Пока ситуация предполагает всплеск критики в адрес тех, по чьей милости Украина получила негативный для себя результат. Ответственность падет на Петра Порошенко, офшорный скандал с участием которого больше напоминает грамотно раздутый информационный повод, но все равно выглядит для многих фактором, влияющим на решение избирателей в Нидерландах. Не меньше критики, уже от президентских соратников, будет направлено в сторону журналистов, несвоевременность и манипулятивность действий которых ударила по имиджу Украины (как будто голландцам этот скандал так важен). Достанется на орехи и тем, кто своими действиями повысил явку, обеспечив таким образом легитимность решения референдума. Ведь совсем чуть-чуть — и его результат был бы признан недействительным. Налицо нескоординированные действия государства, гражданского общества и отдельных активистов. Но в этой ситуации поиск крайнего – слабая позиция, необходимо здраво оценить ситуацию и выработать алгоритм работы над ошибками.

В сторону Гондураса: обзор иностранных публикаций об Украине

Это сражение уже проиграно, но основная борьба, в том числе за реальность европейских перспектив для Украины, впереди. Референдум в Нидерландах убедительно показал, что ситуация в нашей стране не пребывает в зоне повышенного внимания для Старого Света. Чем дальше на запад Европы, тем более далеки украинские проблемы географически и ментально. Украине пока не удалось преподнести себя в качестве перспективной родственницы, а опыт выползания из-под пресса российских месседжей в западной прессе вряд ли можно назвать удачным.

Борьба за позитивное волеизъявление голландцев по большому счету стала первым опытом организованного воздействия представителей украинской власти и общественных организаций на сознание жителей страны, не имеющей с Украиной заметных общих интересов. Опыт пусть неудачный, но полезный, его еще придется развивать и использовать. По крайней мере, понятно, что украинские лидеры общественного мнения и звезды соцсетей не имеют решающего голоса в Западной Европе. Сказалось отсутствие четкой стратегии по созданию привлекательного имиджа Украины в окружающем мире, компенсировать которое коммуникационным авралом в Стране тюльпанов не удалось.

Нытье и причитания наряду с поиском виновных как внутри Украины, так и за ее пределами не принесет нашей стране душевного спокойствия и уверенности в своих силах. Аналогичный вывод можно сделать и в преддверии «разбора полетов» внутри страны, который могут устроить представители власти и оппозиции. Референдум в Нидерландах, жители которых опасались сближения с Украиной в ее нынешнем нереформированном виде, должен стать последней каплей, после которой украинская элита поймет неотвратимость и необходимость преобразований. Обойтись имитацией бурной деятельности больше не удастся, именно внутренние изменения являются ключом к успешной евроинтеграции.

Непосредственное участие России в торпедировании голландцами Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС вряд ли стоит подвергать сомнению. Информационные спецоперации в Нидерландах, качнувшие общественное мнение в негативном для Украины направлении, выглядят хорошо продуманными и спланированными. Для Кремля подобная показательная внешнеполитическая акция – не просто элемент гибридной войны, но и реализация стратегии разрушения Европейского союза. Торговые связи между РФ и Нидерландами достаточно прочны, и «нация торговцев» отчетливо видит собственный интерес в отмене евросанкций против России.

Европейскому союзу и правительству Марка Рютте придется приложить немало усилий, чтобы трансформировать результаты праздника «оранжевого непослушания» в решения, которые не приведут к необратимым для ЕС последствиям. Получится ли у них – пока сказать трудно. Ближайшие задачи Украины выглядят несколько иначе: нашей стране необходимо не только разработать план Б на случай осложнения отношений с Евросоюзом, но и активнее позиционировать себя в качестве государства, способного усилить ЕС, а не ожидающего от него решения своих многочисленных проблем. Голландский урок, в частности, можно использовать для усиления центральноевропейской идентичности Украины, значение которой растет в свете последних событий.