— С первого сентября 2017 года Министерство финансов планирует оставить стипендии только для льготных категорий. Речь идет о детях-сиротах, инвалидах I-III категорий, лишенных родительской опеки, аспирантах и докторантах. Также предлагают давать стипендии за «высокие достижения». Как определить, какие студенты заслуживают стипендию, а какие нет?

Как в Оксфорде: высшее образование должно быть платным

— В Украине должен наконец заработать Национальный центр по оценке качества высшего образования. Именно он должен определить критерии успешности.

Нашу советскую традицию, когда диплом о высшем образовании — это чуть ли не символ твоей полноценности — надо ликвидировать. Минимум 50% нынешних студентов — это абсолютный балласт. Они не будут работать по своей специальности. Стипендия сегодня — это такая себе помощь по безработице. Надо заканчивать эту практику. Огромное количество студентов просто покупают «корочку» для мамы. Зачем человеку, который за взятки сдает зачеты и экзамены, давать еще и стипендию на пиво.

Но власти нужно вынести вопрос на публичное обсуждение, а не выступать с резкими заявлениями и настраивать против себя студентов. Нельзя рубить с плеча и спровоцировать еще одну студенческую революцию.

— Студенты не выходят на Майдан, потому что верят обещаниям чиновников. Согласно этим обещаниям, тот, кто «заслужит», будет получать стипендию в разы больше. Вместо 800 грн. в Минфине называют суммы от 3000 и выше.

— Никто не верит, что в Министерстве финансов заботятся о студентах. Они думают только об экономии средств. Но хорошо, что этот вопрос начал активно обсуждаться. Если обещаний не выполнят, студенты выйдут на Майдан, и на этот раз их никто трогать уже не будет.

— Почему идея реформирования стипендиальной системы идет не от Минобразования, а от Минфина?

Злые студенты бросили торт в замминистра финансов (фото, видео)

— Мы имеем дело с волюнтаристским решением Минфина, которое направлено на экономию средств. Я категорически против того, чтобы мы снимали стипендии исключительно для экономии. Нужно оставить деньги в сфере образования, чтобы отремонтировать и оборудовать школы.

Хотя в недавнем выступлении заместителя министра финансов Сергея Марченко были и здравые мысли. Что в Украине непропорционально большие расходы на высшее образование и малые — на начальное и среднее. Это правда. Расходы на начальное и среднее образование должны быть вдвое больше, чем на высшее. Тогда это будет отвечать общеевропейской практике.

— Отмена стипендий означает уменьшение количества студентов. Это приведет к сокращению преподавателей и закрытию вузов. Разве такой сценарий может быть выгоден Минобразования?

— Нет. Мы можем говорить об определенном конфликте интересов между Минфином и Минобразования. Но количество студентов в Украине в условиях демографического кризиса все равно будет сокращаться.

— Заместитель министра образования и науки Владимир Ковтунец заявил, что нужно поддерживать стипендиями только тех, которые учатся на непрестижных факультетах. Получается, что математики с физиками будут получать стипендии, а юристы с экономистами — нет.

— Это дискриминация. Невозможно объективно определить, что является престижным, а что нет. Например, в Украине есть такая смешная вещь: со времен премьерства Тимошенко учителя получают 20% надбавки к зарплате за «престижность профессии».

Такой вот оруэлловский сюжет. Для абсолютно непрестижной профессии установили надбавку и назвали ее «за престижность». Предложение сделать подобное в высшем образовании — это дикость. Кто будет определять престижность? Туда, где недобор, будут давать стипендии. Это только создаст социальную напряженность.

— Какие есть механизмы для того, чтобы снять «студенческое» бремя с государственного бюджета?

На Прикарпатье «деффицит» высшего образования

— Возможно, Украине следует перенять немецкий опыт. Там студент до определенного времени получает денежную помощь. Потом, когда уже работает, возвращает ее беспроцентно. Таким образом существует стипендиальный фонд — довольны и студенты, и чиновники.

Нам нужно думать над тем, чтобы создать в Украине многоканальную систему стипендиального обеспечения. Допустим, институт готовит будущих торговцев. В руках государства ноль процентов розничной торговли. Так зачем государству платить студентам этого вуза стипендии?

Стипендию должно платить не государство, а, например, крупные торговые сети. «Сильпо», «Фуршет», «Эпицентр» и другие крупные компании должны заказывать у университетов подготовку специалистов. Логично, что они и будут выплачивать стипендии.

— Интересная идея. Есть примеры подобных договоренностей?

— Ни государство, ни университеты не проявляют такой инициативы. Если владелец торговой сети будет заказывать подготовку специалиста, он потребует соответствующего качества высшего образования. Таким образом, если мы пойдем по пути привлечения предпринимателей, то ответственность учебных заведений будет на порядок выше.

Для государственной службы, школьного образования, здравоохранения пусть государство готовит специалистов и выплачивает им стипендии. А для тех сфер, где частный интерес преобладает — финансировать вузы должны предприниматели. То есть мухи и котлеты надо отделить.

— Мы постоянно равняемся на Запад. Там большинство студентов не получают стипендию, но им дают достаточно свободного времени для того, чтобы работать.

— На Западе не только студенты, но и все старшеклассники работают. В США дочь президента Обамы работает в ресторане, хотя и школьница. Нужно так строить учебный процесс, чтобы человек имел возможность частичной занятости. Пусть два-три дня в неделю работает.

Это вопрос к университетам, так же как и вопрос свободного выбора лекций. В Украине все еще действует советская система, когда студент обязан ходить на все занятия без права выбора.

— Нужны ли частные высшие учебные заведения?

Интересная социология: когда бизнесмены начнут открывать собственные университеты

— Частные вузы нужны. Принцип необходимого разнообразия — залог успешного развития любой системы. Однако их количество надо сократить.

По сути, в Украине нет ни одного университета. Даже наши флагманы — КНУ им. Тараса Шевченко, Политехника, Могилянка и другие — по западным критериям не являются университетами. Университет — это прежде всего научный центр.

В Украине нет мощной университетской науки. Лучше бы университетов было в пять раз меньше, но они стали бы научными центрами и двигали бы нашу экономику вперед. Университеты надо укрупнять.

Такие компании, как АВМ, заказывали бы разработки у наших студентов так же, как сейчас заказывают их у Массачусетского технологического института. А пока в Украине только имитируют университетскую науку.

Дмитрий Костюк