На всем Западе со времен легендарного президента Соединенных Штатов Рональда Рейгана явно не найдется столь убежденного, активного и непримиримого оппонента российского империализма, как сенатор-республиканец от штата Аризона Джон Маккейн.

Друг Украины

Акцентируя свое внимание преимущественно на внешнеполитических проблемах и аспектах безопасности, сенатор стал уделять повышенное внимание московской угрозе практически сразу же после «воцарения» Владимира Путина – то есть задолго до анонсировавшей начало политики российского реваншизма мюнхенской речи кремлевского лидера.

Сто дней президента Трампа: дворцовые войны, неудачи и эволюция внешней политики

Все это время республиканец буквально бьет в набат, пытаясь донести (и во многом успешно) до вашингтонского истеблишмента идею о необходимости стратегического сдерживания России, а также всемерной поддержки всех тех, кому угрожает русский медведь, включая Украину, Грузию, страны Балтии, Балканский полуостров, центральную и восточную Европы.

Требуя решительных действий, Маккейн никогда не боялся идти против течения, то бишь против доминирующих на Капитолийском холме настроений. Так, сенатор требовал активных действий во время нападения Российской Федерации на Грузию в августе 2008 года, жестко критиковал попытки администрации 43-го президента США Джорджа Буша-младшего наладить отношения с Москвой, а также обамовскую политику «перезагрузки». Всякий раз Джон Маккейн предупреждал об исторической тщетности любых попыток договориться с Кремлем по-хорошему. Всякий раз ему не верили, пытаясь выстроить нормальные отношения снова и снова. И всякий раз сенатор в конце концов оказывался прав.

Неудивительно, что Маккейн оказался самым частым высокопоставленным гостем украинской столицы во время Майдана. Высказывая солидарность с протестующими, сенатор в то же время разговаривал с тогдашним президентом Виктором Януковичем, пытаясь вырвать того из московских объятий. Увы, тщетно.

маккейн_порошенко

С началом российской агрессии против нашей страны Джон Маккейн предсказуемо стал одним из самых активных и уж точно самым последовательным лоббистом усиления санкционного давления на Россию и всесторонней помощи нашей стране, включая предоставление летального оружия. Существующие санкции сенатор считает явно недостаточными.

Нам стоит поблагодарить Саудовскую Аравию, позволившей цене на баррель нефти упасть до такого предела, что это имело драматическое влияние на экономику Владимира Путина, — сказал как-то Маккейн. — Это не имеет ничего общего с действиями президента США.

По мнению республиканца, Путин и сотоварищи должны были быть, как минимум, отключены от банковской системы SWIFT.

Непростые отношения

Во время президентской кампании-2016 Джон Маккейн откровенно критиковал Дональда Трампа за его намерения «поладить» с Владимиром Путиным. На национальном республиканском съезде в августе прошлого года Маккейн, скрепя сердце, все же поддержал выдвижение номинанта своей партии в президенты. Но уже в октябре на фоне вспыхнувшего скандала о сексуальных домогательствах отозвал свою поддержку.

Владимир Посельский: Над Макроном успешно сошлись планеты

«Поведение Дональда Трампа на этой неделе… делают невозможным даже условную поддержку его кандидатуры», — заявил он тогда.

Дональд Трамп в своей типичной манере отвечал сенатору взаимностью. Еще в 2015 году эксцентричный миллиардер заявил, что не считает того героем войны (как известно, Джон Маккейн в 1967 году с многочисленными переломами попал в плен во время войны во Вьетнаме и более пяти лет провел в коммунистических застенках).

«Он стал героем войны, потому что побывал в плену. Но мне больше по сердцу те, кто в плен не попадал», — написал строительный магнат.

Уже будучи президентом, в январе 2017 года, Трамп обвинил сенаторов Джона Маккейна и его близкого друга Линдси Грэма в попытках «развязать Третью мировую войну».

