Итак, за 43 дня до второй годовщины избрания президентом Украины Петр Порошенко избавился наконец от главного политического конкурента Арсения Яценюка и посадил в кресло премьер-министра человека, за которого он может быть спокоен как за свою тень. Как спокоен Владимир Путин за Дмитрия Медведева, как долгие годы покой Виктору Януковичу обеспечивал Николай Азаров.
«Мы живем в условиях парламентско-президентской республики. Если бы сейчас у нас действовала Конституция 1996 года, я вас уверяю – политический кризис был бы уже преодолен. Потому что президент внес бы кандидатуру премьера, нес бы за него ответственность, парламент бы проголосовал, президент приказами бы назначил министров –вопрос был бы закрыт», — заявил Порошенко в ходе рабочей поездки в Харьков 23 марта.
Мы не будем в очередной раз повторять об искусственном характере кризиса власти, кем он был спровоцирован и с какой целью. Но имеет смысл внести уточнения в слова Порошенко: он вносил бы кандидатуру премьера на голосование Верховной Рады не один раз, а в зависимости от политической и экономической конъюнктуры. Как это делается – показал Леонид Кучма: семь премьер-министров за десять лет пребывания в должности. И среди них не только те, кто мог составить ему конкуренцию на выборах и, соответственно, представлял собой потенциальную опасность, но и те, кто вообще никому никакой конкуренции составить не мог по определению – за что и становился во главе правительства.
Но с учетом того, каких трудов стоило Порошенко снять Яценюка, очевидно, что существующая конструкция власти не позволяет ему разбрасываться такими кадрами, как Гройсман. Который, как планирует Администрация президента, досидит в кресле премьер-министра до истечения первого пятилетнего срока Порошенко и должен обеспечить ему избрание на второй срок. Так что здесь Гройсман может чувствовать себя еще более спокойно и уверенно, чем Порошенко.
Но в Украине, как это ни грустно сознавать, есть и другие политики, кроме Порошенко и Гройсмана, есть другие партии, кроме «Солидарности», есть другие финансово-промышленные землячества, кроме винницкого. У страны есть более важные цели, чем предоставление комфортных условий первому лицу государства. Поэтому если благими намерениями устелен путь в ад, то что тут скажешь о планах не самого высокого морального толка.
Тем не менее в окружении не только Порошенко, но и Гройсмана (похоже, что в ближнем круге последнего таких мечтателей еще больше) отчетливо просматривается контур предела их мечтаний – классический русский тандем Путин — Медведев. Есть такая фантазия, присутствует желание выдать властолюбие за стабильность. Вслух об этом не принято говорить, но думать никто не запретит.
Явление Гройсмана народуПодтверждением тому протокольное фото с встречи премьер-министра Владимира Гройсмана с председателем Государственной фискальной службы Романом Насировым.
Не только интерьер, но и мизансцена напоминают рабочий кабинет, в котором хозяин Кремля проводит рабочие встречи с председателем правительства, отдельными министрами, губернаторами. Между Путиным и его собеседниками – маленький столик. Иногда подчиненный кладет перед собой тоненькую папку с документами. Но Путин всегда сидит слева. Кроме тех четырех лет, когда президентом РФ был Медведев. Они тогда поменялись местами – Путин как подчиненный сидел справа, а Медведев строго с него спрашивал и хмурил брови.
Сейчас в Киеве строго спрашивает и хмурит брови Гройсман. Хочет он того или нет, но тем самым он напоминает… не Путина, хотя и сидит слева на правах хозяина, а Медведева.
И чтобы уже оставить Гройсмана в покое и не мешать ему управлять государством, отметим, что его имиджмейкеры (или кто там занимается продвижением/сопровождением в СМИ нового премьера) отличаются от президентских – в том смысле, что они другие. Не в том смысле, что прямая им противоположность, а в том, что это разные люди. Очевидно, все лучшие кадры собрались в Администрации президента, а в Кабинете министров подобралась медийная команда по остаточному принципу.
Здесь уместно вспомнить, что первым пытался копировать непобедимый кремлевский тандем Виктор Янукович. Стараниями своей медиасвиты после победы на выборах президента 2010 и смены премьер-министра на Николая Азарова он стал появляться в сюжетах телевизионных новостей, встречая премьер-министра рукопожатием на фоне маленького столика – точно такого же, как у Путина в Кремле. Вернее, Медведева. А потом они садились друг напротив друга – Янукович слева, Азаров справа и, обменявшись дежурными фразами, «под запись», приступали к управлению государством.
Маленький столик в рабочем кабинете и двое мужчин, сидящих напротив, как символ стабильности и уверенности в завтрашнем дне никто не использовал в Украине до Януковича. Но и здесь его обставили.