Формальности

Николая Томенко и Егора Фирсова лишили депутатских мандатов на основании части 6 ст. 81 Конституции Украины. Согласно ей, полномочия народного депутата прекращаются досрочно, если он вышел из состава фракции партии, от которой был избран в парламент. Алгоритм действий следующий: депутат пишет заявление о выходе из фракции – съезд партии лишает его мандата – ЦИК «освящает» решение – спикер ВРУ оглашает о досрочном прекращении полномочий народных избранников.

Порошенко и Яценюк соображают на двоих

25 декабря Томенко написал заявление о выходе из фракции БПП, Фирсов сделал то же самое в середине марта. Оба парламентария были не согласны с политикой партии: Томенко выступал против принятия антисоциального, по его мнению, бюджета на 2016 год, Фирсов – из-за конфликта с Кононенко.

25 марта состоялся съезд партии БПП, на котором было принято решение лишить депутатских мандатов Томенко и Фирсова.

28 марта Центральная избирательная комиссия признала избранными вместо Томенко и Фирсова следующих по избирательному списку от БПП кандидатов, а именно Александра Бригинца и Дмитрия Белоцерковца.

29 марта Владимир Гройсман с трибуны парламента огласил о лишении депутатских мандатов Томенко и Фирсова.

Законность

Решение отобрать депутатские мандаты у Томенко и Фирсова незаконно. Ведь, согласно ст. 81 Конституции, полномочия депутата, вышедшего из фракции, прекращаются на основании закона (!) по решению высшего руководящего органа партии. Соответствующего закона в Украине нет, а значит, и процедуры лишения депутата мандата тоже не существует.

При этом часть политиков, в том числе лидер фракции БПП Юрий Луценко, утверждают, что лишение депутатов мандата не является нарушением, поскольку нормы Конституции имеют прямое действие. Это лишь часть правды. Закон был бы не нужен, если бы в тексте ст. 81 не было прямо указано, что мандат отбирают у депутата на основании закона. А поскольку такое указание сделано, значит, без закона обойтись нельзя.

Если делать вид, что части «на основании закона» не существует, то можно прийти к абсурдному пониманию Конституции. Например, ст. 47 Основного Закона говорит о том, что каждый имеет право на жилье и лишить его можно лишь на основании закона по решению суда. То же со ст. 105, которая гласит, что за посягательство на честь и достоинство президента Украины виновные лица привлекаются к ответственности на основании закона. Если и в этих статьях пропустить словосочетание «на основании закона», то недалеко и до анархии.

Почему именно сейчас

То, что обязательно нужен закон для лишения депутата мандата, понимали все предыдущие власти. Императивный мандат, который нашел выражение в ст. 81 Основного Закона, ввели в Конституцию 2004 года. И с того времени не было ни одного случая его использования. До 2016 года.

Это дает основания считать, что решение отобрать у Томенко и Фирсова мандаты носит политический подтекст. Именно сейчас в Верховной Раде договариваются о новой коалиции, участниками которой, скорее всего, станут БПП, «Народный фронт» плюс «Батькивщина» и/или внефракционные депутаты.

Но вопрос коалиции – это не только ее создание, но и принятие решений. Соратникам по объединению придется каждый раз находить 226 голосов для принятия законов. Бывшее большинство с трудом справлялось с этой задачей, а у их преемников могут возникнуть еще большие проблемы. Если голосовать они будут так же, как сейчас договариваются, то коалицию ждет не самое светлое будущее.

Кроме того парламент ожидают непопулярные решения. К примеру, о судьбе выборов на Донбассе, на чем настаивают международные партнеры.

Охота на президента

Так или иначе коалиции придется все чаще прибегать к помощи своих ситуативных союзников из числа бывших регионалов. Но тут фракции могут получить нож в спину от своих же депутатов. В первую очередь это касается «Блока Петро Порошенко», неоднородность которого уже доказывалась не раз. В президентской фракции хватает несогласных с генеральной линией партии, а в случае сближения с бывшими регионалами недовольство лишь возрастет.

Вполне возможно, что часть депутатов захотят выйти из состава БПП, чем не только нанесут удар по имиджу президентской фракции, но и уменьшат ее число.  Чтобы этого не случилось, руководству нужно было задействовать механизм лишения депутатов мандата. В связи с этим логичным выглядит комментарий Томенко о том, что решение отобрать у него мандат – это не что иное, как метод запугивания депутатов БПП.

Если бунтари все же найдутся и выйдут из фракции, то останутся без депутатского мандата. Но разница в том, что если раньше выход депутата из фракции ослаблял ее, то теперь любого вышедшего депутата (если он, конечно, был избран по списку партии) можно легко заменить другим, следующим по списку.

Не исключено, что фракции даже будут заинтересованы в том, чтобы часть депутатов покинули их ряды, и будут этому способствовать. А все благодаря закону о «партийной диктатуре», за который не просто так голосовали целых 18 раз. Именно с его помощью часть фракций уже почистили свои списки кандидатов, которые стоят на очереди в парламент. «Самопомич» исключила 11 человек, Радикальная партия – 9, БПП – 13. Все для того, чтобы вместо бунтующих политиков в парламент попали более надежные люди.

Лишение депутатов мандата и возможность чистить списки – механизмы, способные уберечь статус фракций будущей коалиции. Но цена этому недовольство не только избирателей, поддерживающих оставшихся без мандата кандидатов, но и самих депутатов. Долго ли протянет парламент при таких условиях работы, спрогнозировать сложно.