Ряд откровенных маргиналов, активизировавшихся внутри американского консервативного движения после избрания Трампа, и вовсе не стеснялись нападать на Маккейна и его сторонников. В частности, известный ультраправый публицист Патрик Бьюкеннен, известный проповедник духовных скреп, оголтелый ксенофоб и расист, и по совместительству ярый симпатик Владимира Путина и всего российского, в декабре прошлого года прямо потребовал от Дональда Трампа и Рекса Тиллерсона «навязать свое видение внешней политики» и «разрушить российскую повестку дня таких сенаторов, как Джон Маккейн».

Невзирая на различия во внешне- и внутриполитических подходах (в частности, Маккейн раскритиковал антимигрантские инициативы нового главы Белого дома), сенатор продолжал публичную и лоббистскую деятельность, направленную на формирование адекватной политики Вашингтона в отношении российской угрозы. Когда президент Трамп риторически поинтересовался, а не был ли его предшественник Барак Обама чересчур мягким с Россией, когда она аннексировала Крым, Джон Маккейн в который раз призвал предоставить нашей стране летальное оружие.

Да, он был слишком мягким. Давайте выберем другой курс вместе: предоставим Украине оборонное летальное вооружения и сохраним санкции против России, — написал сенатор.

Кроме того, известно, что Джон Маккейн встречался с госсекретарем Рексом Тиллерсоном перед недавним визитом последнего в Москву, убеждая главного дипломата занять максимально жесткую позицию в переговорах с российскими лидерами.

В то же время Маккейн всегда пользовался огромным уважением и заслуженным авторитетом не только внутри родной партии, но и у ряда представителей администрации Дональда Трампа. В первую очередь среди ее «военного» крыла. Ни для кого не секрет отличные отношения сенатора с руководителем Пентагона Джеймсом Мэттисом и советником по национальной безопасности Гербертом Макмастером, чье влияние на хозяина Овального кабинета в последнее время нельзя недооценивать.

По мере маргинализации пророссийской партии в Белом доме, усиления влияния носителей традиционных подходов во внешней политике, расследования в Конгрессе возможных связей команды Трампа с представителями кремлевского режима и особенно американского ракетного удара по Сирии, идеи о перезагрузке отношений Вашингтона и Кремля окончательно сошли на нет. В то же время существенно улучшились отношения 45-го президента со сторонниками жесткого сдерживания российской агрессии, такими как Джон Маккейн, Линдси Грэм, Марко Рубио и другими. В частности, указанные сенаторы единодушно поддержали администрацию в ее решении продемонстрировать силу в Сирии и Афганистане, а также инициативы Белого дома по обузданию северокорейского режима.

Альянс с «ястребами»

Можно предположить: сделав достаточно серьезный крен во внешней политике вообще, и в частности в отношениях с Москвой, Дональд Трамп решил наладить отношения с крылом тех, кого принято называть «русскими ястребами» – уже упомянутыми сторонниками максимально жесткого тона в отношениях с Кремлем.

Российский «Платон» — друг Ротенберга и недруг дальнобойщиков

Президент пригласил Маккейна и Грэма на ужин, на котором обсудил с сенаторами вопросы противодействия российскому влиянию на мировой арене. Судя по скупым комментариям Линдси Грэма, сенаторы остались довольны итогами встречи. «Он [Трамп] хочет иметь как можно больше союзников. Но, мне кажется, он понимает, что Россия является тем, кто в последнее время не слишком-то полезен», — заявил сенатор. Маккейн же отказался комментировать разговор. «Я не обсуждаю ужин с президентом США», — сказал он, пошутив, что «еда была ужасной».

На следующий день Джон Маккейн заговорил о Дональде Трампе в комплиментарном ключе.

«Я думаю, поворотным моментом в его президентстве был ракетный удар по Сирии. Не потому, что удар нанес большой ущерб, а поскольку это был сигнал: в отличие от предыдущих восьми лет Америка будет действовать. Величайшей ошибкой администрации Обамы было проведение красных линий и последующее ничегонеделание. Они посылали месседж, что Соединенные Штаты – бумажный тигр», — заявил сенатор.

