Страны Восточной Европы, которые в 1990-х и в начале 2000-х демонстрировали беспрецедентный прогресс в построении рыночной экономики и демократических институтов, в последние годы все больше накрывает волна популизма и евроскептицизма.
Европейский выбор: поворот Австрии вправо и вызов для МеркельВ Венгрии с 2010 года установился полуавторитарный националистический режим Виктора Орбана; правящая ныне в Польше партия «Право и Справедливость» пытается установить контроль над всеми аспектами жизни страны и проводит конфронтационную политику в отношении Евросоюза и ближайших соседей; да и руководящий Словакией режим премьер-министра Роберта Фицо тяжело назвать эталоном демократии.
Эти тенденции до недавнего времени обходили Чехию стороной. С момента крушения коммунизма страной руководили системные партии, разделяющие европейские ценности. Впрочем, в отличие от своих соседей, Чехия никогда не была склонна ни к авторитаризму, ни к популизму.
Скандальный пророссийский президент Милош Земан, который не пользуется особым уважением в обществе и поддержкой чешского истеблишмента, казался исключением и недоразумением.
Но в последние годы ситуация начала меняться. Вспыхивающие время от времени коррупционные скандалы, недовольство граждан вмешательством Брюсселя во внутренние дела сделали свою дело – избиратели разочаровались в политиках, попеременно руководящих страной последние 25 лет. Не последнее место в этом списке занял и страх граждан перед миграционным кризисом (который, правда, Чехию практически не задел) и возможным утверждением на уровне ЕС обязательных квот на прием беженцев.
Евроскептицизм и готовность слушать политиков, предлагающих простые ответы на сложные вопросы, выдавили традиционные политсилы на обочину политического процесса. По итогам выборов правящие социал-демократы финишировали шестыми, набрав лишь чуть более 7% голосов. Их традиционные противники из Христианско-демократического союза заручились почти 6% поддержки, а правоцентристы из ТОР 09 – партии интеллектуала-аристократа Карела Шварценберга – набрали всего 5,3% голосов.
Who is mr Babiš?
Триумфатором стал богатейший человек Чехии олигарх Андрей Бабиш и основанная им партия «Акция недовольных граждан» — ANO (в переводе аббревиатура означает «Да»). За партию миллиардера проголосовали 29,64% избирателей, обеспечив ей 78 мандатов из 200.
63-летний олигарх – собственник холдинга Agrofert (третьей по величине компании страны после Škoda Auto и энергокомпании ČEZ Group). В состав конгломерата входят более 200 компаний, преимущественно в Чехии и Словакии. Главные направления деятельности – сельское хозяйство, пищевая и химическая промышленность, мобильный оператор Mobil.cz. Кроме того, в империю миллиардера входит ряд влиятельных СМИ: крупные газеты Lidové noviny и Mladá fronta Dnes, один из самых популярных новостийных сайтов iDNES.cz, ряд радиостанций.
Будущий богатейший человек Чехии родился в Братиславе в семье одного из руководителей чехословацкой внешней политики. В начале 1980-х работал в области внешней торговли в компании Petrimex. По данным словацкого Института национальной памяти, в этот период Бабиш был штатным агентом службы безопасности коммунистической Чехословакии под кодовым именем «Буреш». Не исключают и его сотрудничества с советским КГБ. Сам олигарх эти обвинения, естественно, с гневом отвергает.
В 1993 году Андрей Бабиш создал на базе пражского Petrimex компанию Agrofert, а еще через два года установил над ней контроль, проведя дополнительную эмиссию акций. Непрозрачная приватизация компании стала темой ряда журналистских расследований.
В 2010 году Agrofert получил правительственные налоговые субсидии на 3 млрд чешских крон (около 120 млн евро).
Венгерский демарш: как реагировать Украине на языковой шантаж соседейВ 2014 году, после вхождения миллиардера в правительственную коалицию с социал-демократами (Бабиш получил пост министра финансов), государство простило холдингу налоговый долг в примерно 1,5 млрд крон. Во время пребывании в правительстве олигарха неоднократно подозревали в использовании админресурса для создания преференций собственному бизнесу, уклонении от уплаты налогов на ценные бумаги и в давлении на бизнес-оппонентов. Но эти обвинения так и не стали предметом уголовных расследований.
В 2015 году чешская полиция совместно с Европейским бюро по борьбе с мошенничеством начали расследование против бизнесмена по обвинению в незаконном получении средств из евродотаций на сумму в 50 млн крон для реконструкции принадлежащего ему курорта «Гнездо аиста».
Курорт сначала вывели из собственности Agrofert, а после получения дотации вернули. Дело в том, что средства предназначались для развития малого бизнеса, а не для субсидирования человека, чьи активы превышают 4 млрд американских долларов.
Весной этого года руководитель правительства Богуслав Соботка вынудил Андрея Бабиша уйти в отставку. Процедуру, кстати, пытался заблокировать президент Милош Земан, отказавшись подписывать соответствующее представление. Ответом на такую самодеятельность главы чешского государства стали многотысячные демонстрации в Праге и других городах.
Тем не менее скандалы и неоднозначная репутация не помешали Бабишу выиграть выборы. Секрет успеха олигарха в падении популярности традиционных партий, культивировании образа «человека дела», характерная для всех популистов готовность менять риторику и программу в угоду текущему моменту.
Если в 2013 году ANO проповедовала либеральные ценности и борьбу с коррупцией, то на эти выборы партия шла под лозунгами защиты страны от мигрантов, поддержки чешского производителя и расширения социальных программ. Соответственно, никто не знает, каковой будет политика новоявленного лидера.
