Ответом на вопрос «будет ли в Украине армия по стандартам НАТО?» станет наказание/безнаказанность тех, кто «экспериментировал» с нею пять лет
Об этом сообщает «Багнет«.
Из трех китов «формулы современной украинской идентичности», — «Армія, мова, віра», — на которых делалась ставка и зиждилась уверенность в победе на выборах Петра Порошенко, именно «армия» обеспечила ему сокрушительный разгром.
Последним нокаутирующим ударом было разоблачение накануне выборов коррупционной схемы хищений с участием Укроборонпрома. Которая наглядно проиллюстрировала, как Верховный главнокомандующий видит анонсированное им же «отрубание рук» за воровство в воюющей армии: когда скандал не удалось замять, президент всего лишь уволил замглавы СНБО Олега Гладковского. Вместо детального расследования всей преступной цепочки снизу доверху, передачи дела в суд и наказания всех виновных согласно букве закона.
Но Укроборонпром – лишь вершина айсберга, мутные схемы и соответствующие им мутные личности сопровождали армию с 2015 года, хотя критики экономической составляющей функционирования Министерства обороны все это время обвиняли вовлеченных в нее в дерибане минимум 50% выделяемых из госбюджета средств, объем которых с каждым годом увеличивался, превысив в итоге 5% ВВП. Понятно, что когда мы говорим «армия» как основной фактор фиаско Петра Порошенко на выборах, то имеем в виду выстроенную им вертикаль исполнителей – от министра обороны до советника по военным вопросам, — которые своей деятельностью (равно как и бездеятельностью контролирующих органов) и обеспечили президентской гонке известный результат.
«Открывать очередную порцию построенных общежитий для наших военных при участии президента и кота — уже добрая традиция», — перерезав красную ленточку четырех «общаг» (из обещанных 184-х), написал Порошенко в Фейсбук за пару недель до первого тура выборов, показавших в итоге, как народ относится и к президенту, и к коту, и к программе обеспечения жильем бомжующих защитников страны.
И тут самое время вспомнить, как в 2016-2017 гг. военным ушли свыше 2 млрд. грн. государственных средств на закупку квартир, денег должно было хватить на 50-процентное сокращение числа военных без жилья. В итоге «оквартирили» едва ли четверть из числа очередников, экономя и на них, где только можно выкупая на вторичном рынке старые совковые «общаги», а не полноценное жилье.
Еще одна «жирная» позиция для коррупционеров в погонах – возведение военных лагерей и военных городков. В марте 2017-го министр обороны Степан Полторак публично пообещал сдать до конца того же года три таких объекта – в Дачном (Одесская обл.), Днепровском (Днепропетровская) и Широком Лане (Николаевская). На строительство в Дачном было отведено 250 млн. грн., что все равно не помогло министру сдержать свое слово. Сдачу объекта сперва перенесли в конец 2018-го, а затем как-то стыдливо замолчали, хотя перед выборами – чем не повод для президента перерезать очередную ленточку как символ заботы о защитниках Родины?
Известно лишь, что пару месяцев назад Южное территориальное квартирно-эксплуатационное управление (КЭУ) Минобороны заключило договоры еще на 62 млн. грн. на строительство в Дачном.
Хотя перед этим, осенью 2018-го, военная прокуратура Южного региона расследовала дело о масштабной растрате бюджетных средств, выделенных на строительство военного городка под Одессой, обвиняя чиновников Южного КЭУ в злоупотреблении служебным положением и растрате почти 30 млн. грн. при раздаче подрядов (ч. 5 ст. 191, ч. 2 ст. 364, ч. 2 ст. 366 УК). А что с делом прокуратуры? Вопрос риторический.
На строительство военного лагеря и казарм в Черкасском в 2017-м году выделено 230 млн. бюджетных гривен. Грозились сделать все «по стандартам НАТО», но получилось как всегда – сегодня, по истечении почти трех лет, объект представляет собой на скорую руку сляпанный деревянный забор, ограждающий изрытую бульдозерами стройплощадку с вбитыми в землю бетонными сваями.
На строительство 235-го межвидового центра подготовки воинских частей и подразделений «Широкий Лан» было выделено 370 млн. грн. Тем не менее, Полтораку пришлось сначала переобещать сдать его уже до конца 2018-го, а затем передать слово своему советнику (и, по совместительству, советнику Порошенко по военным вопросам) Юрию Бирюкову. Года назад тот бодро заявил: обвинения, что «все деньги украли/распилили и ничего не построили» — вранье, а скоро в Ширлане «будут медицинский центр, центр отдыха и бытовых услуг солдатско-сержансткого состава, центр отдыха и бытовых услуг офицерского состава, магазин, спортивный комплекс с крытым полем для мини-футбола и тренажерным залом, уличные баскетбольные/волейбольные/футбольные поля» и проч., и проч., и проч.