Я приятно удивлен. Я пришел к заключению, что когда мир смотрит на Трампа, то он не видит перед собой Обаму, и это хорошо, — отметил, в свою очередь, Линдси Грэм.

Чуть позже в интервью CNN Маккейн в очередной раз похвалил Трампа, отметив: «Он окружил себя выдающейся командой в области национальной безопасности». Тогда же сенатор попытался успокоить союзников США, дезориентированных противоречивыми сигналами Белого дома. «Иногда важно обращать внимание на дела президента, а не на его слова», — сказал Маккейн.

Но это – не главное. По Вашингтону циркулирует информация, говорящая о существенном укреплении позиций «русских ястребов» на Капитолийском холме: поговаривают, что Белый дом рассматривает назначение двух близких помощников Джона Маккейна на ключевые позиции в Пентагоне и Госдепартаменте.

Том Гоффус, работающий в возглавляемом Маккейном комитете Сената по вооруженным силам, может быть назначен помощником главы Пентагона по вопросам Европы и НАТО. А бывший представитель США в НАТО Курт Уолкер, в данный момент являющийся исполнительным директором Института Маккейна, рассматривается либо как возможный преемник Виктории Нуланд в ранге помощника госсекретаря по Европе и Евразии, либо – менее вероятно – как кандидат на должность замгоссекретаря по политическим вопросам (третью по важности должность в Госдепе).

Характерно, что на вопрос о возможном карьерном росте своих помощников Джон Маккейн отреагировал с долей сарказма. «Это лишь демонстрирует дефицит талантов [у властей], если они вынуждены «поскрести по сусекам» и забрать этих ребят у меня», — съязвил сенатор.

И Гоффус, и Уолкер полностью разделяют взгляды своего нынешнего шефа на российскую угрозу и роль США и НАТО в ее сдерживании.

Donald Trump Holds Joint Press Conference With German Chancellor Angela Merkel

Зарождающийся альянс Дональда Трампа с группой «ястребов»-республиканцев несет огромный позитив для Соединенных Штатов и всего мира (включая, разумеется, нашу страну). Выгоден он и Дональду Трампу, уже успевшему хлебнуть лиха как с русофилами, типа Майкла Флинна и Картера Пейджа, так и с националистами во главе со Стивеном Бэнноном, чьими коллективными усилиями президент растерял остатки рейтинга, профукал почти все внутриполитические инициативы и вообще оказался на грани потери власти.

Ставка же на системных и авторитетных политиков приведет к росту популярности президента в народе и цементированию республиканского большинства в обеих палатах Конгресса, что позволит эффективнее проталкивать законодательные инициативы Белого дома. Кстати, первый ощутимый результат такого сотрудничества мы уже видим — наконец-то Палата представителей смогла утвердить отмену Obamacare.

О росте американского влияния и авторитета в мире скромно умолчим. Как и о том, как «обрадует» альянс врагов свободы во всем мире – от Владимира Путина до Башара Асада, и от Николаса Мадуро до Ким Чен Ына.

Полны ожиданий от предполагаемой кооперации и авторитетные американские эксперты.

Не удивлюсь, что комбинация Маккейн-Грэм, плюс Мэттис и Макмастер с некоторыми другими в кратчайшие сроки стабилизирует американскую внешнюю политику, — считает Майкл О’Хэллон, военный аналитик the Brookings Institution.

Нашей же стране подобный альянс может сулить существенное повышение внимания Вашингтона к проблемам Киева. Вполне вероятно, что неугомонный сенатор вместе со своими сторонниками в Конгрессе и в Белом доме таки продавят предоставление Украине летального оружия и усиление санкционного давления на Кремль.

Вероятно, что сотрудничество гиперактивного и не склонного к сантиментам Дональда Трампа с группой «русских ястребов» способно на деле, а не на словах, Make America great again. И вернуть мир во времена администрации Рональда Рейгана. Сейчас выбор только за Трампом.

Максим Викулов