Главный финансовый документ страны уже вызвал немало дискуссий как внутри парламента, так и среди экспертов.
Ведь ключевой вопрос заключается не только в том, хватит ли денег налогоплательщиков на громкие и многообещающие реформы, но и в том, кто будет нести персональную ответственность за их целевое распределение и результативность.
Стоит заметить, что в правительстве и ряде органов исполнительной власти наблюдается довольно «интересная» динамика – отсутствие на некоторых позициях по несколько месяцев, а иногда и больше года, полноценных руководителей.
Как в случае с Министерством здравоохранения. Без преувеличения, реформа медицины оказалась наиболее дискуссионной. При этом главная инициаторка тотальных изменений в отечественной медицине Ульяна Супрун еще с августа 2016 года работает в статусе и.о. До сих пор ее так и не назначили министром здравоохранения.
«План Маршалла» для Украины: кто и почему не даст денегНа сегодняшний день финансирование системы здравоохранения составляет 3% ВВП — примерно 70 миллиардов гривен.
С нового года начнется переход от бюджетного содержания больниц к закупке услуг. Понятно, что на финансирование всех этих начинаний в бюджете заложена «кругленькая» сумма. Какая именно — окончательно будет известно уже после того, как ВР проголосует за проект бюджета.
Не менее интересной является ситуация с банковским сектором. Более полугода глава Национального банка Валерия Гонтарева находится в отпуске. То есть Верховная Рада должна проголосовать за ее увольнение. Однако парламентарии не спешат менять действующее положение дел.
По мнению политического эксперта и экономиста Тараса Загороднего, отсутствие руководителей ключевых ведомств — системная политика круговой безответственности.
«В Украине в последние годы распространена практика, когда никто ни за что не отвечает, — убежден эксперт. – Если нет ответственных за преступления, то и некого сажать. В результате имеем ряд и.о. вместо ответственных руководителей. Открывается большой простор для злоупотреблений. Можно делать что угодно. Это выгодно всем по ряду причин. Одна из них – нет голосов для согласования кандидатуры у так называемой коалиции. Создаются и.о., которые в ручном режиме руководят ведомствами, продолжая воровать».
Виктория Пташник о пользе закона о реинтеграции и доверии иностранных инвесторовПоследствия такой политики, убежден политолог, уже ощутимы.
«Например, тот же Нацбанк, по сути, отстранен от процессов, — отмечает он. – Да и раньше включался только тогда, когда нужно было разграбить что-то. Вопрос — когда будет персональная ответственность для той же Гонтаревой, Рожковой и прочих? Это же касается и Минздрава. Супрун вообще ни за что не отвечает. Более того, она фактически отказалась принимать украинское гражданство еще в июле этого года, когда этот вопрос поднимался. Даже если украдет что-то, – ей ничего не будет. Происходит намеренное разрушение институтов государства. В основном под видом, что у нас сейчас идет война. Прямое беззаконие. Без окончания войны на Донбассе и смены власти ничего не изменится. Всем удобно заниматься манипуляциями, а критиков власти записывать в агенты Кремля».
Кроме того, среди многочисленных обещаний правительства стоит выделить и масштабную приватизацию в 2018-ом. На сегодняшний день главная организация, которая всем этим должна заниматься — Фонд госимущества — тоже без официально назначенного руководителя. Глава ведомства Игорь Билоус подал в отставку 10 апреля 2017 г. Сейчас его обязанности исполняет Виталий Трубаров.
Еще одна важная законодательная инновация, вокруг которой идут непрерывные политические баталии – земельная реформа. Власти обещают, что уже со следующего года у нас должен заработать рынок земли. Собственно, это является одним из главных требований МВФ для получения Украиной следующего финансового транша.
Напомним, что министр МинАПК Тарас Кутовой подал в отставку в мае этого года. Сейчас ведомством управляет его первый заместитель Максим Мартынюк.
Также в Украине нет министра информационной политики. Кум генпрокурора Луценко Юрий Стець подал в отставку в мае 2017-го.
Без руководства и Государственная фискальная служба. Ее скандального главу Романа Насирова из-за обвинения в нанесении убытков государству на 2 млрд грн в марте 2017 года отстранили от выполнения обязанностей.
Большая приватизация: реальность или заоблачные мечты?По словам юриста, представителя Украины в Венецианской комиссии в 2013-2017 годах Владимира Пилипенко, отсутствие укомплектованного правительства – нарушение базовых принципов демократии — персональной ответственности.
«Гройсман призывает как можно скорее принять государственный бюджет на 2018 год, – отмечает Пилипенко. — Если мы говорим о европейском подходе в работе, то давайте и в других вопросах действовать по-европейски. Речь идет прежде всего о персональной ответственности каждого члена правительства как за проводимые реформы, так и за распределение полученных из бюджета средств. Иначе получается, что в случае провала одного, а то и нескольких важнейших направлений государственной политики объяснений не будет, буквально, от кого требовать».
Он замечает, что такое положение дел возникло неслучайно.
«Очевидно, кто-то во власти очень заинтересован в том, чтобы управлять процессами и бюджетными потоками, оставаясь в тени, вне зоны публичной критики, – считает юрист. — Но это не имеет ничего общего с адекватной политической практикой, нормами права и ценностями прозрачной и открытой власти. Перед тем как начинать обсуждение проекта госбюджета на 2018 год, правительство и центральные органы исполнительной власти должны были полностью укомплектовать. Украинцы имеют право понимать, кто именно получает доступ к распоряжению бюджетными средствами и кто будет отвечать за возможные провалы».
Романия Горбач