«Уважаемые клиенты! Информируем о причинах завершения подачи горячей воды в вашем районе. 30 мая «Киевгазтранс» прекратил газоснабжение столичной ТЭЦ-6, которая обеспечивает горячей водой Оболонь, Троещину, Радужный и Воскресенский массивы», — объявления подобного содержания могли прочесть жители вышеупомянутых районов столицы. Но не все.
Безвиз — маленький кусок большого пирогаОчевидно, у энергетического монополиста не хватило средств не только на оплату услуг за газ. Горячей воды нет почти в трех тысячах многоэтажек, но предупредить посчитали нужным далеко не всех.
Больше того, даже в пресс-службе «Киевэнерго» затрудняются дать ответ на вопрос о том, когда в кранах половины жителей Киева появится, наконец, горячая H2O. Популярный ответ столичных чиновников — в ближайшие дни.
В «Киевэнерго» причину непредвиденного отключения горячей воды объясняют так: «Киевэнерго » задолжало « Киевтрансгазу » за транспортировку голубого топлива сумму в размере приблизительно 370 млн грн.
Проблема с отключением горячей воды создана искусственно, — убежден бывший министр ЖКХ Алексей Кучеренко.
«Это надуманная проблема, а если более детально — это шантаж киевлян с целью поднять тарифы на горячую воду», — подчеркнул экс-министр в беседе с Politeka.
Тем не менее, недовольство жителей выливается пока что только в разговорах на кухне и в постах в соцсетях. Более решительные действия киевляне не предпринимают.
«Они думают, что проблема рассосется сама по себе, — констатирует Кучеренко. — Пока на улицах не будет нескольких десятков тысяч киевлян, проблема не решится. Сегодня над теми, кто исправно платил и не имеет долгов, попросту издеваются. Кто? «Киевэнерго» при попустительстве КГГА».
По словам бывшего министра, «вклад» правительства в долговую копилку (за невыплату субсидий) составляет 1,2 млрд грн. Остальное — долг киевских потребителей и промышленных организаций. Но ключевая причина всех коммунальных бед, как считает Анатолий Кучеренко, это «установленная цена на газ правительства Гройсмана, которая непосредственно повлияла на тарифы и задолженность по субсидиям».
Корнем кризисных ЖКХ-бед является «Нефтегаз», — полагает эксперт по вопросам энергетики Валентин Землянский
«Проблема, на самом деле, не новая. Другой вопрос, что «Нефтегаз» сейчас ее сильно заострил, — говорит он. — НАК прекрасно осведомлен, что абсолютное большинство потребителей не могут рассчитаться из-за тарифов. Кроме того, не всем дали субсидию. То есть, было понятно, что задолженность будет возрастать. Именно поэтому отключение горячей воды — циничный шаг со стороны НАК «Нефтегаза».
НАК, как считает Землянский, обязан быть социально ориентированным и направлять свои усилия не на формирование бизнеса, чем сейчас занимается «Нефтегаз», а на защиту приоритетов потребителя. Но, похоже, киевлян все устраивает. Во всяком случае, под зданием правительства, АП, мэрией или парламентом днем с огнем не сыскать ни одного недовольного отключением горячей воды жителя столицы. Почему? Три варианта. Либо есть бойлер, либо недовольно греют в кастрюле, пока нет индивидуальных газовых счетчиков, либо разъехались на речные и морские курорты. Похоже, четвертого не дано.
Владимир Бондаренко, депутат Киевсовета, глава постоянной комиссии горсовета по вопросам ЖКХ и топливно-энергетического комплекса:
— Известно, что с 30 мая в нескольких районах столицы отключена горячая вода. Причина — долг потребителей. Скажите, насколько прогнозируемой была ситуация и возможно ли было подготовиться к ней так, чтобы не страдали те киевляне, которые исправно платят по счетам?
— Это сложный вопрос в условиях существующей технологической системы, которая обеспечивает подачу горячей воды. Почему? Потому что у нас так называемая вертикальная разводка. То есть, например, в дом вода заходит через одну трубу и пронизывает стояк каждой квартиры снизу и доверху.
Схема (справедливого отключения за долги, — ред.) работает идеально в случаях, когда обустроена горизонтальная разводка. Так сделано на Западе, а у нас, увы, остался коммунизм.
На сегодняшний день долги города Киева за потребление газа разные. В частности, должниками являются промышленные объекты, которые к местному бюджету не имеют никакого отношения. Это — один источник долгов. Второй — граждане потребляющие газ, которые не платят по счетам. И, наконец, третий источник — бюджетные организации, принадлежащие городу, который обязан за них рассчитываться.
Помимо этого, государство имеет задолженность по субсидиям, субвенциям (в частности, необходимы для реализации столичных функций). Также есть долг государства за услуги, потребляемые бюджетными учреждениями, находящимися в подчинении МОЗ или, скажем, Минобороны.
— Эти нюансы мало волнуют киевлян, которые экономят даже на продуктах, но добросовестно оплачивают за услуги ЖКХ.
Я на днях беседовал по этому поводу с Виталием Кличко. Он говорит, что у нашего премьера Владимира Борисовича на все его просьбы один ответ: «Позже заплатим». Ну, скажите, что за разговор государственного деятеля с руководителем города!?
Своей бездеятельностью центральная власть свалила все на плечи бедных людей. Но проблема в том, что персонально отделить тех, кто платит и тех, кто не платит не реально априори. У «Киевэнерго» свои интересы. Они знаю, что до первого января они свои функции передадут либо профильному министру, либо структуре, которую он определит. То есть, им сегодня не выгодно платить, потому что они, не оплачивая счет, зарабатывают колоссальные средства. Государству, которое стоит не на стороне людей, а на стороне олигархов, до этой проблемы нет дела.
— А когда, на ваш взгляд, можно ждать решения проблемы и, соответственно, появления горячей воды?
— Когда точно — сказать не могу. Знаю, что Виталий Кличко ведет переговоры с центральной властью и пытается решить проблему. Скажу так: со стороны центральной власти то, что происходит — это сознательное издевательство над киевлянами. Это надуманная проблема…
— Кем?
— Правительством и председателем НАК «Нафтогаз Украины» и Андреем Коболевым
Это все происходит накануне больших выборов. Его (Виталия Кличко — ред) надо загнать в коридор и сделать его верноподданым служакой президента.
Наталия Ромашова