После того, как НБУ признал банк «Хрещатик» неплатежеспособным, ситуация вокруг одной из старейших финансово-кредитных организаций Украины стала напоминать «театр военных действий». Акционеры наперебой принялись обвинять как друг друга, так и само НБУ в доведении до банкротства последнего муниципального банка Киева, упорно не желая отвечать на главный вопрос: «куда исчезли 2,8 млрд грн. вкладчиков?»
Как город потерял свой банк
Зарегистрированный в мае 1993 года банк «Хрещатик» (тогда еще «Злагода») изначально был закреплен за Минобороны Украины. Постепенно к правлению присоединилась и компания «Укрфинком», подконтрольная небезызвестному участнику «Киевской инвестиционной группы» Андрею Иванову. Именно он по сей день числится бенефициаром банка.
Процесс расширения правления активно продолжался, и к 2000 году акционерами банка уже являлись 16 юридических лиц. Коммунальные предприятия Киева сконцентрировали в своих руках 47,7% уставного фонда, самые крупные доли имели «Киевметрополитен», «Киевводоканал», «Киевжилэксплуатация». Некоммерческие и коммерческие предприятия получили 49,5%, а 6 физических лиц из числа сотрудников банка владели оставшимися 2,8%.
Тем не менее, уже через год, после смены формы собственности, «Укрфинком» Андрея Иванова принялся наращивать свою долю за счет других акционеров. За несколько лет число акций его компании увеличилось сначала до 32,28%, а после и вовсе до 45,3%, сократив долю городских структур до 23,71%, фактически забрав у города контроль над муниципальным банком.
Группы влияния
Еще одним держателем акций банка «Хрещатик» принято считать непубличного совладельца «Запорожстали», Игоря Дворецкого. Несмотря на то, что имя бизнесмена никогда не фигурировало в структуре собственности банка. Тем не менее, Дворецкий контролировал 20,25% акций «Хрещатика» через «Маркет Инвест Групп», еще 16,6% акций были расписаны на 24 собственника, как юридических, так и физических.
Удивительно, что хотя доля Киева в банке «Хрещатик» начиная с 2007 года не превышала 25%, никто в КГГА не спешил выводить город из капитала банка. Такая ситуация позволяла, по сути, частному банку, подконтрольному Андрею Иванову, пользоваться всеми возможностями коммунального финучреждения, что было бы попросту невозможно без активного лобби в КГГА.
За все платит город
Многолетняя борьба главных акционеров за влияние в банке привела к проблемам с гривневой ликвидностью и желанию вывести капиталы из «Хрещатика». Именно в сочетании с нежеланием акционеров провести докапитализацию банка и привело финансовую организацию к полному краху.
Тем не менее, поскольку банк, хоть и на бумаге, но муниципальный, отвечать перед клиентами будет Фонд Гарантирования вкладов, который и обязан будет провести выплаты на 2,8 млрд грн., выведенных из структуры акционерами. И, что самое любопытное, пропавшие деньги были выведены в как будто бы специально созданное «окно», из-за затянувшегося решения НБУ о признании «Хрещатика» неплатежеспособным.
Впрочем, это мало кого удивило, лишний раз доказав коррумпированность работы НБУ и неспособность государственных регуляторов срабатывать на опережение финансовых махинаций.