Опытные обозреватели как в Узбекистане, так и за его пределами сразу сделали вывод о необратимости сложившейся ситуации. Об этом же свидетельствовало и приглашение в Ташкент известного российского врача-кардиолога Лео Бокерии. Как сообщил Life.Ru, «билеты были забронированы в срочном порядке за час до вылета. Пока покупались билеты, Бокерия уже подъезжал к аэропорту. За 50 минут до вылета врач успел зарегистрироваться на рейс SU1870 и пройти на посадку». В Москву он вернулся на следующий день на частном самолете.

Дальше — больше. Хоким (губернатор) Ташкента Рахмонбек Усманов сообщил о стабильном здоровье президента. По его словам, президент даже вставал с постели. Тем не менее, президент Казахстана прерывает визит в Китай и летит в Узбекистан, туда же направляются президент Таджикистана и премьер Киргизии.

Еще до появления официального сообщения премьер-министр Турции Бина Йылдырым, выступая на встрече с кабинетом, выразил соболезнования в связи со смертью президента Узбекистана. «Президент Узбекистана Ислам Каримов скончался. Пусть милость Божия будет на нем, Турецкая Республика разделяет боль и скорбь узбекского народа». И только вечером 2 сентября правительство официально сообщило о смерти Каримова.

Первая часть политико-детективной истории с узбекским лидером закончилась.

Наследство

Почему узбекская власть так долго скрывала то, что скрыть просто невозможно, следует искать в том состоянии государства, которое оставил Каримов.

После выздоровления вернусь на передовую — руководитель ДУК ПС

Даже среди центральноазиатских авторитарных правителей он был известен своей жесткостью, можно сказать — жестокостью. Об этом красноречиво свидетельствует события в Андижане в 2005 году. Народные волнения были подавлены столь жестко, что удивили не очень чувствительных соседей.

Каримов встроил крайне закрытую по современным меркам систему управления.

Официальная статистика рисует очень привлекательную картину. В частности, рост ВВП составляет 7–8%. В сравнении с 1990-ми годами размер узбекской экономики увеличился в три раза даже с учетом инфляции. В 2015 году промышленное производство увеличилось на 8%, сельское хозяйство — на 6,8%, уровень безработицы очень низкий — 5,2%.

По официальным данным, за годы независимости доходы населения выросли в три раза. Если сравнить с соседней Киргизией и даже с Казахстаном, то в Узбекистане сплошное благоденствие.

Действительность сильно отличается от официального оптимизма. При том, что реальных цифр о состоянии узбекской экономики нет. Но происходящего в Ташкенте, в провинции дела еще хуже, не позволяет говорить об экономическом чуде. Центральноазиатского тигра из Узбекистана не получилось, хотя объективные условия для этого были.

После распада СССР и разрыва экономических связей узбекскому руководству удалось минимизировать потери в наиболее острый кризисный период. В 1990–1995 гг. ВВП сократился на 19%, в то время как в среднем по СНГ уменьшение показателя составило 37%. Узбекистан, Азербайджан и Белоруссия первыми преодолели постсоветский кризис, и уже к 2005 году уровень ВВП республики превышал последние советские показатели на 38–39%.

Представляется невероятным, но в то время на узбекских границах выстраивались очереди из челноков, которые ехали из соседних республик, в том числе из ныне преуспевающего Казахстана, за продуктами и товарами первой необходимости. А некоторые и на заработки.

Ныне ситуация прямо противоположная. Узбеки стремятся любыми путями попасть в Казахстан, в котором ВВП в четыре раза больше узбекского. В России половина так называемых трудовых мигрантов составляют узбеки. Сколько их в соседнем Казахстане — не знает никто.

Многие не хотят ехать в Россию. Так ближе, языки родственные, понять местных не сложно. К тому же, из-за кризиса заработки в России упали, в Казахстане тоже, рубль и тенге сильно девальвировались. И многие возвращаются. По данным российской миграционной службы на январь текущего года вернулось более 1 млн человек. Навряд ли они найдут работу на родине, а если найдут, то зарплату не выплачивают месяцами.

Арбитражный суд в Гааге: Россия заплатит за Крым

Второй верный признак экономического и финансового неблагополучия — наличие черного валютного рынка и увеличивающееся расхождение официального и черного курса местных денег. Узбекский сум девальвируется стремительно. По состоянию на 10 июня $1 стоил 4,3 тыс сумов (UZS) на черном рынке, официальный курс составил 1$ = 2583 UZS. В августе за $1 менялы на ташкентских базарах требовали 6380 UZS, при этом официальный курс просел только до 2989 UZS за $1. Другими словами, девальвация на черном рынке за примерно два месяца составила 48%, а официальный курс дал только 15%. Так о каком росте ВВП на 8% можно говорить.

Проблемы Узбекистана такие же, как у соседей. Сырьевая ориентация экономики на углеводороды и хлопок дает себя знать. Падают цены не только на нефть и газ.  По данным Департамента сельского хозяйства США, узбекский экспорт хлопка составил 3,2 млн кип в сезоне 2012-2013 годов. В  2015-2016-х он упал до 2,3 млн кип. Также снизились цены на хлопковолокно.

