Через несколько дней начнется очередное европейское турне Президента США Дональда Трампа. Европа затаила дыхание, ломая голову над тем, чего ждать от непредсказуемого главы Белого Дома.

Ключевых опасений два. Первое — не разрушит ли он НАТО? Второе — не сдаст ли он Украину Путину?

Попробуем разобраться с возможными сценариями действий твиттового Президента.

НАТО США (не) НАДА

11-12 июля Президент Трамп примет участие в очередном саммите НАТО. На этот раз тема высокого собрания, которое проходит один раз в два года, амбициозна как никогда — «Более сильный и гибкий (agile) Альянс». При этом, как отмечается на сайте НАТО, «саммит состоится в исторический для безопасности Североатлантического альянса момент и станет весомым предлогом очертить путь НАТО на последующие годы». Ключевая задача — принятие весомых решений с целью дальнейшего укрепления безопасности в Европе и соседних странах». Кроме того, речь пойдет и о так называемом «более справедливом распределении расходов» на обеспечение коллективной обороны стран-членов НАТО.

Протокольная изюминка этого года — информация о саммите на сайте НАТО размещена, кроме официальных языков Альянса, которыми являются английский и французский, еще и на украинском и на русском. Это будто намек на то, что именно кризис, вызванный агрессией России против Украины, пройдет красной нитью сквозь большинство мероприятий с участием глав государств и правительств стран-членов НАТО и его партнеров, в первую очередь Украины.

Общеизвестно, что Дональд Трамп, сразу после своей победы на выборах, беспрецедентно остро, как для американских президентов, критиковал лидеров НАТО.

Одна из главных его претензий — непропорциональное финансирование НАТО его европейскими государствами-членами. Несмотря на то, что цель по повышению уровня расходов на оборону до 2% ВВП была определена еще на саммите НАТО в Уэльсе в 2014 году, когда мало кто мог даже представить, кто станет следующим Президентом США, эту тему он артикулирует как свое личное требование.

В качестве промежуточного результата многих заявлений и переговоров была достигнута положительная динамика увеличения расходов. Если в 2014 году только три страны могли «похвастаться» этими «сакральными» 2-я процентами, то в 2017-м уже шесть, а в этом году восемь. Тем не менее наиболее мощные в рамках НАТО страны-члены не спешат с выполнением «требований Трампа». Та же Ангела Меркель на днях заявила, что до 2024 года ФРГ не достигнет 2-процентного уровня расходов на оборону. И это несмотря на публичные требования министра обороны ФРГ Урсулы Фон дер Ляйен вдобавок к нынешним 38,5 млрд евро в год выделить дополнительно 25 млрд евро на финансирование вооруженных сил.

Таким образом, фон, на котором будет проходить саммит, довольно неоднозначен. Будучи достаточно последовательным в своих внешнеполитических движениях, Дональд Трамп обязательно снова выдвинет требование по увеличению европейцами расходов на собственную оборону. Остается лишь вопрос формы, в которой он это сделает. Это будет рутинная беседа, в результате которой объявят об определенных компромиссах и графиках увеличения расходов, либо прозвучит жесткий ультиматум с прямой угрозой уменьшить или даже прекратить финансирование НАТО за счет американских налогоплательщиков и начать вывод собственных войск из тех или иных европейских стран.

Как представляется, вряд ли следует ожидать жестких демаршей. Ведь Администрация Трампа за последние два года наломала сколько дров на международной арене, что громкий скандал в Брюсселе для нее может стать реальным перебором. Особенно накануне саммита Трамп — Путин в Хельсинки. В то же время и европейцы не заинтересованы в ослаблении союзнических связей с американцами. Ведь в одиночку противостоять вероятной агрессии россиян они пока не способны. Поэтому компромисс будет найден. Непременно!

 Саммит «Трамп — Путин»: быть или не быть «большой сделке»?

С анонсированной на 16 июля этого года встречей Президентов США и России все еще сложнее. Имея огромный предпринимательский опыт, Дональд Трамп привык лично договариваться с руководителями корпораций и государств. Аналогично он рассчитывает поступить и с хозяином Кремля.

Анализируя его заявления в отношении России и Президента Путина за последние 2-3 года, можно сделать вывод, что он презирает своего предшественника за бесхребетность по отношению к России, признает ровней себе Владимира Путина и верит в возможность достижения с ним крупной сделки (big deal).

