Чем дольше Петр Порошенко на своем посту, тем больше неосторожных обещаний срывается с его уст. И тем уязвимее глава государства для критики. К информационным атакам со стороны политических конкурентов, да и к критике журналистов Порошенко уже привык. Зачастую либо не обращает внимания, либо так отвечает, что обидчик готов спрятаться куда подальше. Уж чего-чего, а ораторского мастерства Петру Алексеевичу не занимать. Однако к язвительному троллингу со стороны плененной Надежды Савченко он оказался явно не готов. «Я слышала о довольно неплохих способностях Порошенко в дипломатии. Ну что же, я надеюсь, что его дипломатических способностей хватит на то, чтобы в России договориться с одним идиотом. Ведь он обещал моей матери, что еще на майские праздники в 2015 году я буду дома», — заявила в своем последнем слове Савченко. Кумир миллионов украинцев, символ несокрушимости нации прямо обвинила гаранта в пустопорожнем трепе. Савченко рассказала о том, как Порошенко, по сути, обманул старушку, вселив в отчаявшуюся мать ложные надежды. Дипломатические способности Петра Алексеевича и вовсе поставили под сомнение. Последнее, к слову, большая обида для главы государства. Не секрет, что Порошенко, закончивший факультет международных отношений (нынешний КИМО) и работавший в Кабмине Януковича министром иностранных дел, свято верит в свои дипломатические таланты. Да вот беда, ответить на претензию Савченко в стиле «сам дурак», попутно обвинив ее в каком-то проступке, невозможно. Потому что Надежда – не привычный политик-пустобрех с кучей скелетов в шкафу, а страстный пассионарий, человек, отвечающий за слова, и там не к чему придраться. Как бы ни юлили российские прокуроры, как бы ни старался путинский суд, а все равно обвинения против летчицы выглядят жалкими и неубедительными. Даже если бы у Порошенко был какой-то компромат на Савченко, вряд ли он бы им воспользовался. Неблагодарное это дело — бороться с символами нации. Себе дороже.
Порошенко мастерски скрыл обиду, пропустил обвинения мимо ушей и как настоящий дипломат принялся неистово нахваливать мужество украинской летчицы. «Мы удвоим усилия для того, чтобы вернуть Надежду домой», — дал очередное обещание президент. После чего предпринял ряд «важных» действий. Во-первых, вновь встретился с матерью Савченко, чтобы еще раз пообещать освободить ее дочь. Во-вторых, дал поручение генконсулу Украины в Ростове-на-Дону проведать плененную летчицу. Сам факт, что дипломат приезжает к заключенной лишь после команды президента, удивляет. Учитывая важность Савченко, генконсул и без напоминаний со стороны гаранта должен ходить к летчице в СИЗО как на работу. После визита Порошенко отчитался о боевом настроении Савченко. «Мы продолжаем борьбу за ее освобождение», — в который раз повторил глава государства. Непонятно, насколько усилилось давление на Кремль со стороны Банковой (если такое вообще есть), но вот количество заверений в том, что борьба за освобождение Савченко усилилась, заметно выросло.
Это и понятно. Ведь после обвинений Савченко в адрес Порошенко в украинском политическом болоте началось нездоровое движение. Политики рангом пониже, но с амбициями выше крыши, воспользовались уязвимостью президента. Ситуация ведь идеальная: символ Украины публично обвинил гаранта в нечестности, а тот ответить на обвинения не может, равно как и не способен разрулить ситуацию. Ведь очевидно, что судьба Савченко полностью находится в руках другого президента. Владимира Путина. Президенту России Порошенко не указ. Иногда кажется, что ВВП прислушивается лишь к голосам в своей голове. Путину даже выгодно игнорировать Порошенко. Неспособность президента Украины освободить летчицу демонстрирует его слабость в глазах украинцев. На связанного по рукам и ногам Порошенко набросились бывшие союзники по коалиции. Лидер Радикальной партии Олег Ляшко собирает митинги под Администрацией президента, требуя «принятия неотложных мер для освобождения узника Кремля». Рецепт радикала поражает своей глупостью: разорвать дипотношения с РФ и выслать посла, национализировать имущество агрессора, арестовать агентов Кремля. Сделайте это — и Надежда вернется. Разве что вернется надежда российских ура-патриотов на большую войну. При этом ради политического пиара не брезгуют никакими методами. Так, Ляшко и компания встретились с мамой Савченко, после чего едва ли не записали ее в свои сторонники. Мол, та полностью поддерживает перечисленные выше требования, а также не верит, что украинская власть прилагает достаточно усилий для освобождения ее дочери. Ранее главный радикал страны давал Порошенко и другие советы. Мол, был бы он, Ляшко, президентом, то, «не задумываясь ни на минуту, предложил бы поменять себя на Надю».
