Следствием свержения ливийского диктатора Муаммара Каддафи стала полная дезинтеграция государства и война всех со всеми

Аналитик Максим Викулов в своей статье для Politeka называет главную ошибку диктатора.

Третья мировая грядет: реакция американцев на авиаудары по Сирии

Эксперт напоминает, что в отличие от Египта, Марокко или Сирии, на территории современной Ливии никогда не было того, что можно было бы назвать единой политической нацией. Равно как никогда не существовало и такого государства.

В начале XX века Италия установила свой контроль над тремя соседними, но абсолютно разнородными областями Северной Африки: Триполитанией, соседней с Египтом Киренаикой, а также Феццаном – необъятными просторами северной Сахары к югу от средиземноморского побережья. В 1949 году эти области получили независимость, в пределах итальянских колониальных границ они были объединены в одно государство – Ливию. При этом речь не шла о неком едином организме, так как в момент предоставления независимости новая страна представляла из себя конгломерат арабских, берберских и туарегских племен, ведущих кочевой или полукочевой образ жизни.

«Пришедший к власти в результате переворота 1969 года полковник Муаммар Каддафи установил крайне жесткий авторитарный режим. Но при этом политическая нация так и не появилась. Общество сохранило свою архаичную структуру», — пишет Викулов.

Каддафи ввел так называемую джамахирию. По мнению аналитика, это государственная конструкция хоть формально и называлась одной из разновидностей арабского социализма, на деле цементировала кланово-племенную структуру под железной властью диктатора.

Каддафи, подчеркивает Викулов, частично разрушил систему традиционных, неформальных отношений между различными племенами и народностями, не создав взамен никаких адекватных государственных институтов и чиновничье-бюрократического аппарата. Весь государственный организм держался на одном диктаторе, репрессивном аппарате и лично им выстроенных отношениях между племенами и кланами.

«Когда система дала сбой и повстанцы в 2011 году при поддержке Запада свергли режим ненавистного полковника, в Ливии образовался полный организационный, институциональный и силовой вакуум. Страну охватил хаос», — констатирует Викулов.

Читать статью полностью.