Кто вообще такой на самом деле Олег Мусий, почему он возглавлял медицинскую службу Майдана во время Революции Достоинства, откуда попал прямо в министерское кресло.

Родом из села Сокольского района Львовской области, он поступил в столичный медицинский институт по квоте поддержки сельских детей. Получил в то время довольно престижную профессию — анестезиолога-реаниматолога. С середины девяностых Олег Мусий уже в бизнесе. Сначала заместитель директора, а позже — директор совместного предприятия «Виола», которое занималось медицинской техникой.

Еще один суд: кто уничтожит гидру коррупции

Несколько мелких деталей, характеризующих Олега Степановича как предприимчивого и изобретательного бизнесмена: статус совместного предприятия в то время позволял избегать больших налогов, а статус Президент Всеукраинского врачебного общества (возглавляет с 2007 года) давал возможность лоббировать интересы определенных медицинских компаний. Например, близкому товарищу Мусия Николаю Кузьме, владельцу фирм «Укрспецмед», «Укрмед» и «Киевспецресурс», в то время очень успешно удавалось выигрывать 90 процентов всех торгов на поставку медтехники. Во время президентства Виктора Ющенко именно этот предприниматель занимался закупкой аппаратов для облучения раковых опухолей. В то время, когда от этой техники уже давно отказались все европейские страны. При Януковиче этот бизнесмен получил 700 млн гривен на закупку автомобилей скорой помощи, которые так и не были поставлены.

Никто уже не помнит, как медики-волонтеры Майдана неоднократно заявляли об исчезновении лекарств, которые люди приносили в медпункты и полевые госпитали. И это связывали именно с именем Олега Степановича. Суммы, которые назывались, достигали в целом 7 миллионов гривен. Стоит отметить, что речь идет о том периоде, когда курс гривны к доллару был 8. Конечно, расследование было спущено на тормозах. При этом сам Мусий технически убедил всех, что это информационная спецоперация российских спецслужб против него. Да и кто сейчас будет раскапывать эту историю, когда более резонансные майдановские дела до сих пор не доведены до своего логического завершения.

Но деятельность на Майдане приносит свои результаты. Он один из министров правительства «камикадзе» Арсения Яценюка. Именно тогда Олег Степанович получает неофициальное прозвище — «трехглавая гидра». Ведь в то время господин Мусий умудрился занять три должности. Кроме президента врачебного общества, Министра здравоохранения, он был еще и председателем общественного совета при своем же министерстве. То есть все козыри были на руках.

Юрий Левченко об украинцах без пенсий и настоящих расходах на армию

Под прикрытием красивых реформаторских слов выстраивалась своя система для контроля полного цикла государственных закупок от управления участниками рынка (т. е. торгов) и самим фармацевтическим рынком в сопровождении всего организационно-технического механизма тендерных процедур в министерстве. За всем этим стояли определенные предприниматели. В частности, Петр Багрий — один из самых одиозных участников фармацевтического рынка. Именно ему приписывают авторство схемы закупок при министре Мусие.

Их сотрудничество началось в период Майдана. Друга и партнера Петра Багрия — господина Кучирку — можно было часто увидеть у сцены возле стелы Независимости во время революционных событий. Именно Багрий и Кучирка активно продвигали кандидатуру Мусия на должность министра здравоохранения. Тогда пришло их время получать дивиденды.

Задания были достаточно просты — обеспечить влияние на участников рынка. Основным механизмом в этой схеме выступала Гослекслужба. На главной должности этого ведомства оказывается друг и протеже самого министра Михаил Пасечник, по совместительству владелец аптечной сети «Фалби». Заместителем, который влияет на решение всех вопросов по закупке лекарств в министерстве, назначают Елену Алексееву — креатуру Багрия. До этого она работала в Ассоциации производителей лекарств Украины, президентом которой является тот же Багрий.


Первое, за что взялся Олег Степанович — это закупка автомобилей скорой помощи. Надо было вывести сделку своего бизнес-партнера из-под удара. Эти автомобили были закуплены еще при предыдущей власти. При этом были возбуждены уголовные дела в отношении нарушений процедуры скандального тендера. Качество автомобилей китайского производства вызвало много вопросов. Олег Мусий принимает решение не оспаривать результаты тендера, принимает скорые на баланс и оперативно распределяет автомобили по регионам.


Подобные скандалы со стороны МОЗ сыпались на голову Кабмина с регулярной частотой. На начало 2014 года в ведомстве Мусия уже трудно было скрыть провал с проведением тендеров по закупке медицинского оборудования и лекарственных средств. Многочисленные выговоры со стороны премьера не прекращались. Прежде всего потому, что происходила отсрочка переговоров с отечественными производителями для участия в тендерах, их проводили на внеконкурентных условиях. Все это негативно отражалось на насыщении фармацевтического рынка и ценах. В известном скандале с закупками антивирусных препаратов снова засветились товарищи Олега Мусия — Петр Багрий и Дмитрий Шерембей (один из лидеров организации «Пациенты Украины»). Тогда при странных обстоятельствах одна из компаний Багрия получила госзаказ на покупку препарата, исключительное использование которого лоббировал господин Шерембей.

В период, когда Мусий руководит ведомством здравоохранения, выстраивается специальная пирамида. И уже при первых торгах становится понятно, что все обещания министра перед телекамерами снизить цены на лекарства никакого отношения к реальности не имеют. Как факт, цены на них выросли, обогнав и инфляцию и введенные новые налоговые нагрузки.

Схема выглядит следующим образом. В 2014 году девальвация национальной валюты по отношению к доллару составляет до 40 процентов. В том же году, согласно Закону Украины «О предупреждении финансовой катастрофы и создании предпосылок экономического роста в Украине», внедрен НДС на лекарственные средства и изделия медицинского назначения в размере 7 процентов. То есть обоснованное повышение цен на 49.8 процентов. А по результатам торгов на закупках препаратов, скажем, по лечению гемофилии, среднее повышение цен на препараты крови составило 55.8 процентов. То есть не исчезла так часто осуждаемая Мусием такса предшественников в 30-40 процентов, еще и была установлена новая. Правда, возникла одна проблема. Из-за назначения своих верных, но непрофессиональных кадров торги просто не проводятся из-за невозможности их организовать.


Апогеем деятельности министра стало предложение раненым бойцам АТО самим покупать себе лекарства. К середине лета 2014 года в Украину было ввезено лишь 25 процентов импортных лекарств, которые были назначены больным, получающим компенсацию от государства. По факту именно это стало официальной причиной увольнения.


Олег Мусий был первым, кого попросили из правительства. Провалы в работе министерства прятать было уже невозможно.

«Из общего объема лекарств, которые должно было купить государство, Министерством здравоохранения приобретено только 25%. А уже почти конец года. Одна четвертая часть. Я давал персонально десятки поручений на заседаниях правительства, на наших совещаниях. Я так смотрю, что плохо слышно», — сказал тогда премьер-министр Украины Арсений Яценюк.

Но сам Олег Степанович назвал свое отстранение политическим заказом. Он заявил, что и так с 1 октября собирался в отпуск, ведь баллотируется в депутаты.

(продолжение следует)