На понедельник, 14 марта, назначено заседание фракции «Блок Петра Порошенко», на котором будет обсуждаться кандидатура нового главы правительства – об этом сообщила в телевизионном эфире народный депутат Ирина Фриз (БПП). В чем здесь новость – не в том, что кандидатура, подлежащая обсуждению депутатами фракции, может быть только одна. И не в том, что единственный кандидат, достойный обсуждения фракцией БПП, – это председатель Верховной Рады Владимир Гройсман. И не в том, что его кандидатура обсуждению не подлежит.
Новость в том, что в БПП вспомнили о такой несущественной детали, что в Украине действует Конституция в редакции 2004 года, а значит, функционирует парламентско-президентская форма правления.
Примечательно, что и Порошенко тоже послал сигнал из Турции, где он находился с визитом 9-10 марта. В интервью телеканалу TRT World он отметил: «Я буду с радостью работать с любым премьер-министром, если будет эффективная работа».
Заявление Порошенко странным образом совпало по смыслу со словами посла США в Украине Джеффри Пайетта. Двумя днями ранее он сказал: «Вопрос заключается не в том, кто будет возглавлять правительство, а для чего… Каким образом политические фракции привлекут крупнейшие политические силы, чтобы взять обязательство придерживаться этого курса реформ».
Но ведь как много новостей появлялось в последние месяцы о том, что в Администрации президента рассматриваются разные кандидатуры на должность главы правительства – от министра финансов Натальи Яресько до бывшего вице-премьера Польши Лешека Бальцеровича. Но при этом не берется в расчет фигура Арсения Яценюка, возглавляющего второй Кабинет министров. При этом забывается, что парламентские выборы 2014 года выиграл «Народный фронт» и партия премьера не видит своего участия в коалиции без присутствия ее лидера во главе правительства.
У Петра Порошенко в тылу открылся «Народный фронт»Согласитесь, это равнозначно по смыслу и юридической правомочности появлению в прессе информации от источников, заслуживающих доверия, что в Кабинете министров рассматривается кандидатура Михаила Саакашвили на должность президента Украины.
Хотя если учесть, что председатель Одесской областной государственной администрации Михаил Саакашвили от своего имени – другой версии не существует – предлагал пост премьер-министра главе МВД Арсену Авакову, то удивляться тому, что в Администрации президента ведутся разговоры, позволяющие изобличить их участников в покушении на государственное устройство Украины, не приходится.
Вроде бы всех, кого можно назначить согласно Основному Закону, Порошенко уже назначил. Да и кого было нельзя – тоже назначил. Какое отношение президент в рамках действующей Конституции имеет к назначению министров вообще и самого главного из них, в частности премьера, – да ровно никакого.
Чем не устраивает Порошенко Яценюк, кроме того, что он не Гройсман, – вероятно, тем, что при всей низкой популярности является его главным конкурентом на выборах президента. И когда Порошенко обещал стране «четыре года без выборов», он не имел в виду, что Яценюк задержится в кресле премьера до 2019 года. Как раз наоборот – чуть ли не на следующий день после подсчета результатов голосования на выборах в органы местной власти началась информационная кампания против Яценюка по всем фронтам.
Перезагрузочные дни: Порошенко с Яценюком смотрят в разные стороныВы можете спросить: да помилуйте, как можно, какие шансы у Яценюка стать президентом с его рейтингом, но если захотите назвать точную цифру, отражающую степень популярности его как кандидата в президенты, то вы ее не найдете. Потому что не найдете фамилии Яценюка в перечне политиков, предлагаемых социологами своим респондентам. Анатолия Гриценко найдете, Петра Симоненко тоже, а вот Арсения Яценюка – нет.
А теперь представьте, что сделает среднестатистический избиратель, когда в 2019 году во втором туре среди оставшихся двух кандидатов ему нужно будет сделать выбор: Порошенко или Яценюк. Избиратель задумается, его будут терзать сомнения, кто из них лучше (или кто хуже). А если выбор будет: Порошенко или Тимошенко. Порошенко или Ляшко. Поставьте себя на место этого гипотетического избирателя. Правильно, Порошенко. И думать не надо.
Появлению в СМИ слухов о том, что кандидатом номер один на должность премьера стал Владимир Гройсман, предшествовало голосование телезрителей в эфире одного из ток-шоу вечером 4 марта. Из четырех предложенных вариантов — Яценюк, Яресько, Гройсман, кто-нибудь другой – предсказуемо на первом месте оказался спикер парламента. И это после того, как общество последние три недели благодаря СМИ, падким на сплетни, распускаемые из Администрации президента, приучали к тому, что Яресько – это наша последняя надежда.
Тайное – Гройсман как оптимальный вариант на посту премьера для Порошенко – стало явным. Но заигрывая с телевизионной аудиторией и читателями онлайн-СМИ, Порошенко показывает, что заигрался совсем. И не может остановиться. То есть, отказавшись от АП как основного источника слухов и места, где решаются судьбы мира, президент не отказывается от конечной цели – сделать Гройсмана премьер-министром.
Яценюк на текущей неделе дважды дал понять, что ответственность за правительственный кризис несет Порошенко, что президент не получит ни его заявления об отставке по собственному желанию, ни депутатов «Народного фронта» в случае формирования коалиции без Яценюка в кресле премьера и что внеочередные парламентские выборы провоцирует президент со своим окружением.
Первый раз он заявил об этом 9 марта в Киеве, после того как вместе с Гройсманом принял участие в мероприятиях, посвященных дню рождения Тараса Шевченко. Затем Яценюк другими словами выразил те же мысли в интервью британской газете The Financial Times, которую председатель фракции БПП Юрий Луценко назвал американской.
«Предлагать в статье в американской газете президенту подумать над изменением премьера может только человек, который забыл, что это парламентско-президентская республика, где правительство нанимает на работу не президент, а парламент», — заявил Луценко.
При этом нам предлагается забыть о бесконечной волне слухов, исходящих из АП, о том, кто более других подходит Порошенко в качестве замены Яценюку.
Очевидно, что Порошенко или сам осознал, как далеко зашел в игре, которую сам и затеял, но которую ему уже не по силам остановить, или ему подсказали. Но вместо того, чтобы выйти из игры и тем самым сохранить лицо, он сначала решил надавить на объект своих нападок, разгоняя через зависимые СМИ и депутатов фракции БПП требование к Яценюку добровольно уйти в отставку. А затем перепоручил столь важное и ответственное дело парламенту и остаткам коалиции.
Но не покидает ощущение того, что мы имеем дело с признаками паники. Потому что аргументация чем дальше, тем больше принимала, мягко говоря, несерьезный вид: в ход шли данные социологических опросов и телевизионных голосований, антикоррупционные форумы и бесчисленные ток-шоу. А чтобы совсем уже всем стало все понятно, к травле Яценюка подключился Николай Азаров, который, вероятно, таким образом, отблагодарил Порошенко за то, что он вывел его в оранжевом шарфике на сцену Майдана в новогоднюю ночь 2004 года.