Хочу пожаловаться Вам, отзывчивые сограждане и равнодушные соотечественники
Свои «Телетайпы» я подписываю «аналитик и политтехнолог». И обычно две эти мои ипостаси вполне уживаются друг с другом. Хотя и находятся в диалектическом противоречии.
Аналитик ищет закономерности, управляющие процессами и людьми — как явные, так и скрытые. Беспристрастность для аналитика такое же необходимое качество, как стерильность в операционной. Политтехнолог, наоборот, предельно пристрастен. Потому что его кормит знание об умонастроениях общества, чтобы помочь подшефному политику как можно лучше этим настроениям соответствовать.
Но последнее время ловлю себя на конфликтном раздвоении пишущей личности.
Аналитику хочется, к примеру, разобрать по косточкам знаковый визит премьер-министра Израиля Биньямина Натаньягу. Растолковать всем интересующимся, что он приезжал за своеобразным электоральным авансом как потенциальный посредник между Киевом, Москвой, Вашингтоном и Брюсселем. Потому что в Израиле идут парламентские выборы, в которых партия Натаньягу «Ликуд» намерена победить, и тамошние спецы для пятого (рекордного!) премьерского срока Биньямина затеяли глобальную схему. В смысле, пускай у Биби не складывается мир с Палестиной, зато он способен прекратить войну в Украине.
Но внутренний политтехнолог бубнит мне в ухо: «Да ну ее, геополитику эту! Пиши лучше про Сару и каравай!».
Действительно, нашей публике куда интереснее читать о том, как с помощью самообучающихся нейронных сетей восстановить все телодвижения жены израильского премьера и в точности установить, что она таки сотворила с нашими ритуальными хлебом-солью.
Можно будет высказать свежую версию, что дело вовсе не в брошенных хлебных крошках, которые, по воспаленному бреду некоторых комментаторов, символизируют библейскую манну, падающую с небес. (Бетон взлетного поля, стало быть, символизирует окаменевшую пустыню, по которой странствовал народ Моисеев). А все дело в крупицах соли, которые развеяла мудрая Сара, однозначно указав, что Украина — это соль земли…
Ведь украинцев, судя по всему, волнует исключительно высосанный из пальца или еще откуда иррациональный аспект происходящего со страной и вокруг нее.
Аналитик готов порассуждать о перспективах и рисках свободной торговли с Израилем, что она нам даст и когда ли прибыль от нее сможет перекрыть затраты на пенсии нашим эмигрантам в землю обетованную. Но политтехнолог настаивает, что популярнее будет затянуть нескончаемую унылую песнь о богоизбранном народе, позарившемуся на источник существования украинских пенсионеров. И сразу же, в стык гневно перейти на зарплаты депутатов, которые, по мнению ряда ФБ-корифеев, должны сами доплачивать за почетное право чего-то там решать для нас под куполом Рады.
А вот моя аналитическая половина депутатские зарплаты значимым фактором не считает. Потому что они никак не влияют на эффективность работы народных избранников, от которой во многом зависит размер этих самых пенсий, зарплат и всего того, что действительно важно. Еще в большей степени это касается членов мегафракции «Слуга народа», которой, независимо от депутатской зарплаты, намерены жестко управлять из офиса президента.
И в этом смысле пугает не затяжка с оглашением фамилии премьер-министра и других членов правительства (ясно же, что готовится публичное шоу с сюрпризами!), а неготовность власти вести общественный диалог о национальных целях, к которым она намерена нас вести.
Мы ведь хотим как в европах? Тогда сначала определяем цели, затем путь их достижения, а только потом под эту задачу подбираем персонал, который способен ее решить А не наоборот — сгребаем в кучу всех, кого знаем по предыдущей жизни и кто выглядит вроде бы порядочными, и пускай они там напридумывают, чего им музыка навеет.
Главное, чтобы где-то в заглавии была борьба с коррупцией и олигархами. Или борьба с коррупцией за деньги олигархов. Или с олигархами за деньги от коррупции… Хотя последнее уже было — и народу не зашло.
Уже который день аналитика, как зубной нерв, дергает обозначившийся сговор США, Франции и Германии, которые играют с Россией в злого и доброго полицейского. В своих интересах играют. А в результате этих ролевых игр Украину могут принудить выполнять капитулянтский «минск в его кремлевской интерпретации с «особым статусом Донбасса» и амнистией всех боевиков. И об угрозе этого опасного для Украины сценария больше всех вопят как раз порохолюбы, чей кумир и заключил эти антиукраинские соглашения.
Но антипод-политтехнолог синхронно с Фейбуком, нашим логовом интеллектуальной мысли, машет невидимой рукой: да фиг с ними, с неприятными маневрами сильных мира сего и размышлениями о том, что мы можем им противопоставить! Куда важнее расшифровать, на что там намекал неумолчный «Большой Брат» Давид Арахамия, когда заявил, что как минимум один министр из старого правительства сохранится в новом.
То же мне, задача трех тел… Кто-то сомневается, что позицией МВД во время и после выборов Арсен Аваков заслужил у Зе-команды эксклюзивное отношение?
Чувствующий общественные тренды политтехнолог призывает меня не заморачиваться и искать позитив. Вот погребет нас российская недоимперия под себя, так зато пенсий в Израиль платить не станем — экономия, однако…
А пока куда актуальнее вместе со страной поизучать конспирологическую концепцию рассадки законодателей 9-го разлива.
А-а-а, так «Слуги народа» заняли первые ряды, потому что в их артистическом восприятии это самые козырные места зрительного зала! Не-ет, это они сообразили, что у оппозиции никаких рычагов, кроме блокирования трибуны, вот подступы к ней и перекрыли!
А на самом деле «Слуги народа» просто поступили так, как им захотелось. Без особых глубокомысленных резонов. И будут поступать так и дальше по любым вопросам — от пустяшных, вроде рассадки, до геополитических. И всем нам пора это усвоить и выработать отношение — соглашаться или пытаться переубеждать новую власть.
Но для начала необходимо, чтобы аналитика и политические технологии, по сути, рациональная основа происходящего и эмоциональная рефлексия общества, не то чтобы совпадали, но хоть пересекались не только в виде клипового мышления Зе-команды.
Александр Кочетков, аналитик и политтехнолог, специально для «Политеки»