— Не поздно принимать закон о запрете русской книги антиукраинского содержания? С Россией воюем уже два года, а над законом начали работать только сейчас?

— Лучше поздно, чем никогда. Я сторонник того, чтобы в Украине было минимум всего российского. Пока идет война, у нас должна быть тотальная дерусификация. Надо запретить русскую музыку, фильмы, книги. Наши дети не должны учить русский язык в школах.

Нужно принимать не локальные мелкие законы, а серьезный жесткий о защите украинского информационного пространства. Потому что у нас все очень взаимосвязано. Если кто-то думает, что там, где звучит русская речь, не придет российский танк, то он очень ошибается. Чтобы выиграть войну с Россией, надо перестать играть и смотреть, что скажет Европа или Америка, а принять четкий закон, который бы запрещал временно русскую музыку, книги, фильмы.

Пока у нас с этим бардак.

Смерть Щетинина: как российские спецслужбы действуют в Украине

Вот Верховная Рада приняла закон, который предусматривает, что песни на украинском языке должны составлять в радиоэфире не менее 35% от общего объема. Остальные на иностранном. И что мы имеем? В результате у нас иностранная — это только российская музыка. Так не должно быть.

Должна также звучать польскоязычная, англоязычная, немецкая музыка. А я включаю радио. Закона будто придерживаются — каждый третий песня на украинском, но остальные — на русском. С этим надо жестче бороться.

— Кто должен проверять содержание книг, которые завозят в Украину из России? Надо создавать специальную комиссию? Кого привлекать к ней? Наших издателей, писателей?

— Речь шла о общественной комиссии. Но что получим, когда закон таки примут, неизвестно никому. Они могут принять, но так, чтобы закон не выполняли. Но ведь любая современная российская книга имеет антиукраинское содержание. Особенно современная поп-литература. Куда ни ткни пальцем, не прогадаете.

— Много российской продукции сейчас на полках украинских магазинов?

— Библиотеки завалены русской литературой. Загляните в мелкие сети «Книга по 15 или 20 гривен». Там вообще украинской продукции нету. Украинские книги тупо не хотят брать на реализацию. Я хотел разобраться, в чем вопрос. Говорю: «Я вам даю книги по пять гривен, продавайте». А им это не нужно. Там продают российскую контрабандную книгу.

В дизайне гривны не хватает чего-то хулиганского — Ермоленко

Зайдите в «Букву». Посмотрите, сколько там украинской книги. Полочка или две. Есть сеть магазинов «Е» и «Факел», которые украинскую книгу поддерживают. Крупные книжные магазины завалены русской литературой. Там украинских книг максимум 10 процентов.

— Стоит ожидать встречной реакции от России? Могут ли наши книги там запретить?

— Я вам выдам секрет — наших книг там нет. Там продают книги одного или двух украинских издательств.

Есть «Клуб семейного досуга», который на русском иногда переводит украинских писателей. Не знаю, сколько в этом издательстве украинского капитала. Как правило, книги, которые печатают у нас, а продают в России, выпускают издательства с российским капиталом. «Махаон», например, российское издательство, но в Украине имеет свое представительство. «Клуб семейного досуга» печатает книги в России. Там это дешевле.

— Много потеряет украинский читатель, если бы запретили всю российскую литературу?

— У нас хватает собственной литературы. Не верю, что сейчас украинцы будут просить вернуть им российскую или книгу на русском языке. Если бы не было российской литературы на украинском рынке, наши книги вернули бы свои тиражи. Было когда-то по 300-400 тысяч, доходило до полумиллиона. И это были современные книги. А сейчас книжный рынок забит российским хламом.

Если бы была политическая воля, мы бы очистили магазины от этого мусора. У нас есть собственные, лучше чем русские, детективы, женские и приключенческие романы, триллеры. Но они выходят тиражом до трех тысяч экземпляров. В то время как российские — по 30-50 тысяч.

»Писатели молчали, и в результате от имени государства говорят Медведчук и Кучма»

Мы теряем свою литературу, собственный книжный рынок, потому что кому-то хочется зарабатывать на российской хрени, которая с художественной точки зрения есть бред. Конечно, это не распространяется на классику. Закон должен распространяться на современную русскую художественную литературу, на их так называемую документалистику и публицистику, мемуаристику. Потому что это все сейчас сплошная ложь.

Есть единицы российских книг, которые можно читать. Например, такие как романы Виктора Суворова, который является антироссийским писателем, но пишет по-русски.

— Существует риск, что будут искать способы обойти закон? Например, печатать русские книги в наших издательствах?

— Во-первых, российские книги нам не нужны. Во-вторых, в России существует ряд законов о защите их книгоиздательства, которые минимизируют налоги на русскиую книгу. В РФ дешевая бумага, потому что эта страна является производителем бумаги.

Надо сделать две вещи. Первое, закрыть контрабандные каналы русской книги, которая завозится сюда на килограммы. Ранее был канал через Харьков. Возможно, он там и остался, потому что всякие «кернесы» остались.

Обама самый слабый президент Америки — Щербак

А неконтрабандная российская книга должна быть обложена налогом и стоить дороже национального производителя. Если цена нашей — сто гривен, их должен стоить 200 Тогда и запретов никаких вводить не придется. Российская книга сама по себе с нашего рынка уберется.

Так должен выглядеть борьба с товаром из страны-агрессора.

Яна Романюк