С учетом оперативности пиратов мы, наверное, вскоре тоже сможем его посмотреть. Хотя украинским зрителям он может показаться детским лепетом по сравнению с новостями о нашей войне с Россией.

Как же так получается, что самые миролюбивые на планете норвежцы начинают моделировать возможность войны с Россией? Они ведь лидируют во всевозможных рейтингах уровня доверия друг к другу и даже к иностранцам? Они ведь считают приговор Андерсу Брейвику (21 год тюрьмы), убившему в 2011 году 77 человек, скорее преимуществом, чем недостатком своего правосудия и менталитета? Тогда многие норвежские эксперты говорили, что террориста наказали тем, против чего он боролся, — милосердием. Мол, Брейвик хотел изменить норвежцев, сделать их менее наивными и более агрессивными. И это у него не получилось.

С открытостью норвежцев мне пришлось столкнуться всего однажды, но для Украины это выглядело курьезом. При подготовке материала для пилотного номера одного журнала нашей команде нужно было узнать, сколько погибло миротворцев из Норвегии. Ничего лучшего мы не придумали, как позвонить в Осло в Министерство обороны. За полминуты нашего журналиста соединили с соответствующим сотрудником. Тот попросил позвонить ему через 10 минут – нужно было найти информацию. Мы так и сделали. Вскоре он сообщил нам всю статистику со странами, где погибли норвежские солдаты, из-за чего и в каком году. И это при том, что наш журнал еще не выходил и от нас даже не попросили никакой верификации, что мы журналисты.

Два года тому назад мне довелось пару часов поговорить с политологом и военным аналитиком Министерства обороны Норвегии Тором Букволлом. Он более 20 лет изучает милитарные аспекты жизни России. Букволл уверял меня, что при всех разногласиях между Киевом и Москвой военный конфликт между Украиной и Россией невозможен. Не прошло и полгода после нашего разговора, как был аннексирован Крым. И после вторжения русских на восток Украины Букволл сказал мне, что ни в чем не уверен, если говорить о дальнейших действиях России. Что он, опытный аналитик, не может уверенно прогнозировать отношения даже между его страной и Кремлем. Единственное, что может гарантировать Норвегии безопасность – ее членство в НАТО и пятый пункт устава Альянса, в соответствии с которым все вступаются за одного.

Еще пару лет назад норвежцы оценивали свои отношения с Россией как прекрасные. И это при том, что они в НАТО с момента основания организации в 1949 году. Искать свое место в Альянсе Осло заставила откровенная коммунизация освобожденных СССР стран Центральной Европы. И уж совсем подозрительным было стремление Кремля заключить договор о взаимной помощи в военной сфере с Финляндией в 1948-м. Кроткие норвежцы тогда посчитали, что береженого бог бережет, и на референдуме высказались за НАТО. Хотя добились от Альянса, чтобы на их территории не планировалось размещение ядерного оружия в мирное время и даже баллистических ракет средней дальности. Наверняка, чтобы не дразнить Москву – соседи как-никак.

В свою очередь в Союзе словно забыли, что Норвегия – единственное натовское государство, с которым у него общая сухопутная граница. Вы не найдете ни одного критического высказывания в советской прессе в адрес Норвегии. По всем театрам СССР ставили пьесы Генрика Ибсена, а ведь тогда репертуар не только цензурировался, но и рекомендовался «компетентными» органами. Более того, в 1970-м издательство «Художественная литература» выпускает два тома сочинений Кнута Гамсуна. Хотя писатель подарил свою нобелевскую медаль Геббельсу, а в некрологе Гитлеру назвал фюрера «борцом за права народов». Статья в Большой советской энциклопедии коротко упомянула об этом и даже так: «Прогрессивные норвежские круги проводят грань между предательской позицией Гамсуна в годы оккупации и его литературно-художественным наследием».

Сложно представить себе, в каком еще случае в СССР адептов откровенного сторонника нацизма назвали бы «прогрессивными кругами».

С началом путинской эпохи виток дружбы России и Норвегией вообще можно назвать размахом. Русские военные стали регулярно стажироваться на базах ближайшего натовского соседа. Поскольку в северных морях рыболовный флот потомков викингов в 30 раз превосходит российский, рыбзаводы Мурманска и Архангельска полностью стали зависеть от западных соседей. (Правда, когда Кремль объявил эмбарго на продукцию из Европы, они просто остановились).

Но главное – в мире нет никого лучше норвежцев в плане технологий по поиску и добыче газа в самых экстремальных условиях. Для России, живущей преимущественно за счет продажи своих природных энергоресурсов, дружба с Норвегией жизненно важна. Хотя норвежцам эта дружба показалась странной еще в самом начале путинского правления. Когда в 2000-м затонула российская подводная лодка «Курск», они первыми предложили свою помощь по спасению экипажа. Россияне молчали почти месяц. Когда спасать уже было некого, норвежским водолазам позволили вскрыть люки судна, а уже свои спасатели доставали документацию, которая Кремлю казалась секретной. Причем технологическую отсталость России признавали даже в Белокаменной. И случай с «Курском» это продемонстрировал всему миру. Но оказалось, что для Кремля свои моряки были просто пылью по сравнению с мнимыми секретами, которые могли бы быть интересны разве что Северной Корее.

Вот как дружить с такой страной? Особенно сейчас, когда российские идеологи убеждают свой народ, что их страна – великая, могущественная и даст отпор любому агрессору. Хотя сейчас понятно, что это следует читать как «готова организовать любую агрессию».

Поэтому соседям России стоит всерьез побеспокоиться. Норвежцы уже прикупили себе несколько сверхдорогих, но сверхсовременных американских истребителей F-35. Совместно со Швецией приобрели мощную артиллерию. Правда, в школах детям объясняют, что они маленький мирный народ, который хочет со всеми дружить. Может, поэтому их киношники и сняли сериал «Оккупированные». Хотя Несбе утверждает, что эта идея посетила его еще до войны в Украине. Но сбрасывать со счетов такой сценарий отношений с грозным соседом норвежцы, видимо, не собираются.