Легитимность власти стремительно падает, а коррупционные скандалы и правительственные кризисы явно не позволяют переломить ситуацию. И вялый «статистический» рост ВВП в этом деле не помощник.
Охота на президентаЕсли глава государства надеется сохранить нынешний статус, а не повторить в обозримом будущем судьбу непосредственного предшественника, то он будет просто вынужден каким-то образом укреплять легитимность собственной власти, искать пути упрочнения своего положения, и тут, очевидно, вырисовывается несколько потенциальных сценариев.
Первый из них условно назовем «Хороший мальчик». Согласно ему, Порошенко прекращает сопротивляться «благотворным западным советам». Полностью принимает все претензии со стороны Госдепа, предпринимает ряд кадровых шагов, которые удовлетворили бы западных партнеров, фактически отдавая правоохранительную систему во внешнее управление через «условного Сакварелизде» в качестве генерального прокурора (или любого другого, кого порекомендуют в Вашингтоне). Рекомендованные в Госдепе лица берут на себя ответственность за ключевые отрасли и проводят ряд реформ, которые позволят вернуть президенту доверие западных партнеров и активной части населения.
Преимущества данного варианта очевидны. Международная легитимность власти возрастает, и это существенно укрепляет внутреннюю легитимность. Выполнение дружественных советов в полном объеме гарантирует финансовую помощь, которая спасает экономику страны от коллапса.
Недостатки с позиции Порошенко тоже очевидны, и именно они не позволили реализовать этот сценарий на данный момент. Во-первых, это авторитарные подходы к власти самого Петра Алексеевича, который не затем концентрировал всю власть, чтобы потом ее раздавать. Кроме того, у него есть как собственные бизнес-интересы, так и обязательства перед своим окружением, которые просто невозможно игнорировать.
Следующий сценарий условно назовем «Умеренный революционер». Смысл его заключается в том, чтобы возглавить протестные настроения в обществе, указав для недовольных правильные ориентиры и легитимизировав власть расправами над многочисленными внутренними врагами.
Главный упрек нынешнему президенту со стороны общества – это отсутствие реального преследования преступников времен Януковича. Если бы украинцы увидели наконец на скамье подсудимых хотя бы каких-то видных экс-регионалов, это переключило бы внимание с коррупционных скандалов, а также позволило бы «подлатать» имидж самого Порошенко.
Преимущества этого сценария очевидны. Посадка в тюрьму «условного Ефремова» не требует значительных ресурсных затрат и времени, но может стать большим пиар-событием. На основании этого можно длительное время выстраивать легитимность власти, снимая напряжение в обществе.
Впрочем, это малореальный сценарий для украинского лидера. Как политик он продукт старой олигархической системы, а система своих никогда не сдает. Отсутствие преследования экс-регионалов связано еще и с тем, что они, во-первых, служат надежной опорой самого Порошенко и его политической силы в ряде областей. Во-вторых, очевидно, президент не хочет злить Россию и оставляет шанс для маневра в переговорах по Донбассу. Так что и этот вариант маловероятен.
Почему бунт всегда проигрывает, а революция — побеждаетГлаве государства ближе сценарий, который мы условно можем назвать «Леонид Данилович». Смысл его заключается в установлении режима, основанного на консенсусе основных олигархов. Каждый из них получает гарантированную долю государственного пирога. В обмен на это все медийные ресурсы олигархов работают на первое лицо, укрепляя его легитимность, а правительство формируется с опорой на большинство, созданное из ручных депутатов олигархов.
Это некая калька режима Кучмы, в котором Порошенко «разруливает» противоречия основных финансово-промышленных групп. Премьером является фигура, не претендующая на самостоятельную роль в политике (тот же Гройсман), а все телевизионные каналы поют оду «стабильности».
Все в этом сценарии прекрасно для президента, однако вряд ли такой режим сможет быть стабильным в нынешних, постреволюционных условиях. Тем более в условиях стагнации экономики, когда никакой телевизор не сможет заменить холодильник. Кроме того, аппетиты олигархов сейчас президенту будет крайне сложно удовлетворить без нового передела имущества.
Поэтому вырисовывается еще один сценарий, который мы назовем «Друг Володя». Смысл его заключается в том, что, если Порошенко не сможет поддерживать связи с Западом, он может обратить внимание на Восток, где его ждет с распростертыми объятиями российский президент Путин. Он не требует бороться с коррупцией и не интересуется фамилиями генпрокуроров. Он не будет лезть в личные бизнес-дела и даже может помочь с контрактами. В обмен потребуется вернуть Украину в российскую орбиту, смириться с потерей территории и покорно ждать нового «укуса» в бок.
Сценарий примирения с Кремлем, при всей своей невероятности, может быть выгоден Порошенко. Он позволил бы объявить о прекращении войны, а также получить несколько миллионов потенциальных избирателей, готовых поддержать любую кандидатуру на президентских выборах. Кроме того, примирение с Россией дает украинской феодально-олигархической элите возможность продуктивно сотрудничать с такой же феодальной российской элитой.
В общем, одни преимущества. Одна проблема – риск быть разорванным собственным «благодарным народом», который может не понять преимуществ подобного решения после двух лет кровопролития и смертей. В то же время реализацию сценария можно растянуть во времени, чтобы после нескольких лет «гибридной войны» основная масса граждан была к ней совершенно безразличной.
История показывает, что большинство украинских политических лидеров после ухудшения отношений с Западом делали поворот в сторону России. Так действовал Кучма после «кассетного скандала», так же действовал Янукович после «дела Тимошенко».
Правда, в этот раз – после «Панамагейта» – Белый дом заявил о поддержке действующего президента. Дескать, он показал приверженность реализации антикоррупционных реформ и вообще «по сравнению со своим предшественником добился большего прогресса».
Очевидно, что Госдеп в этот раз намерен бить, не выпуская из рук. Так, в воспитательных целях. Остается только один вопрос – насколько Порошенко прилежный ученик.