Еще меньше определенности в том, чего ждать от нового правительства на ниве внешних отношений. Партия ANO создавалась как конгломерат, в который входят как евроскептики, так и еврооптимисты; как умеренные сторонники сближения с Москвой, так и те, кто симпатизирует нашей стране. Что же касается самого олигарха, то его высказывания часто носят противоречивый характер. За что его, кстати, сравнивают с Дональдом Трампом.
«В ANO нет человека, который отвечал бы за внешнюю политику. Политики из этой партии мне сказали: понимаете, Андрею это не интересно. Мое мнение — его из внешней политики интересуют только евродотации. Я думаю, что они с удовольствием отдадут кресло главы МИД кому-то другому», — отметил во время организованной Центром Новая Европа и и Centre for Euro-Atlantic Intagration and Democracy встречи с украинскими журналистами редактор международного отдела Hospodářské noviny Ондра Соукуп.
В то же время корреспондент издания Weekly Respekt Катерина Сафарикова допускает, что руководителем международного направления нового главы правительства может стать депутат европарламента Павел Теличка, известный своим жестким отношением к путинскому режиму.
Другие фавориты выборов: пираты, ультраправые и коммунисты
Многое зависит также от того, с кем Андрей Бабиш сформирует коалицию.
Второй на выборах финишировала правоцентристская евроскептическая Гражданско-демократическая партия (ODS), основанная давним другом Владимира Путина экс-президентом и экс-премьером Вацлавом Клаусом. Он тоже засветился в ряде скандалов. В 1997 году Клаус покинул премьерское кресло из-за истории с непрозрачным финансированием партии. В 2013 году, за три дня до истечения срока президентских полномочий, ему объявили импичмент по обвинению в нарушении Конституции страны.
Ныне Вацлав Клаус – завсегдатай конференции «Диалог цивилизаций», которую ежегодно на острове Родос проводит глава российской госкомпании РЖД Владимир Якунин. На состоявшихся выборах партия Клауса заручилась поддержкой 11,3% избирателей (25 мандатов).
На третьем месте – «Партия пиратов» (10,8%, 22 места). «Пираты» позиционируют себя как крайние либертарианцы: свободный интернет, пересмотр норм об авторском праве, прямая демократия с референдумами по швейцарскому образцу, легализация легких наркотиков. Большинство депутатов партии моложе 35 лет. Среди «пиратов» хватает симпатиков РФ – отдельные члены партии в свое время призывали «спасти Донбасс».
Четвертой оказалась ультраправая партия «Свобода и Прямая Демократия» (SPD), набравшая 10,64% (22 депутата). Партия примечательна благодаря своему лидеру Томио Окамуре, в жилах которого по отцу течет японская и корейская кровь, по матери – моравская. Окамура, который родился в Токио, призывает остановить миграцию в Чехию, пресечь мультикультурализацию страны, покончить с «диктатом ЕС».
«Нет исламу, нет терроризму», — написано на многочисленных плакатах SPD, которыми пестрила чешская столица.
Как и положено порядочному ультраправому, Томио Окамура восхищается Путиным, а также оправдывает аннексию Крыма.
«На референдуме граждане Крыма свободно подавляющим числом голосов высказались за присоединение обратно к матери-России, и это стало реакцией на фанатичные антирусские действия нацистов в Киеве после того, как киевский парламент принял законы против русского меньшинства», — говаривал Окамура примерно год назад в интервью одному из чешских изданий.
На пятом месте – Коммунистическая партия Чехии и Моравии (7,7%, 15 мест), известная тем, что много месяцев подряд пыталась блокировать ратификацию Соглашения об Ассоциации Украина-ЕС.
6, 7 и 8-е места заняли традиционные партии – христианские демократы, есдеки и сторонники графа Шварценберга. У каждой из этих политсил от 7 до 15 депутатских мандатов.
Повернет ли Прага на восток?
Эксперты уже сейчас прогнозируют длительную коалициаду. До выборов многие наблюдатели опасались появления так называемой «коалиции ужасов»: ANO+Окамура+коммунисты.
Обратный отсчет для России: к чему приведут переговоры Волкера и СурковаОднако сразу же после голосования сам Бабиш опроверг такой сценарий.
«Мы – партия для всех, но мы – проевропейская партия», — приводит слова лидера ANO издание iDNES.cz, входящее в его же медиахолдинг. Он подчеркнул, что не стоит ждать создания пророссийского правительства, попросив «перестать бояться, что Чешская республика повернет на Восток».
В то же время, системные партии сами дистанцировались от ANO, считая для себя неприемлемой работу с одиозным олигархом. Так что в какой-то момент Андрей Бабиш может попросту лишиться свободы маневра, и будет вынужден пойти на коалицию с самыми одиозными политиками на всем европейском континенте.
Но даже в таком случае, утверждают эксперты, Бабиш слишком заинтересован в европейских деньгах (включая субсидии для его же агробизнеса), чтобы открыто идти наперекор позиции Берлина и Брюсселя.
Пока же главный негатив в том, что одна из самых свободных и цивилизованных держав Восточной Европы скатывается к популизму и польско-венгерской модели нелиберальной демократии.
Впрочем, гражданское общество в этой стране остается одним из самых структурированных, а демократические традиции – одними из самых стойких. Поэтому есть надежда, что попытку нового лидера и компании построить авторитарно-бизнесовый режим на берегах Влтавы встретят надлежащим образом. В конце концов, уроки «Пражской весны» и «Бархатной революции» говорят, что чешское общество может достойно постоять за себя.
Максим Викулов