Следует напомнить, что история имеет привычку повторяться, в том или ином виде. Надо признать, что Киев — точно не лучшее место для празднования памяти Столыпина. В сентябре 2011-го к 100-летию со дня его смерти на доме, где когда-то находилась хирургическая клиника Маковского, тогдашний посол России Михаил Зурабов в компании Дмитрия Табачника и Никиты Михалкова открыли мемориальную доску. Но уже через два месяца ее повредили неизвестные. А в июле 2013-го доска вообще исчезла. Сейчас на этом месте — мемориальная доска Вячеславу Чорновилу, а в доме еще с конца 1990-х розмещен центральний офис Народного руха Украины.
Как киевляне 100 лет назад сносили памятники — фото
1 апреля, 06:02
100 лет назад во время революционной манифестации впервые в истории Киева был снесен памятник председателю царского правительства Петру Столыпину
Об этом сообщает Politeka.
Городские власти сначала решили установить памятник возле Оперного театра, где произошло убийство. Но вдова Столыпина решительно возразила это: «Нельзя, чтоб незабвенный Петр Аркадьевич стоял подле места, где злодей покусился на него». И тогда выбрали место перед городской думой на Думской площади (ныне Майдан Незалежности), возле проезжей части Крещатика.
В октября 1911 года объявили конкурс проектов, в котором победил известный итальянский скульптор-монументалист Этторе Ксименес. 20 февраля 1913 проект монумента утвердил император Николай II. Архитектурную часть проекта разработал киевлянин Ипполит Николаев. Бронзовое литье выполняли в Италии. Общая стоимость работ составила 120 тысяч рублей, остальные собранные средства раздали вдовам и сиротам.
Памятник заложили в 1912 году, а торжественно открыли 18-19 сентября 1913 года в присутствии вдовы Столыпина и царских министров. На пьедестале из светлого гранита высилась бронзовая фигура Столыпина, в правой руке он держал текст речи. На первом стороне постамента значилось: «Петру Аркадьевич Столыпину русские люди». С тыльной стороны: «Родился 2 апреля 1862 г. в Москве. Жизнь посвятил служению Родине. Пал от руки убийцы 1-5 сентября 1911 г. в Киеве». Со стороны правой руки статуи на постаменте высечены текст телеграммы, направленной Столыпиным в марта 1911 года года киевскому собранию русских националистов: «Твердо верю, что затеплившийся на западе России свет русской национальной идеи НЕ погаснет и вскоре озарит всю Россию».
Тем не менее памятнику суждено простоять всего три с половиной года. Во время Февральской революции имя Столыпина в народе устойчиво ассоциировалось с понятиями «реакционер», «шовинист», «царский приспешник», «угнетатель и душитель свободы». Сначала кто-то повесил на шею царского премьера красный платок, а 29 марта 1917-го революционная толпа устроила импровизированный «суд» на Столыпиным, после чего фигуру с помощью лебедок подвесили над постаментом, а потом сбросили на землю и отправили на завод «Арсенал», где много лет ее переплавили. Вскоре уничтожили и постамент памятника.
Следует отметить, что несмотря на то, что памятник Столыпину снесли, в Киеве еще некоторое время продолжали стоять памятники русским царям Николаю I, Александра II и Александра III, а до 1919 года существовала и улица под названием Столыпинская (ныне Олеся Гончара). Окончательно от всех символов царской эпохи избавились уже большевики, при этом активно внедряя свои.
Так, на месте памятника Столыпину в 1919 году установили гипсовый бюст Карла Маркса, который через полгода был уничтожен белогвардейцами.
Через три дня после «Дня праздника революции», 1 апреля 1917-го в Киеве состоялась наиболее многолюдная украинская манифестация тех времен — «Праздник свободной Украины» или «Праздник Свободы».
План его проведения подробно разработал заместитель председателя Украинской Центральной Рады Дмитрий Антонович, сын выдающегося историка Владимира Антоновича. Праздник предусматривал панихиду по Тарасу Шевченко возле Владимирского собора, шествие по Крещатику к зданию городской думы и всенародное вече на Софийской площади.
Участие в мероприятии приняли около 100 000 человек, что составляло почти четверть населения тогдашнего Киева. Колонны манифестантов были украшены желто-синими флагами, транспарантами, хоругвями с национальными символами, изображениями Тараса Шевченко, архистратига Михаила.
Всенародное вече поручило Центральной Раде добиваться автономии Украины и объясниться с Временным правительством России. Лишь незначительное количество участников требовали немедленного провозглашения независимости а также установление Гетманщины (по воспоминаниям современников, транспарантов с соответствующими лозунгами было около 10 из 300). Повсюду ощущался общий оптимизм и подъем. Казалось, что после лет самодержавного гнета наконец наступила долгожданная свобода, и украинцы навсегда заживут свободно и счастливо. Но история распорядилась несколько иначе.
По материалам Depo.ua