Наследники

Проблему ухода авторитарного правителя прошла Туркмения. Там околовластные группировки довольно быстро договорились и нашли в бывшем стоматологе будущего президента.

В Азербайджане вообще такой проблемы не было. Сын Гейдара Алиева Ильхам с самого начала рассматривался всеми как наследник и транзит власти прошел даже как-то буднично.

На пути к Путину 3.0: уходят последние из могикан

В Узбекистане ситуация более сложная. Во втором браке у Каримова только дочери. Старшая Гульнара одно время рассматривалась как наследница, но после грандиозного коррупционного скандала посажена под домашний арест, отлучена от внешнего мира, в том числе и от интернета.

Младшую Лолу не рассматривали как серьезного претендента,  и ее роль в Семье в политическом смысле не до конца ясна.

Характерно, что в узбекской политической культуре нет устоявшегося понимания транзита власти. Даже язык отражает такое положение. Для обозначения преемственности используют три слова: уринбосар, уриндош, и ворис. Первое по смыслу означает заместитель. Второе — имеет два смысла: заместителя и преемника, третье — больше означает наследник. В последнем случае это имеет оттенок монархического характера, когда следующий определен заранее и его права не оспариваются.

Узбекистан внутрь

Реально можно говорить, используя китайскую терминологию времен позднего Мао Цзедуна, о «банде трех». Это Рустам Иноятов —  глава Службы национальной безопасности (СНБ), премьер-министр Шавкат Мирзияев и первый вице-премьер Рустам Азимов. Кстати, еще до сообщений о смерти Каримова по Ташкенту ходили слухи, что последнего арестовали.

Рустам Иноятов — абсолютно непубличный человек, его фотографий до 2014 года не было вообще в информационном пространстве. Окончил Ташкентский государственный университет. Владеет персидским, русским и английским языками. Возглавляет СНБ с 1994 года. Первой его аппаратной победой была ликвидация Главного управления разведки (ГРУ) Министерства обороны Узбекистана. Часть подразделений расформировали, некоторые передали в управление СНБ.

У него ореол своего рода всесильности, подкрепленный успешной интригой против старшей дочери Каримова Гульнары. Властные позиции Иноятова не только в наличии мощной структуры СНБ, но и в близости к Семье Каримова вообще, в частности — к его жене Татьяне. Проблема в том, что Иноятову — 72 года и здоровье его по слухам весьма пошаливает. Скорее, его следует рассматривать не как кандидата на высший государственный пост в стране, а как активного игрока в достижении компромисса между различными группами и кланами.

Силовые возможности Иноятова составляют наиболее боеспособные подразделения: бригада быстрого реагирования, созданная на основе Чирчикской команды специального назначения, пограничные войска, отряд спецназа «Ц» и отряд спецназа «ОК Ташкент».

От Хусейна — до Асада: связи Путина с мировыми диктаторами

Исторически так сложилось, что Узбекистаном управляли в основном выходцы из ташкентского клана — хотя сам Каримов родился и начинал свою деятельность в Самарканде. Значение этого города примерно соответствует статусу Санкт-Петербурга в России.

Несомненно, что представители бухарского и ферганского кланов тоже постараются каким-то образом поучаствовать в дележе власти. Каримов, несмотря на свое самаркандское происхождение, сумел стать над кланами и в значительной степени уравновесить ситуацию. Теперь такая же задача стоит перед Иноятовым, хотя он относится к ташкентским.

Шавкат Мирзияев стал премьер-министром в 2003 году. Находиться на втором посту в стране рядом со столь амбициозным и очень подозрительным президентом очень сложно, но ему удалось. До назначения премьер-министром, с 2001 по 2003 год был хокимом Самаркандской области, ранее занимал аналогичный пост в Джизакской области с 1996 по 1999 год.

Мирзияев известен рукоприкладством и сквернословием в отношении подчиненных. Как рассказывали правозащитники, еще руководя Джизакской областью, так избил преподавателя за отказ посылать студентов на уборку хлопка, что тот вскоре скончался в больнице.

Вполне вероятно, подобный стиль управления нравился Каримову, который отличался в отношении подчиненных также крайней несдержанностью. Рассказывают, что в присутствии других людей в порыве гнева он избил старшую дочь Гульнару за коррупцию и скандалы.

Перспективы стать президентом у Шавката Мирзияева весьма высоки. Он близок к вдове Каримова Татьяне и это в нынешних условиях очень важный фактор. Кроме того, на посту премьера он наладил довольно тесные отношения с Иноятовым. Не только личные, но и коммерческие.

Іслам Карімов з дружиною Тетяною
Іслам Карімов з дружиною Тетяною

Рустам Азимов окончил Ташкентский государственный университет и Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства, магистратуру в Оксфордском университете. Когда он занял пост министра финансов в 1998 году, то был самым образованным членом кабинета.

