Грузинский профессор Олег Панфилов сравнивает оккупированный Крым с Абхазией и считает, что полуостров повторяет судьбу аннексированной грузинской территории
Об этом пишет «Крым.Реалии«.
«В оккупированной Абхазии периодически вспыхивает отчаяние. Его можно назвать недовольством, но со временем население, кажется, стало понимать, что быть кем-то недовольным уже нет смысла. Теперь уже поздно обижаться на «братскую» Россию, обижаться на Грузию уже устали?», — пишет Панфилов.
Он отмечает, что два года назад некоторые русскоязычные крымчане находились в том же состоянии эйфории, в котором были и жители Абхазии, воодушевленные возможностью стать «независимым государством» под руководством Кремля.
«Абхазы 23 года назад перепрыгнули из недоразвитого социализма в развитый колониализм, в то общественно-политическое состояние, когда президентом выбирают того, у которого больше связей в Кремле и который получил больше благословений в разных московских кабинетах», — сообщает грузинский профессор.
В советских учебниках ничего не говорилось о геноциде абхазов во времена российской оккупации начала XIX века, то только старики иногда покачивали головами и молчали, говорит профессор. Они немного знали, как во время русско-кавказской войны 1817-1867 годов было истреблено и выселено более 80 процентов, исчезли жившие там этнографические группы и территориальные общины. Полностью уничтожен целый народ – убыхи, жившие в районе Сочи – города с грузинским названием. Из Абхазии в XIX веке было депортировано в Турцию более 300 тысяч человек.
Профессор жалуется, что сейчас немногие интересуются историей, признавая официальную версию о том, как грузины уничтожали абхазов и что Крым – русская территория. Еще в октябре 1997 года, спустя четыре года после новой российской оккупации, марионеточный парламент Народного Собрания Абхазии принял постановление «Об акте депортации абхазов (абаза) в XIX веке», говорит Панфилов.
«История с оккупацией Крыма повторяет все то, что происходило дважды, – в XVIII и XXI веках последствия те же. Как и с имперской политикой в Крыму, так и в отношении народов на Кавказе – оккупация, репрессии, террор, переселения. А потом долгие годы оправдания пропагандой своей политики. В последствиях оккупации виноваты кто угодно, но не оккупанты», — отмечает Панфилов.
Спустя 24 года со времени первых российских постсоветских оккупаций и новой оккупации – Крыма и Донбасса, ситуация не меняется, считает эксперт. «Вначале мощный напор с помощью пропаганды и убеждений в том, что армяне Карабаха, молдаване Приднестровья, абхазы и осетины – самые что ни на есть гонимые на этой грешной земле. Само собой, пропаганда подразумевает и цензуру истории», — негодует он.
При этом Панфилов прогнозирует, что крымчанам еще предстоит все пережить. Никогда еще российская оккупация за последние сто лет не была в пользу оккупированных. Сейчас ситуация усугубляется экономическим и финансовым кризисами в России, который автоматически перепадет на плечи оккупированных. Наверное, это будет уже другая фаза отчаяния, резюмирует профессор.