Позже программные постулаты армейского генерала стали называть не иначе как План Маршала, который навсегда изменил систему международных отношений в послевоенном мире.
Ближневосточный блицкриг: изучая опыт Шестидневной войныРечь идет не только о поэтапной экономической помощи для Европы после разрушительных последствий Второй мировой войны, но и об особом формате внешней политики США.
Стоит заметить, что экономическая помощь со стороны прагматичного Вашингтона предоставлялась только при условии выполнения определенных требований в политической сфере. На современном языке — к столу приглашались только демократические страны.
Установив протекторат над западным блоком государств, США погрузились в длительную фазу противостояния с соцлагерем. По оценкам ряда исследователей, именно реализация Плана Маршала ознаменовала начало холодной войны.
Противостояние систем
Одной из основных целей программы было противодействие распространению влияния СССР и социалистических идей в страны Западной Европы. Какой аргумент может быть более действенным в идеологической борьбе против оппонента, чем реальный финансовый ресурс? Ответ очевиден – только в разы больший ресурс. А таким, кроме США , в то время никто не обладал. Так что музыку заказывает тот, кто платит. Остальные – созерцают.
Так, в марте 1947 года, на конференции министров иностранных дел, Маршалл встретился с Иосифом Сталиным. Было очевидно, что Россия не заинтересована в оказании помощи Европе. Единственные, у кого имелись ресурсы и желание ими поделиться, были Соединенные Штаты.
Маршалл верил, что помощь в восстановлении Европы и достижении экономической стабильности в этом регионе как нельзя лучше отвечает геополитическим интересам США.
Напомним, свою знаменитую речь он произнес 5 июня 1947 года. Ключевым элементом его предложения было то, что инициатива восстановления должна исходить от стран-участниц.
Поэтому уже 12 июня в Париже собрались представители 16 стран Западной Европы. Они обсудили размеры конкретной помощи, необходимой для каждой из них. Не прошло и года, как соответствующую программу окончательно разработали. В частности, создали специальную Администрацию экономического сотрудничества, которая в целом дала западным странам-участницам 13,3 миллиарда долларов.
В частности, Западная Германия получила $1 448 млн (около $13-15 млрд по нынешнему курсу). Больше всего финпомощи досталось Великобритании – $3 297 млн, Франции – $2 296 млн, Италии – $1 204 млн, Нидерландам $1 128 млн и др.
Оборона демократии или экономическая экспансия?
Уинстон Черчилль считал План Маршалла «самым бескорыстным актом в истории», а Билл Клинтон в своем выступлении по случаю пятидесятилетия плана назвал его «началом пути, приведшего к экономическому чуду».
Забытая помощь в войне: как ленд-лиз побеждал ГитлераПлан Маршалла – маркер, который на долгие годы очертил траекторию развития международных отношений и заложил основы формирования глобальной системы безопасности.
Разрушенная Европа нуждалась в помощи. Поэтому вклад США здесь очень важен. Однако большая политика никогда не бывает наивной. Всегда присутствуют прагматические интересы, которыми руководствуются в принятии важных решений.
Экономическая экспансия – часть стратегии США, континента, географически удаленного от основного поля битвы самой кровавой войны за всю историю человечества – Второй мировой.
Поэтому последствия войны в определенной мере стали для Америки возможностью распространить и закрепить политическое влияние на старом континенте. Чего раньше ей никак не удавалось. Реализация этой задачи-максимум открывала немалую перспективу – из заокеанской державы она превратилась в форварда мировой геополитики.
План Маршалла иногда называют «акцией, продиктованной чрезвычайно образованным пониманием собственных интересов». Американский бизнесмен и дипломат Уилл Клейтон (которому, как считается, принадлежала идея предоставления экономической помощи Европе) отстаивал ее как потребность и интерес народа Соединенных Штатов: «Нам нужны рынки, крупные рынки, чтобы покупать и продавать… а поэтому дешевле защитить себя экономическими средствами, которых у нас вполне достаточно». Война войной, а капитализм диктует свои условия – рынок, рынок и еще раз рынок.
Так что можно сказать, что План Маршалла — программа, которая реализовывала одновременно две ключевые цели: отстаивание демократического строя в Европе и продвижение экономической экспансии «земли Колумба».
Последствия «экономического чуда» по-американски
С 1948 по 1952 годы План Маршалла был основой всей европейской политики США и способствовал продолжению реализации целей, заложенных позже в «Доктрине Трумэна» (программа выделения финансовой помощи Греции и Турции для недопущения усиления коммунистов в этих странах, – ред.). Итак, влияние коммунистов и СССР на Западную Европу было ослаблено.