Начав трудовую деятельность с наладчика на заводе «Фотон» в Ташкенте, в 1990 году становится председателем правления одного из первых коммерческих банков в Узбекистане, «Ипак йули» («Шелковый путь»).

Бунты зеков и нашествие воров в законе: новый фронт российско-украинской войны

В глазах многих в Узбекистане Азимов в отличие от Мирзияева, за которым закрепилось представление как о консерваторе,  считается таким себе либералом. Возможно потому что он не занимается принудительной мобилизацией людей на уборку холопка. Тем не менее, как отмечалось, финансовая система страны близка к коллапсу.

Азимов был фигурантом скандала, из-за которого рухнула карьера старшей дочери Каримова Гульнары. В начале 2013 года она в своем твиттере начала критиковать министра финансов за мошенничество и коррупцию. И это после того как против нее в ряде стран Европы и США были начаты расследования по примерно аналогичным статьям.

Затем началось давление на ее окружение, большинство из ее ближайших сотрудников оказались за решеткой, а сама под домашним арестом. Понятно, что без Иноятова такое не могло произойти. Вот почему слухи о противоречиях Азимова и руководителя СНБ во многом не соответствуют действительности.

Связка Иноятова, Мирзияева и Азимова руководит основными направлениями: безопасностью, внутренней и внешней политикой,  экономикой.

Проблема не в компетентности, по отзывам — дипломат из Мирзияева никакой. Важна их способность договориться и распределить хотя бы на первое время, власть. Вроде бы уже договорились. Мирзияев становится президентом, Азимов — премьер-министром. Иноятов остается на своем посту. Об этом открыто говорят в Ташкенте.

Насколько жизнеспособен такой триумвират, покажет ближайшее будущее. Вполне может превратиться в тандем. Любители конспирологии приводят пример соседней Туркмении, где президентом стал никому неизвестный человек. В принципе, такого исключить нельзя, но очень похоже, что в Узбекистане не произойдет.

Подтверждением этому служит процесс, по которому пошли в Ташкенте. Он идет по конституционному пути. Формально власть перешла к главе верхней палаты (сената) Олий Мажлиса (Высшее собрание) Нигматилле Юлдашеву. В течение трех месяцев должны пройти выборы президента. Есть все шансы, что главным кандидатом будет Шавкат Мирзияев.

Круги по воде

События в Узбекистане показали всю сложность транзита власти в условиях авторитарного режима.

В первую очередь это относится к Казахстану. Нурсултан Назарбаев — второй после Каримова патриарх в Центральной Азии. Пока он чувствует себя вполне удовлетворительно. Как отмечает руководитель Группы оценки рисков, казахстанский политолог Досым Сатпаев, «ближайшие годы для региона будут очень и очень важными. Все будет замыкаться на конкретных личностях, которые создавали системы вокруг себя и под себя. С их уходом системы начнет очень сильно лихорадить. Любые корректировки — а они будут вноситься — в таких системах могут привести к тому, что такие системы могут просто развалиться. Это осень патриарха, которая началась раньше, а сейчас мы видим ее продолжение».

Взрывы, аварии, самоубийства: кто и за что воюет с «Торнадо»

Второе, что очень беспокоит Астану — это возможная дестабилизация. Как отмечает Сатпаев, «не дай Бог, если казахстанский и узбекский сценарии транзита власти в сторону дестабилизации сольются вместе. Это будет огромная «черная дыра», которая поглотит не только Центральную Азию, но и ударит по России и Китаю. Не надо забывать, что ситуация на границе с Афганистаном ухудшилась. Это в совокупности может привести к состоянию похлеще сирийского. Это самый негативный сценарий».

Внешняя политика Каримова была многовекторной. Он действовал тактически. Сначала сближался с Западом, после Андижана в отместку за критику повернул к России, при этом не забывал и о Китае. Вступать в какие-либо объединения под эгидой Москвы категорически отказывался, но и на значительное расстояние не отдалялся. Последний раз с Путиным встречался в апреле текущего года. Вроде бы встреча прошла успешно, но реальных результатов пока не принесла.

Мирзияев из-за определенных родственных связей с российским олигархом   этническим узбеком Алишером Усмановым, владельцем холдинга «Металлоинвест», считается пророссийским. Это представляется некоторой натяжкой. Не родственные связи определяют политику, а государственные интересы. Навряд ли внешнеполитический курс Узбекистана претерпит в ближайшее время существенные изменения. Дальнейшее будет зависеть от ситуации в соседних странах.

З донькою Лолою
З донькою Лолою

В России также очень интересуются событиями в Узбекистане. В том числе и по транзиту власти. Есть некоторые основания считать, что там эта проблема может встать во весь рост. Во всяком случае, народ это ощущает и высказывается в анекдотах.

Стоит мужчина и смотрит на первую полосу «Российской газеты» (официальный печатный орган правительства РФ, —ред). На ней портрет в черной рамке. Подходит второй и спрашивает: «Неужели?». Тот отвечает: «Нет, Каримов». И этого как раз обитателю Кремля следует опасаться больше всего.

Юрий Райхель