На данный момент известно лишь об уголовном производстве (ч.3 ст.191 и ч.3 ст.425 УК) против Главного КЭУ МО, т.к. работы, оплаченные Минобороны, не выполнены, строительство не завершено, а объекты для ввода в эксплуатацию не подготовлены. По выводам следственной экспертизы, объемы и стоимость выполненных работ не соответствуют объемам, указанным в отчетах, фактически стоимость строительства завышена на 36,14 млн. гривен.
Здесь самое время хотя бы вскользь упомянуть о Бирюкове, поскольку это не просто слуга двух господ, а, если хотите, символ выстроенной Петром Порошенко вокруг армии схемы освоения бюджетных средств, ее движущий механизм и основной принцип действия. До победы Порошенко на выборах-2015 Бирюков, не служивший в армии («Армія!»), не имеющий образования и не освоивший даже государственного языка («Мова!»), находился под следствием СБУ за создание европейской тур-сети с оказанием секс-услуг («Віра!») с сумой долга перед кредиторами в размере 1 млн. грн. при курсе 8 грн. за доллар.
Но, став в 2014-м «волонтером» и начав собирать деньги «на армию», он не только меньше чем за год рассчитался с долгами, не только возобновил свой тур-секс-бизнес, но и был зачислен в штат «реформаторов» Администрации президента и Министерства обороны. Вершиной деятельности, к которой Бирюков привлек знакомых земляков из Николаева (шефиня так наз. «Проектного офиса реформ Минобороны» Диана Петреня была до этого веб-дизайнером уездного масштаба, шеф Главного управления развития и сопровождения материального обеспечения ВСУ Дмитрий Марченко, как боевой десантник достигший майорского звания, за несколько лет «на снабжении» получил погоны генерал-майора), стал так наз. «эксперимент» с питанием военных. Ибо если в военном строительстве суммы денежных потоков исчислялись сотнями миллионов, то здесь речь шла о миллиардах.
Напомним, до Порошенко-Полторака-Бирюкова и «реформаторов» последнего, в рамках Госпрограммы развития ВСУ на 2006 – 2011 гг., военнослужащие обеспечивались питанием на принципах аутсорсинга – выигравшими тендер МО гражданскими компаниями. Это действительно был переход на стандарты НАТО: от кухонных нарядов освободились почти 6000 солдат – без малого 20% списочной численности тогдашней армии. Сегодня с уверенностью можно сказать: когда в 2014-м наша армия из мирной превратилась в воющую, только система ее продовольственного обеспечения отвечала вызовам военного времени.
Но с началом войны в Минобороны потекли деньги совсем иного масштаба, расходы лишь на питание военных очень скоро достигли миллиарда гривен в год. И «реформаторы» не упустили свой шанс: они с благословения Верховного и при поддержке министра начали внедрять свой «эксперимент», когда вместо компаний, предоставлявших услуги «под ключ» – от закупки продуктов до приготовления пищи, — предложили гибрид, когда армия определяла на тендере лишь поставщика продуктов, вернувшись к приготовлению котлового довольствия своими силами.
Все ли смотрели на это вредительство в условиях немирного времени, закрыв глаза? Нет, конечно. Если украинская армия взяла курс на достижение стандартов НАТО, Минобороны не может отказываться от аутсорсинга в сфере питания военнослужащих, ведь продовольственным обеспечением и организацией питания в странах Альянса занимаются исключительно специализированные коммерческие компании, еще в декабре 2015-го, на заре «эксперимента», заявил в Киеве представитель Агентства по материально-техническому обеспечению и закупкам НАТО Бюлент Тюдеш. Член комитета ВР по вопросам нацбезопасности и обороны Дмитрий Тымчук и экс-министр обороны Анатолий Гриценко заявляли: «эксперимент» противоречит тому заданию, которое сам президент Порошенко ставил министру Полтораку насчет полного перехода ВСУ на стандарты НАТО.
Не кто-нибудь, а начальник Генштаба и главнокомандующий ВСУ Виктор Муженко летом 2018-го на совещании в Минобороны сообщал: части, вышедшие в условиях аутсорсинга на соотношение «боевые подразделения: подразделения обеспечения» на уровень 70 : 30, – в условиях «эксперимента» вернулись на совковый стандарт 50 : 50. «Это то, от чего мы отходили 10 лет, а теперь к нему снова возвращаемся», — отрезал тогда генерал армии, предупредив министра: в случае расширения «эксперимента», уже в 2019-м продслужба оттянет от несения боевой службы 15 233 боевые единицы, что, подчеркнул Муженко, «равно численности четырех механизированных бригад».
Государственный бюджет Украины за 2018 год выполнен с дефицитом 59,2 млрд. грн. Это сумасшедшие деньги для воюющей страны, но лишь сумасшедший даже в этих условиях будет экономить на обороне. Но как назвать того, кто в этих условиях искусственно раздувает военный бюджет в целях личной наживы? А ведь расчеты Муженко своими подсчетами дополняла и Счетная палата, которая еще в 2017-м предупреждала министра Полторака, что его «экспериментаторы» стразу, на ровном месте, раздувают отводимый на питание военных бюджет более чем на 40%.