Экономика европейских стран оправилась от последствий войны быстрее, чем этого можно было ожидать, что, в свою очередь, помогло расплатиться с внешними долгами.
Ежегодная помощь для стран-союзников составляла $4-5 млрд. Это позволило за три года увеличить выпуск продукции в Европе на $20 млрд. В частности, был восстановлен и укреплен европейский средний класс — гарант политической стабильности.
Кроме того, реализация Плана Маршалла стала основой для подготовки и воплощения в жизнь другого, не менее глобального и фундаментального, проекта — создания НАТО (1949 г.).
Украинские реалии
Сегодня План Маршалла с семидесятилетним стажем – скорее метафора. Стоит ли ее употреблять в отношении Украины – вопрос дискуссионный. О программе экономической помощи для нашего государства много чего говорится уже не первый год.
По словам кандидата экономических наук политика Виктора Лисицкого, Украине предлагали несколько «планов» экономической помощи – различных по своей сути и уровню эффективности.
Прежде всего, План Маршалла предусматривал оказание помощи не только Германии, но и 16 странам Западной Европы. Интересно, что Западная Германия получила меньше всего, хотя пострадала очень сильно. В то время как Великобритания не понесла значительных производственных и человеческих потерь, однако ей досталась наибольшая сумма компенсаций.
То есть вся помощь (около $13 млрд) шла в страны, которые имели соответствующие механизмы и системы ее эффективного использования. В Украине таких механизмов нет. Поэтому прямая финансовая помощь Запада в нынешних коррумпированных условиях – ошибка. Обязательно найдутся воры, которые все это растянут. Мы в этом вопросе рекордсмены.
Ранее у нас уже были некоторые инициативы, которые также можно считать своеобразными «планами Маршалла». Хотя, конечно, по своему содержанию это не то, что в прошлом получила Германия или другие страны.
Например, западные специалисты предлагали внедрить в Украине программу под названием «Ориентированное на людей экономическое развитие». Разработали ее в 2007 году. Авторы идеи предполагали несколько важных моментов. В первую очередь – поддержка детей и молодежи. Предусматривалось создание в стране условий для молодых людей, чтобы они смогли реализовать свои бизнес-идеи.
В частности, план предполагал поддержку микробизнеса, микрокредитования. Вот это для нас действительно очень важный и нужный элемент. Ведь в современных высокоэффективных обществах именно «малыши» являются главными двигателями и экономики, и развития государственности.
Если молодой человек будет знать, что сможет легко получить кредит, ему помогут реализовать определенный замысел, довести его до конкретного проекта, под который точно выдадут деньги в банке — тогда будет развитие государства. Такого подхода в Украине, к сожалению, нет. Другое дело в Америке. Там 60% ВВП создает как раз средний и малый бизнес. В Украине — это несколько процентов.
Посмотрим, что у нас творится в монетарной сфере. Просто ужас. Такого никогда не было, даже в лихих 90-х. Уже четвертый год подряд кредитование бизнеса не растет даже в номинальном объеме. Наоборот — развернулись процессы постепенного сокращения. Кредитование домашних хозяйств падает с 2008-го года. Так что ситуация критическая.
В 2014-м году был «План Бернара-Анри Леви» (французский философ, писатель, политический журналист, – ред.). Такое ощущение, что он где-то в космосе витает. Предлагал в Киеве организовать всемирный экономический форум, вроде ежегодного форума в Давосе. Ничего из этого не выйдет. Ведь мировые лидеры Украиной значительно меньше интересуются, чем Швейцарией. Это понятно. Ведь что среднеевропейский политик слышит об Украине? Только одно – воры, воры и еще раз воры. Зачем помогать такому государству?
Потом был еще «План Меркель» (Timothy Garton Ash. Ukraine: how to close the door on Putin. The Guardian, 17 сентября 2014 года, — ред.). План предусматривает военные, политические и экономические шаги. Военная составляющая должна включать поставки оборудования и вооружений, а также готовность НАТО вести такую же гибридную войну, какую, по его мнению, Россия ведет не только в Украине, но и может в любой момент развязать в «слабых точках» Евросоюза. В качестве одного из наиболее «простых» в реализации политических шагов автор предлагает введение безвизового режима с ЕС. А экономическая поддержка должна «помочь Украине создать процветающее общество».
Вывод прост: если мы действительно хотим получать деньги от Запада на системной основе, то должны сделать все, чтобы там увидели, что их деньги никто не украдет. Иначе никакой План Маршалла Украине не поможет.
Романия Горбач