Вы заметили, памятливые сограждане и забывчивые соотечественники, что нормандский формат Владимира Зеленского все больше напоминает православный томос Петра Порошенко? По тому, сколько сил в этот формат вкладывается, сколько надежд, что успешное проведение мирных переговоров автоматически снимет проблемы, которые мусорной горой накапливаются в Украине вокруг президента?

Что, не накапливаются? Ну, значит, вы просто работаете на президента. Или нашли себе кумира.

Точно так же Порошенко верил, что томос его обелит до ангельской чистоты и обеспечит любовь и уважение украинцев в виде второго срока. А на самом деле обретение томоса лишь создало массу сложностей в отношении его реализации. С форматом все будет точно аналогично. Но масштабнее, потому что он затрагивает не только православных верующих, а каждого из нас.

Все, наверное, заметили, что пранкерные и подобные скандалы посыпались на нас, как из рога поганого изобилия. А почему? И почему именно сейчас?

Потому, что началось практически неизбежное в постсовковой системе власти противостояние за влияние на первое лицо. А сейчас потому, что все игроки убедились, что на Владимира Зеленского влиять можно. Соответственно, нужно.

Во фракцию «Слуга народа» спустили темник насчет того, что все их многочисленные запалы с перепиской — это спецоперация ФСБ. Опять «Путин нападет», ничего оригинальнее порошенковской кричалки не придумали? Или это преемственность власти такая?

Может, конечно, и спецоперация. Да и ФСБ может быть. Но только все равно в этом случае россияне действуют в пользу одной из украинских олигархических групп. Да, именно в борьбе за влияние на нашего президента.

Выбор невелик — группировка Медведчука, Порошенко (по данной теме их можно объединить), Пинчука, Коломойского и остатки группировки Фирташа (он тоже пытается играть). Но я лично не сбрасывал бы со счетов и попытки СБУ вернуться в число тех госструктур, которые не просто участвуют, а и формируют закулисные политические расклады.

А чего, если американцам можно, то чем наши хуже? Наши себя хуже не считают.

Если американцу Эндрю Маку в ранге советника президента можно отслеживать покупку «Моторсичи», точнее, не продажу ее китайцам, то почему Игорю Коломойскому нельзя подобным образом отслеживать потенциальный возврат своего «Приватбанка»?

Но главный вопрос: а почему на Владимира Зеленского влиять получается? Да потому что продолжает действовать прежняя система власти, когда близость к уху президента есть главная аппаратная ценность. Кто последний зашел с докладом/наушничеством по теме, тот и победил. Поэтому олигархические группы действуют в алгоритме «Горца»: должен остаться только один, чтобы монополизировать это, так сказать, всевластное ухо.

Действует предельно субъективная и неэффективная система управления, оставшаяся от предшественников и заточенная под незаконном обогащение любым возможным образом.

Не удивительно, что бывшие времен Петра Порошенко, которых вроде вынесла из власти волна народного негодования, чувствуют себя преспокойно. Сам Порошенко продолжает позиционироваться политическим лидером патриотической части населения. Так как с ним заключают закулисные договорняки насчет того, что он не будет раскачивать ситуацию, а его не будут реально трогать за то, что он совершил при власти. И это вместо того, чтобы расследовать Иловайск и Дебальцево, и раз и навсегда публично поставить Порошенко на положенное ему место — жадного лицемера-приспособленца, возомнившего себя великим военачальником и дипломатом.

Это ведь не только нашему обществу нужно, истосковавшемуся по справедливости, это ведь самому Зеленскому нужно. Потому что Петр Порошенко и Виктор Медведчук с развязанными руками — это гарантия беды и у страны, и у ее президента.

В строку просится свежий пример того, к чему приводят страсть к интригам и стремление остаться во власти любой ценой, столько свойственная ПАПу, что он даже в американские выборы попытался влезть.

Сейчас в Штатах бушуют страсти вокруг Александра Виндмана — это подполковник с двадцатилетним военным стажем, кавалер «Пурпурного сердца», ветеран войны в Ираке. А для нас особо интересно, что еще в советские времена его семья вывезла его в возрасте трех лет из Украины. Но он свободно владеет украинским и русским языками.

Александр Виндман находился в ситуационной комнате, слушал приснопамятный разговор президента Трампа с президентом Зеленским. И дал показания под присягой, что Трамп таки предлагал Зеленскому сделку: ты мне расследование по Джозефу Байдену, а я тебе — военную помощь. И здесь есть особенность американской юстиции: требовать расследования правонарушений, которые, возможно, американские совершили граждане, президент США право имеет. Имеет он право и предлагать или запрещать военную и прочую помощь. А вот одновременно — одно в обмен на другое — нет! Торговля государственными интересами, которая у нас происходит сплошь и рядом, в цивилизованных странах недопустима.

После показаний Виндмана разгорелся изрядный скандал. И Белый дом намекнул, что, вполне возможно, этот высокопоставленный военный США является… не поверите — шпионом Украины!

Подождите хохотать, оно не смешно вовсе!

Бестолковые попытки Петра Порошенко, Артема Сытника, Юрия Луценко и ряда других зацепиться за США в личных интересах создали Украине какой-то неприкасаемый имидж, хуже прокаженной. Вокруг нас верят в любую грязную чушь, касающуюся Украины, от нас уже начинают шарахаться на международной арене. А новая власть этот прискорбный имидж ничуть не улучшает, а эксцессы подобные тому, что учудил Богдан Яременко, его только усугубляют.

Если Владимир Зеленский намерен таки стать президентом Украины, то ему надо срочно менять систему принятия решений.

Сейчас он обсуждает проблемные ситуации в кругу некомпетентных, но заинтересованных лиц. Соответственно, обсуждаются варианты решений, среди которых заведомо нет правильного или оптимального. Эта абсурдность слегка компенсируется необязательностью, когда исполняются только те решения, что работают на карман чиновника. Причем, наказание за неисполнение отсутствует. Все уже увидели: президент Зеленский не карает, проштрафившемуся чиновнику, которые сплошь друзья или знакомые, достаточно придумать подходящую отмазку. Или сослаться на спецслужбы России...

То есть, можно действовать в своих интересах, прикрываясь государственными. Здравствуй, система олигархической власти, ты слегка позеленела, но не изменилась по сути!

Чтобы выжить, президенту Зеленскому для начала необходимо создать настоящую ситуационную комнату для выработки тактических решений. Она должна работать в два этапа. На первом пускай знающие люди, которым Зеленский инстинктивно не доверяет, будут рисовать для него дерево существующих вариантов. А также политические, экономические и социальные риски по каждому из возможных решений. И потом пускай Президент уединяется со своими родными квартальцами и принимает решение — оно хотя бы будет опираться на то, что они услышат и поймут.

А там, дай Бог, со временем и до стратегической комнаты дорастем. А иначе по весне придется перезагружать не только Верховную Раду и Кабмин, но, того и гляди, лишаться изрядной доли президентских полномочий.

Александр Кочетков, аналитик и политтехнолог, специально для «Политеки»