Показательно то, на кого поменяли Бессмертного. Известная многолетней работой в Комитете избирателей Ольга Айвазовская, видать, может помочь только в одном вопросе – вопросе проведения на территории оккупированных районов Донбасса выборов. Следовательно, это принципиальное политическое решение уже принято. Кстати, как раз после загадочного визита в Киев Виктории Нуланд. О месседжах, которые эмиссар Госдепа привозила из Вашингтона, информация циркулирует самая противоречивая. Однако вряд ли может быть совпадением то, что после ее отлета ожидается активизация именно обсуждения вопросов выборов.

Кстати, Бессмертный, наверное, в группе состоял как специалист по вопросам местного самоуправления и децентрализации. Значит, его присутствие предполагало, что сначала необходимо разработать формулу включения «отдельных районов» в состав подконтрольной Украине территории, а уже потом ставить вопрос о каких-то выборах. Кстати, сам Бессмертный в интервью описывал механизм следующим образом. Разрабатывается некая «Хартия общин», регулирующая отношения конкретных городов и районов с Киевом на основе минских соглашений и компромиссов. И уже потом каждая община ратифицирует этот документ и восстанавливает на его основе отношения с государственным центром. В принципе, сценарий вполне логичный и обоснованный.

Миссия невыполнима, или Как «вернуть» Донбасс до конца года

Теперь же, очевидно, решено: сначала проводим выборы – потом будем разбираться. И в этом сценарии есть одна проблема, ответа на которую пока еще никто предоставил. Речь о том, как быть с самопровозглашенными «республиками». Если бы реализовывался план поэтапной реинтеграции общин, то этот вопрос вообще потерял бы любой смысл. Но в случае ускоренного выполнения минского плана он встанет во всей полноте. Кстати, на данный момент все называли условием проведения выборов освобождение заложников и установление мира, но никто не говорил, что же будет с непризнанными образованиями: придется ли их признать, либо же нужно будет «распустить»?

Далее, Бессмертный – это в первую очередь политик. Ушел с нынешнего поста он снова в политику – вошел в руководство Аграрной партии. О чем говорит желание политика «сбежать» с «минского корабля»? Только о том, что он ожидает политической смерти от всех, кто объявит об окончательных итогах «минского процесса». Если подумать, то сейчас в переговорах задействованы либо политики-отставники вроде Кучмы и Горбулина, для которых карьера закончена давно и бесповоротно. Терять им особо нечего. Либо «технический персонал», который никогда особых политических амбиций не имел.

Следовательно, все политики прекрасно понимают, что завершение переговоров и их итоги никакого политического капитала не принесут. Более того, они несомненно убьют любые намеки на рейтинг политиков.

Значит, все же придется имплементировать минские соглашения в неизменном виде, то есть, в том, в каком они и были подписаны. Со всеми прелестями – от «народных милиций» из боевиков и до амнистии.

Еще один важный момент. Бессмертный неоднократно заявлял о том, что, по сути, минские соглашения скоро реализованы быть не могут. Речь должна идти о нескольких годах, прежде чем можно будет провести эти самые «выборы». Все это вполне ложилось в неформальную позицию украинской власти, которая неоднократно озвучивалась как народными депутатами, так и близкими к власти «лидерами мнений». Мол, мы ничего выполнять не будем, а просто добиваемся продления санкций против России, демонстрируя собственное миролюбие. Теперь же, скорее всего, вместо стратегии «затягивания времени» займет стратегия «форсирования», и не ясно, как теперь будут все это объяснять официальные пропагандисты Банковой.

Наконец, самое главное. Уход Бессмертного – это уход последнего условно «проукраинского» политика из переговорной группы. Теперь там будут «рулить» старые кучмисты, которым, вероятно, будет проще найти общий язык с российскими коллегами. Возможно, это было требование самих россиян. Правда, будут ли они незыблемы в отстаивании национальных интересов – это уже вопрос.

Об особом статусе для Донбасса и Крыма

Короче говоря, если все подытожить, то уход Романа Бессмертного из переговоров в «минском формате» событие не очень значимое, но знаковое. Оно означает, что решение принято и Рубикон перейден. Выборам на Донбассе быть (в той или иной форме), так же, как и закреплению некоего «особого статуса» (тоже непонятно пока в каком виде, но, очевидно, в соответствии с условиями всех предыдущих пактов).

В мае в Украине ожидается приезд Джозефа Байдена, и, видимо, в этот раз он тоже должен выступить перед парламентом, мотивируя депутатов голосовать за необходимые для «выборов» законы.

В любом случае нас, похоже, ожидает переход «минского процесса» из спящего состояния в состояние быстрого развития событий. И кто-то из политиков явно спешит оказаться от этих событий вдалеке.