подводных лодок. При этом намекалось, что союзники, вроде бы специально, не выделяли достаточного количества кораблей для охраны торговых судов.
Почти половина грузов — 47,1% — поступила через Тихий океан во Владивосток и на Камчатку. Первые грузы на Дальний Восток из США поступили уже в июле 1941 года. В сентябре Владивосток был настолько ими затоварен, что они хранились прямо на улицах города. Более 8 тысяч американских самолетов своим ходом перелетели из Аляски через Сибирь, так называемая трасса АлСиб.
Как Чернобыль обесценил человеческую жизнь и развалил СССРАрктические конвои стали военно-морской операцией стратегического масштаба. И ее союзники с блеском выиграли. На этом маршруте было потеряно только 7% тоннажа. Конвои, направлявшиеся в порты Ирана или советского Дальнего Востока, потеряли не более 1%.
Все познается в сравнении. Доставка по Ладожскому озеру нескольких барж с продовольствием в осажденный Ленинград на расстояние в 50-80 км, а не 5 тыс. миль превратилась в почти неразрешимую проблему. Или «таллинский переход», когда Краснознаменный Балтийский флот на пути в 400 км из Таллина в Ленинград, не встретив в море ни одной немецкой подводной лодки, ни одного вражеского эсминца или крейсера, потерял 57% эскортируемых гражданских судов. Можно вспомнить и историю обороны Севастополя, когда Черноморский флот — практически не имея противника на море — не смог ни обеспечить бесперебойное снабжение сражающихся за город сухопутных войск, ни эвакуацию защитников. От 15 до 20 тыс. человек, в том числе не менее 5 тыс. раненых, были просто брошены на произвол врага.
Второй маршрут — Трансиранский. По нему грузы направлялись из Ирана, где были построены заводы по сборке автомобилей и самолетов, в Туркменистан и Азербайджан. К 1941 году железные дороги Ирана имели протяженность 9 (!) км. Американские инженерные части проложили трансиранскую железную дорогу от портов в Персидском заливе до советской границы и реконструировали шоссейные дороги для увеличения их пропускной способности. По этому пути было доставлено 23,8% грузов.
Около 22,6%, — через северные конвои, далее шли маршруты через Черное море и Арктику, 3,9 и 2,6% соответственно. Отметим, что советский торговый флот был не только небольшим по количеству кораблей, но они в основном к тому времени устарели. По этой причине союзники отказывались включать их в ордер северных конвоев. США передали в СССР 90 кораблей для перевозки поставок. Это также вошло в счет ленд-лиза.
С июня 1941 до конца сентября 1945 года из США и Канады по договорам ленд-лиза в Советский Союз было направлено около 439 тыс. автомобилей всех видов. Около 90% этого объема приходилось на многоцелевые автомобили и грузовики. Фактически Красная армия пересела на колеса именно благодаря американской автомобильной технике. Заметим, что знаменитая советская ГАЗ-АА (полуторка) — это автомобиль фирмы Форд 1929 года, переданный для производства в СССР.
Ставшая легендарной в годы Второй мировой войны марка Willys (виллис) обязана своим происхождением мелкому торговцу автомобилями Джону Норту Уиллису, который в 1909 году образовал компанию Willys-Overland Motors. Этот автомобиль произвел настоящий переворот в военном деле и в автомобильной технике. Он впоследствии получил звание «Автомобильный герой ХХ века».
Автомобили, самолеты, а также тракторы, танки и другие тягачи нуждаются в бензине и дизельном топливе. Поэтому нефтяной вопрос и следствие из него, бензиновый, во Второй мировой войне был в числе определяющих.
Крайне сложная ситуация с обеспечением горюче-смазочными материалами сложилась в Советском Союзе, хотя и обладавшим громадным потенциалом углеводородного сырья. В 1940 году на отечественных нефтеперерабатывающих заводах было переработано 29 млн. 414 тыс. т нефти, но выработано всего 883,6 тыс. т авиационного бензина, 3,476 млн т автомобильного бензина, 1,459 млн т дизельного топлива, 1,469 млн т различных масел. Из 883,4 тыс. т авиационного бензина, подавляющий объем составлял авиабензин с октановым числом от 70 до 74. Для устаревших истребителей И-15, И-16, бомбардировщиков ТБ-1, ТБ-3, ДБ-А это было почти достаточно. Однако, потребность в авиационном бензине Б-78 для новых боевых самолетов Як-1, Як-3, МиГ-3, Ил-4, Су-2 была удовлетворена всего на 4%.
Добавим к этому, что только за первый месяц войны было потеряно 73 стационарных склада емкостью 171 тыс. куб. м. За последующие три месяца Наркомат обороны лишился еще 160 тыс. т горючего текущего довольствия и 300 тыс. т мобилизационного резерва. И только около 60 тыс. т удалось эвакуировать. До середины 1942 года немецкие танки ездили на захваченном советском бензине.
