«Под давлением Запада Лукашенко решил поиграть в лояльных оппозиционеров. Позволил двоим кандидатам из противоположного табора пройти в парламент. Это капля в море. Правда, время от времени в выступлениях с трибуны будет звучать что-то немного другое и для слушателя белорусского радио — это будет колоссальным событием. Позитив заключается в том, что политический монолит несколько пошатнулся», — рассказывает он.

По его словам, в Беларуси полностью разрушена реальная оппозиция, которая могла бы взять власть в свои руки.

Чтобы выиграть войну с Россией, нужно перестать оглядываться на Европу — Пантюк

«Лукашенко заигрывает с Европой, поэтому ослабил прессинг на избирательный процесс. Однако в самом обществе уже нет готовности к свободным демократическим выборам. Большинство реальных оппозиционеров сегодня находятся за рубежом. Остались небольшие плохо организованы социальные группы и ультрарадикальные ячейки, за которыми тянется российский след. Так что об оппозиции не приходиться говорить», — считает эксперт.

Тарас Чорновил убежден, что белорусский лидер привык проводить политику двойных стандартов. Поэтому его обещания о правах и свободах — очередная манипуляция, а заигрывание из Западом — оборонительная стратегия против России.

Лука

Вся система власти защищается против любых демократических институтов. Лукашенко хочет и дальше оставаться «бацьком», единственным хозяином. Находится в своеобразном шпагате между Россией и Западным миром. Использует Европу как элемент защиты от возможной агрессии Кремля, говорит он.

«Янукович в свое время боялся Путина как огня. Знал, что он презирает его. Руководствовался логикой, что Европе мы нужны больше, чем она нам. Поэтому, мол, Украине все простят, хоть и придется немного меньше воровать. Но все-таки, все верили, что это лучшая альтернатива, чем территориальные притязания Путина», — добавляет Черновол.

Конец эпохи Каримова. Что дальше?

Примерно такая же логика у Лукашенко.

«Хочет сохранить авторитарный режим в Беларуси. Однако считает, что он очень важен для западного демократического мира как партнер в возможном противопоставлении с Путиным, поэтому ему простят все. Конечно, придется сделать небольшую замену — диктатуру поменять на авторитаризм. Но европейским лидерам такая замена, как ни странно, по душе», — считает Чорновил.

В частности, «двойную» стратегию Лукашенко в России уже давно поняли и начали ставить «бацьку» на место. При этом используют методы давления ФСБ.

«На нынешних Паралимпийских играх белорусский спортсмен развернул российский флаг. Еще в прошлом году его бы срочно отправили бы в Минск и арестовали. Как видим в этот раз Москва дала Лукашенко хорошею пощечину. Это была чистой воды агентурная работа. Дали понять, что ему не дадут сильно «выступать». И он проглотил обиду», — замечает Чорновил.

Предположения о том, что Беларусь ждет судьба Украины с возможным разделением, маловероятные.

«Повторить украинский сценарий в Беларуси сложно, ведь там нет сильной общественной оппозиции, которую можно было бы столкнуть с правящими элитами. Скорее всего, там будут играть в государственный переворот — будут дожимать Лукашенко, чтобы тот написал заявление на отставку и назначил своего преемника, который был бы больше выгоден Москве. Но однозначно, предупреждения о возможном расколе — сигнал для Лукашенко, что не надо даже мечтать о какой бы то ни было независимости», — подытожил он.

Клуб диктаторов: Путин панически боится конкурентов

Как писала ранее Politeka, 11 сентября в Беларуси состоялись выборы в нижнюю палату парламента. Явка на парламентских выборах составила более 74%. Впервые за 20 лет в парламент вошла представительница оппозиции — Анна Конопацька, которая относится к Объединенной гражданской партии.

Ранее все мандаты принадлежали сторонникам политики президента страны Александра Лукашенко. Также прошла в парламент и независимая кандидатка Елена Анисим — заместительница председателя Общества белорусского языка.

В Беларуси с 1990-х годов не произошло никаких выборов, признанных свободными и демократическими.

В этом году 400 представителей ОБСЕ наблюдали за проведением выборов. Всего на 110 мест в нижней палате парламента Беларуси претендовал 521 кандидат, из них 176 представляли оппозицию, которая разделена на мелкие политические силы.

Романия Горбач