Компания на аутсорсинге получала из бюджета деньги из расчета 85 грн. на солдата в сутки. Но из этих денег она ремонтировала столовые, закупала оборудование, платила зарплату поварам, ЖКХ за услуги и государству налоги. В «эксперименте» эти 85 грн. шли только в солдатский котел, на закупку продуктов. На первый взгляд (как с каждого фонарного столба несколько лет верещал Бирюков) – ура! Ага, в попе дыра. Во-первых, на аутсорсинге чужие для армии гражданские компании терзали проверками – учетными, контрольными, санитарными и проч. Во-вторых, существовала строгая система продуктовых норм, положенных солдату. Сегодня в подразделениях на «эксперименте» проверок нет. Чего проверять своих же кашеваров? Как не определены для них и не доведены под роспись ответственным лицам продуктовые нормы (за пять-то лет!).
В итоге получили: а) солдат ест приготовленное кем попало; б) солдат получает норму, отсыпанную «на глазок»; в) солдат, еще недавно избавленный от рабства кухонного наряда, всецело предназначенный для боевой подготовки, снова вынужден таскаться на кухню — чистить картошку, быть «ложкомойкой» и т.д. А главная же экономическая свинья, подложенная «реформаторами», заключалась в том, что затраты на ремонт пищеблоков, закупку оборудования, оплату услуг ЖКХ и т.д. никто не отменял. И оказалось: коль питание всех частей ВСУ перевести на «экспериментальное», это потребует дополнительных расходов из госбюджета в размере почти 3 млрд. грн. Даже для непосвященного эта цифра кричит не о «стандартах НАТО», а лишь о коррупционной составляющей. Что, в итоге, прекрасно поняли избиратели, ответив на «Армію, мову, віру» именно так, а не иначе. (Кстати, все эти расчеты Счетной палаты, попавшие вначале в открытый доступ, затем оперативно убрали, снабдив документ грифом «ДСП» — «Для служебного пользования»).
Мы не зря назвали Бирюкова символом выстроенной Порошенко вокруг армии схемы освоения бюджетных средств. Вот его дословный ответ представителю одной из компаний-аутсорсеров, прозвучавший на совещании по внедрению «эксперимента» в 2018-м году. Когда привыкший считать деньги коммерсант, и без Счетной палаты увидевший масштабное увеличение нагрузки на бюджет, выразил сомнение в целесообразности такой «реформы», спец по секс-туризму отрезал: «Шо ты переживаешь за какой-то госбюджет?! Кому он сдался? В этом госбюджете на солдатские берцы были заложены 300 – максимум 500 грн. за пару. А мы им втюхали по 1500! И купили. Никуда не делись!»
Кстати потом, в интервью прессе, этот (вырезано цензурою) хвастал по-другому: «Берцы американцы покупают за эквивалент 2500 грн. А мы – за 1500. И, супер удивительно, но базовые украинские берцы нового поколения лучше американских».
…Что характерно, после выборов и смены власти премьер-министр Владимир Гройсман, например, написал новому президенту «прошу принять мою отставку согласно Конституции Украины». А вот Степан Полторак прибегнул к удивительной словесной конструкции: «Прошу Вас рассмотреть определенным порядком вопрос относительно увольнения меня». За этой фразой так и чуется мольба: «Вы подумайте хорошенько, может, я еще пригожусь, а?»…
Еще более удивительна метаморфоза, происшедшая со Степаном Тимофеевичем во время первой личной встречи с Владимиром Зеленским. После стольких лет в министерском кресле при президенте Порошенко, после того, что сотворили с армией «реформаторы» Бирюков, Петреня Марченко и Ко это выглядит издевательством над здравым смыслом. Оказывается, как пишет Радио «Свобода» по итогам интервью с Полтораком после аудиенции у нового Верховного, «министр обороны Украины Степан Полторак на встрече с президентом Владимиром Зеленским предостерег его от «экспериментов над армией».
Иными словами, второе после бывшего президента Порошенко лицо в выстроенной этим лицом армейской вертикали признало ошибку. Которая, если подсчитать в столбик приведенные выше (далеко не все!) цифры, обернулась миллиардами тем или иным образом расхищенных из оборонного бюджета гривен. И когда сегодня защитники президентской каденции Петра Порошенко указывают на список «Форбс», в котором бывший Верховный перекочевал из долларовых миллиардеров в миллионеры, то этому можно верить лишь в одном случае: если все «экспериментаторы» — от Полторака до «офисных реформаторов», «волонтертов-советников» и недобросовестных подрядчиков понесут заслуженное наказание. А не отделаются увольнением и возвратом к веб-дизайну, ломанию кирпичей о голову или секс-тур-бизнесу.
Коль не понесут, значит, первое лицо было не только организатором и руководителем вертикали, но и основным выгодополучателем.
Олександр Корнеев