Так вот, последовательные сограждане и ветреные соотечественники, самое время отпеть скоропостижно-досрочно распущенную Верховную Раду и задуматься, а чем же новая будет отличаться. И в какую сторону!
Тревожны перспективы страны, я бы даже сказал, парламентско-президентской республики, в которой к успехам законодательного органа приходится относить не то, что он сделал, а то, чего смог избежать. Но с нашей Радой — увы, именно так.
Главное достижение уходящих депутатов — то, что они удержались от полной имплементации капитулянтских минских договоренностей в законодательство Украины. Хотя тогдашний президент давил по максимуму: депутатов уговаривали, запугивали, подкупали.
А причиной то, что Петр Порошенко взял на себя обязательство протащить «минск» через Раду. Обязательство перед западными лидерами и, что важнее, перед Владимиром Путиным. Но депутаты выстояли, был принят компромиссный вариант закона «Об особенностях госполитики на оккупированных территориях», то есть, не полный гаплык, а такой, половинчатый. Но и этой полупобеды не случилось бы, если б патриотическая общественность не давила на депутатов с противоположной президенту стороны.
Следующий похвальный результат — саботирование законопроектов, разрешающих свободную продажу сельскохозяйственных земель и приватизацию нефтегазовой трубы. Хотя неоднократные вбросы этих тем были и подогревались кампаниями в СМИ.
Потому что такие решения в условиях пусть гибридной, но войны и скверной рыночной конъюнктуры привели бы к утрате последнего стратегического актива Украины. А нажилась бы верхушка нашей власти, которая без стеснения пыталась реализовать то, что не успел приснопамятный Саша-стоматолог.
Организовывать газотранспортный консорциум и запускать цивилизованный рынок земли необходимо, но сначала в Украине должны полноценно заработать все антикоррупционные органы, а также прозрачная система привлечения инвестиций с хеджированием рисков.
Главная претензия к Верховной Раде уходящего созыва в том, что она оказалась самой несамостоятельной из всех предыдущих.
Апофеоз такой несамостоятельности — позорное утверждение на должности Генпрокурора Юрия Луценко. Дело здесь, разумеется, не в фамилии, а в том, что Рада ухитрилась поменять закон о Генпрокуратуре, провести согласование в комитетах и фракциях и утвердить кандидатуру за один день. Политическая целесообразность тогда просто растоптала правовую чистоту и элементарные приличия.
В целом вопиющие нарушения регламента, «кнопкодавство», массовые пропуски пленарных заседаний, бравирование депутатами неустановленными (хотя и понятными!) источниками доходов стали отличительной чертой уходящего созыва. Обеспечив парламенту рекордно низкий уровень доверия украинцев в 3%.
И закономерно, что, согласно решению Конституционного Суда, три последние года эта Рада профункционировала без предусмотренной Конституцией коалиции, то есть, нелегитимно. И завершила свою деятельность принудительным роспуском.
Да, Рада к середине каденции нашла в себе силы назвать Россию агрессором, а потом и разорвать, точнее, не продлить Большой договор между Украиной и Россией. Но сколько еще других договоров со страной-агрессором у нас преспокойно продолжают действовать, не говоря уже о постоянно растущем товарообороте…
Да, Рада проголосовала децентрализацию, а также антикоррупционные законы, которые открыли дорогу к безвизу с Европой. Но ведь ее к этому пришлось буквально принуждать. Дошло до того, что додавливанием Украины вынужден был заниматься МВФ, что еще недавно было просто невозможно представить.
А самым ярким для меня эпизодом стал государственный гимн под куполом в исполнение дуэта Ляшко-Порошенко. Незабываемый символ лицемерного патриотизма как лейтмотив пяти недавних лет.
Да и хватит о грустном!
Давайте поговорим о пугающем. Потому что непонятном.
Свежая социология показывает то, что показывала и несвежая, в начале избирательной кампании: в новую Раду, скорее всего, проходит пять партий в следующем порядке: «Слуга народа», «Оппоплатформа «За життя», «Батькивщина», «Европейская солидарность», «Голос». Причем, прохождение партии Святослава Вакарчука под некоторым вопросом, так как ботофермы «оклеветанного патриота и недооцененного бессребреника», каковым считает себя Петр Порошенко, развернули против своих идейных единомышленников из «Голоса» натуральную травлю. Но не удивлюсь, если как всегда у технологов ПАПа, это даст прямо противоположный электоральный результат.
Точный процент полученных голосов имеет значение, но скорее — морально психологическое. Потому что немедленно после принятия присяги фракции начнут пополняться за счет бесхозных мажоритарщиков. Или же не начнут, потому что эти самые бесхозные станут кучковаться отдельно с ориентацией на какого-нибудь заинтересованного олигарха.
Так что важен конечный размер депутатский фракций. Но даже если «Слуга народа» соберет под свое зеленое знамя 226 и более депутатов, никакой «монокоалиции» все равно не будет. Потому что ее не может быть в принципе!
Когда я слышу планы на «монокоалицию» от симпатичных мне членов Зе-команды, то надеюсь, что лишь дефицит времени не позволил им проанализировать ту реальность, которую они же сами и породили роспуском Верховной Рады VIII созыва. А именно — соответствующее решение Конституционного Суда, которое гласит, что парламентскую коалицию большинства составляют не отдельные депутаты, а их фракции. Во множественном числе!
То есть, какие-то конкретные законопроекты и постановления сложившаяся в Раде мегафракция может утверждать и сама, но вот коалицию для формирования правительства — только вместе партнерами. В чем есть несомненный политический смысл, так как это преграда на пути «авторитаризма в законе».
Так что спикериаде-премьериаде в любом случае быть. И начнется сие увлекательное действо с признаками политической коррупции в сентябре, когда пройдут все суды по поводу нарушений на выборах, ЦИК огласит результат, и депутаты примут присягу.
Пока неизвестно, пригласит ли Президент Зеленский в коалицию лишь одну фракцию, чья численность позволит составить устойчивое большинство, или же прагматическая часть Зе-команды убедит его максимально размыть ответственность и пригласить всех, кто захочет войти.
В любом варианте, «Батькивщина» и «Голос» (если пройдет) окажутся в числе переговорщиков. Юлия Тимошенко будет настаивать на своем премьерстве, но в случае, если «Слуга народа» соберет мегафракцию, может согласиться на пост спикера ВР с добавками в виде некоторых министерств или парламентских комитетов.
Вот что может предложить коалиции Святослав Вакарчук — загадка великая есть, так как доверить ему серьезную должность не рискнет даже такой политический неофит как Владимир Зеленский. Загадка, полагаю, и для самого Вакарчука.
Не могу представить предметных переговоров насчет коалиции между Владимиром Зеленским и «Оппоплатформой «За життя» или «Европейской солидарностью». Потому что он считает Виктора Медведчука и Петра Порошенко врагами как успешной Украины, так и своими личными.
Коалиционные переговоры начнутся немедленно после предварительных итогов выборов. Так что не переключайтесь — будет интересно!
В качестве изюминки: на первые голосования «Слуга народа» намерен вынести законопроекты о криминальной ответственности за неперсональное голосование и штрафы за прогул заседаний Рады, а также об отмене депутатской неприкосновенности и импичменте президента.
Александр Кочетков, аналитик и политтехнолог, специально для «Политеки»