Сейчас в информационном пространстве можно найти более чем достаточно материалов о последствиях изоляционистской внешней политики Дональда Трампа. В частности либеральное издание Vox заявило, что эру Трампа в области внешней политики можно считать наиболее весомой по количеству последствий.

Выход Америки из TPP (Транстихоокеанского партнерства), Иранской ядерной сделки, Парижского климатического соглашения, ЮНЕСКО, Совета ООН по правам человека, санкции против Ирана и Турции, переговоры с Северной Кореей становятся катализаторами изменений в современной системе международных отношений. Пожалуй, у многих возникает вопрос, могут ли те же антииранские санкции или американское пошлины на китайский алюминий сыграть против Украины на «Большой шахматной доске»? Спойлер: могут.

Конец Североатлантического единства

Не так давно Президент США назвал Европейский Союз врагом Штатов, поставив ЕС в один ряд с Россией и Китаем. Своими взглядами на международную политику Трамп начал необратимый процесс разъединения «Старой Европы» и США. Можно заявить, что вся внешнеполитическая линия Америки относительно кооперации с ЕС была перечеркнута действиями действующего Президента.

Логично: какая страна или блок захотят иметь союзника, который одним необдуманным твитом или решением может разрушить старые союзы или изменить региональную модель международных отношений?

Сейчас «Европа 28» больше не может полагаться на США в политической, экономической и даже военной сфере. В частности, на саммите НАТО в Брюсселе американский глава заявил, что стран-членов НАТО ждут очень большие проблемы, если они не увеличат финансирование оборонного сектора до размера двух процентов от ВВП до января 2019 года.

Сейчас ситуация обострилась до такого масштаба, что можно даже прогнозировать сценарий американо-европейской торговой войны. США обострили отношения не только со странами ЕС, но и с Британией, которая 29 марта 2019 года должна выйти из состава Евросоюза, и даже Канадой. Одним из последних аккордов как раз стали уже упомянутые антииранские и антитурецкие санкции.

лагард трамп

Трамп, объявив решение о выходе США из иранской ядерной сделки, сейчас хочет заставить Иран заключить, по его мнению, «лучшую сделку», соглашение величия Дональда Трампа, по аналогии с соглашением с КНДР.

Европа не готова жертвовать своими экономическими интересами в угоду Вашингтону. Также на фоне кризиса ценностей в ЕС и беженцев для «Старой Европы» изрядно важно не допустить радикализации Ирана, которая в свою очередь приведет к очередной эскалации на Ближнем Востоке. На данном этапе стороны имеют разные взгляды на международные отношения. Трамп недоволен Европой, а Европа Трампом.

Польза для России

Ранее во времена сильной поддержки идеи «Единой Европы» в странах ЕС и крепких трансатлантических отношений, Кремлю было трудно договариваться с Западом. В сентябре 2018 года Россия может рассчитывать не только на мягкую позицию Вашингтона, что в очередной раз подтвердил саммит в Хельсинки, а также на умеренный взгляд Европы. В последнее время Москва начала удачно маневрировать на ухудшении американо-европейских противоречий.

В частности 27 августа французский Президент Эммануэль Макрон, которого называют самой «проевропейской» фигурой французского политикума и которому пророчат судьбу следующего лидера ЕС, заявил о том, что ЕС не может больше полагаться на США и что Европе надо восстанавливать сотрудничество, в том числе и военное, с Россией. Конечно французский президент упомянул действия России в Украине и Сирии, но это серьезный звоночек для Москвы и Киева.

Путин

Можно подумать, что Франция — это не показатель, потому что французско-российские отношения еще с эпохи Просвещения были достаточно теплыми. Стоит вспомнить только о дворянском французском языке или Антанте, но сейчас Россия имеет достаточное влияние на всю Европу.

В частности Россия является главным поставщиком нефти и газа для Германии, которая не намерена отказываться от строительства Северного потока-2.

Германии, импортирующей более 95 процентов нефти, не выгодно полностью ссориться с Россией, а в условиях нынешних германо-американских отношений — так тем более. В Италии к власти пришла коалиция популистов: леворадикальная «Лига» и праворадикальное «Движение 5 звезд» никогда не скрывали своих пророссийских симпатий. Министр МВД Италии недавно вообще признал Крым российским.

Противостояние США-Турция: и все же – торговая война

Конечно данная тенденция вовсе не означает, что Европа так просто «проглотит» оккупацию Крыма и войну на Донбассе и так просто смягчит санкционный режим, но для России нынешняя геополитическая ситуации более выгодна, что является очень неприятным для Украины.

Виктор Карвацкий, Институт международных отношений КНУ им. Тараса Шевченко,  специально для «Политеки», 30 августа 2018 года