Наступление немецких войск на Сталинград и южные районы СССР, летом-осенью 1942 года, серьезно затруднило снабжение советской промышленности и армии нефтепродуктами. Бакинский, Грозненский и Майкопский нефтяные районы, обеспечивавшие 85% отечественных нефтяных поставок, оказались либо захваченными противником, либо отрезанными от основных транспортных магистралей. В целом, со второй половины 1942 года нефтедобыча на бакинских промыслах — главном нефтедобывающем районе страны — снизилась до 15,7 млн т. В 1945 году было добыто только 11,5 млн т, в 1941 — 23,5.
Именно поставки по ленд-лизу помогли преодолеть СССР бензиновый кризис. В общей массе первых американских поставок преобладали нефтепродукты. Из общего объема грузов в 186 144 т, отправленных в СССР c 22 июня по 30 сентября 1941 года, они составляли 78,4% — 146 тыс. т.
Малый ленд-лиз
Вообще калькуляции на основе сравнения тонн, километров, количества танков, самолетов и т.д. дает условное и искаженное представление о ленд-лизе. Понятно стремление советских партийных пропагандистов утопить в тоннах и количествах всю совокупную помощь по ленд-лизу. И это тогда, когда многое либо вообще не производилось в СССР, либо производство некоторых видов продукции упало до ничтожного минимума.
Сама по себе сталь является полуфабрикатом. Из нее нужно прокатать, в частности, броневой лист для танков. Первый прокатный стан на Урале по выпуску броневого листа был пущен в 1943 году, так как до этого такие прокатные станы были в Украине. Производство танков до этого осуществлялось только за счет поставок по ленд-лизу.
Цветных металлов, а в основном это был именно алюминий, было поставлено 802 000 т. Из него в основном было произведено в СССР 100 тыс. самолетов, медь шла на патроны и снаряды. И это без учета колоссального количества американских электропроводов и кабеля, поставленных в готовом виде.
Американцы поставили в СССР 9,1 тыс. т молибденового концентрата на $10 млн, что составляет одну тысячную от совокупной стоимости ленд-лизовских товаров. Но без него невозможно выплавить высоколегированную сталь. Проблема молибдена была постоянной головной болью руководителей фашистской экономики. Немецкие агенты по всему миру собирали его по граммам. А тут тысячи тонн. Кроме того, 34,5 тыс. т цинка, 7,3 тыс. т ферро-кремния, 3,3 тыс. т ферро-хрома, 460 т ферро-ванадия, 370 т кобальта. И еще никель, вольфрам, цирконий, кадмий, бериллий, 12 т драгоценного цезия. Также 48,5 тыс. т электродов для производства алюминия и меди.
Война – это кровь и раненые, которых нужно лечить. Накануне войны в приграничных округах были сосредоточены огромные объемы военно-медицинского имущества. Большая часть его там и осталась. Потеря и эвакуация большей части предприятий фармацевтической промышленности привели к тому, что к концу 1941 года объемы производства снизились до 8,5% от предвоенного уровня. В госпиталях стирали использованные бинты. Врачам приходилось работать без эфира и морфина для наркоза, стрептоцида, новокаина, глюкозы, пирамидона и аспирина.
Жизнь и здоровье миллионов раненых спас медицинский ленд-лиз — еще одна забытая страница в истории войны. В целом поставки союзников обеспечили до 80% потребностей советской военно-медицинской службы. Бесценным кладом стали американские и английские антибиотики и сульфаниламиды. Отметим, что в СССР антибиотиков вообще не было, советский пенициллин стали производить только во второй половине 1940-х гг. Ленд-лизовские хирургические инструменты, рентгеновские аппараты, лабораторные микроскопы исправно служили многие годы и после войны. Какой ценой можно измерить поставленные в СССР 1 тыс. т витаминов?
От союзников СССР получил 13,5 млн пар кожаных армейских ботинок, 2 млн комплектов нательного белья, 2,8 млн кожаных ремней, 1,5 млн шерстяных одеял.
Всего продовольствия было поставлено 4,5 млн т, и это без учета гуманитарной помощи населения США, Англии и Канады.
Знаменитая американская тушенка. На советских солдат она производила огромное впечатление. Начнем с того, что банки с тушенкой имели специальный ключ для открывания. Но гораздо большее впечатление производило то, что на дне банки располагалась смесь магния. Достаточно было ее поджечь, видимого пламени она не давала, и через несколько секунд был готов горячий бульон с мясом. В окопе в чистом поле, особенно зимой или поздней осенью необходима горячая пища. Если бы весь ленд-лиз состоял только из этого, то и в этом его значение трудно переоценить. Бойцы называли банки с тушенкой и консервированными сухарями вторым фронтом. Это потом шутке стали придавать политический смысл. Кстати, часть продовольствия, поставленного по ленд-лизу, попадала и в тыл. В блокадном Ленинграде она многих спасла от смерти.
Ленд-лиз сыграл огромную роль в победе над фашизмом. Принижать его роль – значит оскорблять память американцев, англичан и канадцев, которые своим трудом, героизмом в конвоях изготавливали и доставляли часто бесценные грузы в наши порты. Этого требует благодарная память потомков, если только советские пропагандисты не превратили их в манкуртов.
Юрий Райхель