Свою порцию советов и критики выдала и лидер «Батькивщины» Юлия Тимошенко. «Украинская власть делает недостаточно. Она могла сделать больше для ее защиты», — утверждает политик. Что же нужно делать? По мнению Тимошенко, «власть должна работать на порядок сильнее», а также обязана «начать абсолютную отдельную переговорную линию с властями РФ». Последнее означает, что президент и СБУ должны отделить освобождение летчицы от всех остальных вопросов. Будто бы тема Савченко рассматривается лишь совместно с освобождением других политзаключенных Кремля. При этом Тимошенко упрекала власть в том, что та без всяких дополнительных условий и обменов возвращала в Россию пленных «очень высокого статуса», хотя могла бы в ультимативном порядке добиться воли для Савченко. Словом, Порошенко и компания снова делают не то, а что нужно, до конца не понятно. А вот если бы президентом выбрали Юлю, тогда стало бы ясно.
Очень интересная история получается. Политическая сила Тимошенко фактически въехала в парламент на имени украинской летчицы. «Батькивщина» сделала Савченко первым номером в своем избирательном списке, даже сама Тимошенко подвинулась. Тогда же давались обещания освободить героическую украинку. «Батькивщина» влилась в коалицию, получила посты в исполнительной власти, в том числе и своего министра в Кабмине. За все это время никаких особых успехов по освобождению Савченко достигнуто не было. В этом действительно можно упрекнуть украинскую власть. И все же обвинять нужно не только «Блок Петра Порошенко», но и «Батькивщину», которая буквально месяц назад была в одной упряжке с другими коалициантами. То есть представляла эту самую власть. Теперь же Тимошенко в оппозиции и обвиняет руководство страны в отсутствии результата. Себя, конечно, обвинять не в чем. По словам Юлии Владимировны, «вместе с Надеждой там постоянно находится наша команда… почти 24 часа в сутки». Где там? В СИЗО, что ли? Кто именно из депутатов команды Тимошенко сутки напролет проводит с Савченко? Из последних новостей было известно лишь о трех депутатах «Батькивщины», отправившихся на суд в российский Донецк. Им российские силовики всячески мешали добраться в пункт назначения, в частности, сорвали посадку на самолет. Если бы команда Тимошенко была «там», то ее представители пешком бы на суд дошли.
Имя Савченко накрепко связано с такими категориями, как мужество, героизм, сила воли, самопожертвование, патриотизм… И все же связано оно, к сожалению, и с нехорошими вещами. У всего есть своя обратная, темная сторона. Взять хотя бы тот же закон Савченко, согласно которому день, проведенный в СИЗО, считается за два в тюрьме. Вот оно, торжество гуманизма, попытка защитить обычных украинцев. Не секрет, что следственные изоляторы в большинстве своем не приспособлены для содержания заключенных. Людей же порой там удерживают годами. Закон Савченко стал компенсацией за страдания в СИЗО – позволил тысячам заключенным выйти на волю раньше. Украинская летчица прочувствовала на себе всю несправедливость «совкового» правосудия, где человек лишь жалкая букашка на пути государственного катка. Кому, как не Надежде, следовало предложить изменения в отечественное законодательство?
Именно дело Савченко дало шанс упомянутому закону. Парламент его поддержал. На практике получилось, мягко говоря, не очень. К концу февраля более 15,2 тыс. заключенным пересчитали сроки. 3,5 тыс. – вышли на свободу, из них 528 были осуждены за умышленные убийства. Среди убийц, которые выходят на волю по закону Савченко, и бывший нардеп от фракции Тимошенко – Виктор Лозинский. Тот самый знаменитый охотник с депутатским мандатом. Под такую условную амнистию попал и другой известный персонаж – судья-«колядник» Роман Зварыч. Есть еще одна несправедливость в законе Савченко – по отношению к тем, кто честно отсидел свой срок от и до. Предположим, заключенный Вася оттрубил свои пять лет полностью. Его сокамерник Петя получил, скажем, «восьмерочку». Потом приняли закон. И Петя попал под действие новых норм, поэтому отсидел за более тяжкое преступление либо как Вася, либо еще меньше.
Надежда Савченко еще не сказала своего последнего словаВсе это к тому, что рядом со светлым образом украинской героини Надежды Савченко находится место черным теням. В них прячутся довольно неприглядные вещи. Политические приспособленцы пытаются погреться в лучах чужой славы, преумножить свои рейтинги и утопить конкурентов, пользуясь человеческой трагедией. После пламенной речи Савченко и ее самоубийственного решения объявить сухую голодовку звезда Надежды загорелась еще ярче. Весь мир поражен решимостью украинки. Но и тени стали гуще. В них еще активнее зашевелилась всякая неприятная живность. И тем не менее большинство политиков, паразитирующих на трагедии Савченко, высокопоставленных убийц и взяточников, воспользовавшихся ее гуманным законом, все они если не сотрутся с народной памяти, то вряд ли будут занимать там почетное место. Имя Савченко уже вписано в украинскую историю. Украина получила свою Жанну д’Арк, пример для подражания миллионам. Не хотелось лишь бы, чтобы Савченко закончила так, как Орлеанская дева. Надо, чтобы вырвалась из рук врагов живой. Пока же сухая голодовка продолжается. Суд не прислушался к требованиям Савченко – огласить приговор. Перенес заседание на 20-е числа марта. Противостояние смелого человека с жестокой системой продолжается