При этом никто толком не понимает, что может стать предметом этой сделки, а сам Трамп вынужден так или иначе учитывать позицию различных политических игроков внутри США и своих партнеров по НАТО.

Подготовка к саммиту в историческом, с точки зрения современной системы международных отношений, городе Хельсинки (не насмешка ли это над историей!?) идет беспрецедентно кулуарно. По сути, нет никаких мало-мальски значимых излияний в СМИ относительно возможных договоренностей лидеров двух самых мощных в военном плане государств мира.

Дональд Трамп и Владимир Путин

Все, чем могут похвастаться штатные пропагандисты Кремля и вокруг чего уже спекулируют в течение нескольких дней — это вырванное из контекста слово «Посмотрим», которое с намерением или без него, кто знает, бросил Трамп в ответ на вопрос журналистов относительно статуса Крыма. Ну, и призывы в привычной для россТВ манере к Трампу «отдать Украину россиянам», куда же без них в условиях современного российского государства.

А может ли Трамп на самом деле позволить себе какую-то мифическую «большую сделку» с путинской Россией? Несмотря на всю эпатажность и даже определенную одиозность нынешнего Президента США, рискнем предположить, что ни на какие сомнительные договоренности 16 июля Владимиру Путину рассчитывать не следует. Ведь риски для главы Белого Дома абсолютно несопоставимы с теми выгодами, которые гипотетическая сделка с россиянами может ему принести.

Причин как минимум три:

Первая. Расследование Мюллера против Трампа еще не завершено. Давать спецпрокурору дополнительные поводы для обвинений в виде сомнительных договоренностей с Путиным, которого многие демонизируют в США и в мире — это как выстрелить самому себе в ногу.

Вторая. Трамп, будучи чрезвычайно амбициозным лидером, хочет войти в историю как миротворец и Президент, который решает конфликты. Это окончательно и бесповоротно.

Таков уж психотип этого человека. Что-то уже удалось на северокорейском направлении, хотя там еще много работы на года. Но мало что удается на других. В то же время критика, которая звучала отовсюду, после известных 4-х пунктов Сингапурской совместной декларации, подписанной им с Ким Чен Ыном, вряд ли осталась незамеченной в Белом Доме. Поэтому второй раз идти на заключение какого документа, о чем уже намекнул Сергей Лавров, в котором будут только общие пункты обо всем хорошем и против всего плохого, без никакой конкретики, Президент США вряд ли рискнет.

Третья. Осенью в США пройдут промежуточные выборы в Конгресс. Победа Республиканской партии на них для Трампа принципиально важна, ведь от результатов этих промежуточных выборов зависят и его личные политические перспективы. То, чем закончится вояж в Хельсинки, непременно повлияет на избирательную кампанию, ведь использовать достижения и/или провалы, достигнутые во время переговоров Трампа с Путиным, будут как его соратники, так и оппоненты. Поэтому позволить себе кого-то, в частности Украину, как мечтают россияне, сдать или пойти вопреки доминирующим в США антипутинским настроениям он не может.

Дональд Трамп

Так что можно успокоиться. Саммит 16 июля состоится. Однако никаких «зрад» от него ждать не стоит. Красные линии перейдены Трампом не будут.

Максимум, к чему придут президенты США и России — договорятся о том, что необходимо договариваться. А вопросов к обсуждению там вдоволь — начиная с Украины, Сирии и Ирана, заканчивая судьбой соглашения о ракетах средней и малой дальности, санкций, закрытых консульств и т. д.

Победа Реджепа Тайипа Эрдогана: уроки для Украины

Не хотелось бы ошибиться с прогнозами, но не исключено, что прозвучат и какие-то символические шаги «доброй воли» навстречу, в частности относительно освобождения украинских политических заложников: Олега Сенцова, Романа Сущенко, Владимира Балуха и других, возможно, в качестве ответа на освобождение российских преступников типа Виктора Бута из тюрем США или вычеркивание кого-то из близких друзей Путина из санкционного списка. Ведь ни Трамп, ни Путин не могут позволить себе вернуться из столицы Финляндии с пустыми руками. Не поймут их избиратели и партнеры.

Вадим Трюхан, дипломат, председатель правления ОО «Европейское Движение Украины»