Действительно, фракции, которые рассматривались Петром Порошенко как ситуативные союзники в его борьбе за смену места работы Владимира Гройсмана и увольнение с работы Арсения Яценюка, или уже перешли в стан противников, или находятся в пути.

Если в начале недели всеобщую панику вызывали требования «Батькивщины», при соблюдении которых фракция готова была войти в состав парламентского большинства, то ближе к выходным паническое состояние могло наблюдаться у Юлии Тимошенко. Она оказалась у разбитого корыта – ни места в коалиции, ни министерских портфелей, ни принятия выгодных ей популистских законов, ни перспективы скорых выборов.

И в самом деле, решение БПП и «Народного фронта» пополнить свои ряды за счет внефракционных депутатов и не идти на поводу мелких фракций имеет основания для долгосрочной и эффективной работы. Напомним, второй кабинет Юлии Тимошенко формировала коалиция из 228 депутатов, что не помешало ей возглавлять правительство с 18 декабря 2007 по 3 марта 2010 года.

Зачем копии ломать, или В чьих интересах были опубликованы стенограммы заседания СНБО

Известно, что раньше всех перестал рассматриваться в качестве младшего партнера мегафракций Олег Ляшко, который первым заявил о выходе Радикальной партии из большинства еще в сентябре 2015 года и стал последним из тех, кто документально подтвердил факт неучастия в коалиции – в марте 2016-го. Его депутаты как раз и стали первыми, кто ощутил на себе отсутствие избирательного подхода со стороны Генеральной прокуратуры – Игорь Мосийчук был лишен неприкосновенности и взят под стражу прямо в сессионном зале Верховной Рады. Но, похоже, что Ляшко переоценил свой потенциал в переговорах с БПП и «Народным фронтом» и теперь все, что ему остается, – выступать информационным паразитом на фоне новостей по созданию нового правительства. Каждый слух о предстоящих назначениях он будет комментировать с пользой для себя, но вскоре на смену слухам придут сухие информационные сводки и Ляшко снова вернется в телевизор, которому он обязан высоким местом на выборах и собственной парламентской фракцией. Не самое надежное место, надо сказать. В 2009 году рейтинг Арсения Яценюка, который регулярно появлялся в эфире телеканала «Интер», рос всем на зависть. Но после смены редакционной политики лидер партии «Фронт змин» (помните, была такая?) уступил свое место другому фавориту – Сергею Тигипко (помните такого?).

Среди тех, кто упорно ведет свою публичную политическую деятельность по принципу «возьми и сделай хуже», — партия «Самопомич» и ее фракция в Верховной Раде. Все время пребывания «Самопомочи» в правящем большинстве ее лидер Андрей Садовый действовал по испытанным шаблонам Юлии Тимошенко, которая даже на посту премьер-министра говорила о власти в третьем лице и заявляла на каждом шагу о своей оппозиционности. Это правда: оппозиция в Украине по традиции пользуется большим доверием, чем власти. И это подходящее место для старта в большую политику. Но выиграть парламентские выборы с первого захода, войдя в число учредителей коалиции, и на протяжении полутора лет изображать из себя оппозиционную фракцию, как будто не было никаких выборов и завтра снова состоится всенародное голосование, – такая политика не дает четкого представления о партии. За что боролись, казалось бы, – за власть. Вот она, власть, – место в составе правящего большинства. Нет, место какое-то не такое и власть не совсем такая, как хотелось бы.

Пусть мир подождет – даешь войну

При этом данные социологических опросов, которые так нравятся Садовому, еще больше должны нравиться «Оппозиционному блоку». Но нарциссизм лидера «Самопомочи», которым он заражает остальных членов партии, не дает ему разглядеть угрозу, которую таит для страны растущая популярность политических оппонентов.

Впрочем, на понижение рейтинга «Самопомочи» повлияют не только выборы мэра в Кривом Роге, которые эта политическая сила сознательно проиграла и о чем соперники Садового не устанут ему напоминать. Свое отрицательное влияние на имидж чистоплотной партии, избегающей будничной работы и непопулярных решений, окажет факт пополнения фракции БПП за счет перебежчиков из «Самопомочи».

Кстати, получается, что все игроки, ставившие на развал – кто правительства, а кто – коалиции, выйдут из этой истории с имиджевыми потерями, и Порошенко в том числе. И Гройсман, который вовсе не обязательно станет премьер-министром. Меньше всех теряет Яценюк – ничего, кроме премьерского кресла – и то не факт, что он его потеряет.