Собственно кадровые и персональные изменения обязательно должны были произойти без привязки к таким ритуальным для нынешней России событиям, как парламентские выборы. Очевидно, власть понимала призрачность демонстрируемых как подведомственному населению, так и внешнему миру сказочных заоблачных показателей поддержки президента и всего, что с ним связано. Крайне низкая явка на выборах в Госдуму подтвердила опасения власти. На очереди выборы президента. Здесь сюжеты вырисовываются совсем не радужные.
Палка о двух концах: Чем грозит введение виз для россиян?Вторая, после явки, проблема — это сужение круга приближенных к Путину олигархов и прежних друзей. По ряду причин он счел необходимым дистанцироваться от них.
Третий фактор: сейчас высшей власти в России в ближнем кругу бюрократов нужны не идеологи или разработчики смыслов, к тому же имеющие собственные политические амбиции, а квалифицированные технократы — problem solver — решающие проблемы.
Для решения как минимум трех задач, а также ряда других вопросов, начались серьезные кадровые изменения в высших эшелонах российской власти.
Киндер-сюрприз 2.0
Когда в апреле 1998 г. Сергей Кириенко был с третьей попытки утвержден на должность премьер-министра России. Ему было всего 35 лет, и это был невиданный административный взлет. Именно поэтому несколько удивленный народ и дал главе правительства немецкую кличку, хоть и сильно обрусевшую: «das Kind-Überraschung» — Киндер-сюрприз.
По словам первого заместителя председателя совета директоров «Альфа-банка» Олега Сысуева, занимавший пост вице-премьера в правительстве Кириенко, «организация работы была суматошной, но Кириенко как очень собранный человек, смог выстроить деятельность правительства». Как вспоминает Сысуев, Кириенко никогда не нервничал, не паниковал и вообще показал себя человеком не очень эмоциональным.
Неизвестно насколько успешной была бы работа кабинета Кириенко, но вмешались внешние факторы. Разразился мировой экономический кризис, Россия вынуждена была объявить дефолт по внутреннему долгу, рубль вошел в девальвационное пике, цена на нефть составила $9 за баррель. Кириенко и его кабинет были уволены.
После ухода из российского Белого дома, только что отставленный премьер остается в политике. Он создает движение «Новая сила», которое вошло в блок «Союз правых сил» (СПС), одним из лидеров которого был Борис Немцов. Отметим, что именно ему Кириенко обязан своими первыми назначениями. Губернатор Нижегородской области Немцов рекомендовал его на должность главы компании «Норси-Ойл», а затем вице-премьер правительства страны Немцов забирал его в Москву на должность заместителя министра топлива и энергетики.
Интересно, что либеральный блок СПС поддерживал избрание Владимира Путина президентом России. За несколько дней до голосования Путин встретился с Кириенко, и тот вручил ему программу СПС. Это вошло в рекламный ролик, подтверждающий приверженность кандидата в президенты либеральным инициативам.
На выборах в Государственную думу в декабре 1999 г. СПС получил 8,52% голосов, Кириенко возглавил его фракцию. На выборах мэра Москвы, проходивших одновременно с парламентскими, он занял второе место (11,3%), проиграв Юрию Лужкову (69,9%). С учетом тогдашней большой популярности этого столичного мэра, вполне достойный результат.
Парламентская деятельность Кириенко продолжалась недолго. Весной 2000 г. Путин назначил его полпредом в Приволжском федеральном округе. Тогда эта должность только что была введена, и полномочия полпредов были достаточно широкими. Кириенко проработал полпредом пять лет и оставил о себе позитивные воспоминания. По крайней мере, никто никогда его не обвинял в коррупции или авторитаризме.
В ноябре 2005 г. он возглавил Федеральное агентство по атомной энергии. Опыта работы в столь специфической сфере у него не было, так что к назначению такого варяга отнеслись достаточно скептически. В 2007 г. агентство преобразовали в госкорпарацию, которой Кириенко руководил до своего очередного назначения.
Отзывы о его работе, как среди экспертов, так и работников отрасли, только положительные. Возможно, что оставался бы Кириенко на этом посту еще долгое время, но ситуация в стране серьезно изменилась. Путину понадобились новые кадры, но только те, которых он хорошо знает. Так возник Киндер-сюрприз 2.0.
Организатор президентской кампании
Администрация президента, а конкретно Управление внутренней политики (УВП), всегда была центром выработки идеологии. УВП курирует первый заместитель руководителя администрации.
Владислав Сурков был на этой должности 12 лет и занимался идеологией. Он автор концепции, так называемой, суверенной демократии. В повседневной же практике занимался политическим процессом с идеологических позиций, постановкой процесса как такового.
Сменивший его Вячеслав Володин предпочитал менее громкие действия, не изменяя круто ход вещей, а по возможности их только корректируя. Уйдя в Госдуму на должность председателя нижней палаты, Володин захотел принести в нее ряд функций по управлению политическим процессом. Уже его первые высказывания говорят о таком намерении. В отличие от других спикеров, он заявил, что именно Госдума и есть место для дискуссий. Тем самым подана заявка на некоторый отход от машины по штампованию законов в сторону хотя бы показного парламентаризма.
Проблемой последнего времени является тренд консерватизма и закручивания гаек, всевластие правоохранительных органов, в частности, ФСБ. Россия находится в весьма сложном положении, и с каждым днем оно все более обостряется. О том, что курс на, так называемое, импортозамещение полностью провалился, свидетельствует ультиматум, выдвинутый США в связи с выходом России из договора по утилизации полония. Зачем требовать компенсации за санкции, если они, как недавно выразился Путин, столь благотворно подействовали на российское хозяйство?
Тупик консервативного курса стал очевидным практически для всех. К тому же он привел к невиданному обострению в международных отношениях. В прессе всерьез заговорили о возможности военных столкновений между Россией и США.
В этих условиях в качестве сигнала Западу и был выбран кадровый финт с назначением Кириенко — чиновника с либеральным бэкграундом. Тем самым Кремль дает понять, что готов к каким-то смягчениям, в первую очередь, во внешней политике, затем и во внутренней. Мера эта предвосхищающая результаты выборов в США, до которых осталось меньше месяца. У Кириенко большой международный опыт, так как основная деятельность корпорации «Росатом» пришлась именно на другие государства.
Индикатор выборов
По мнению многих российских и зарубежных экспертов, при Кириенко УВП отойдет от изрядно всем надоевшего закручивания гаек и перейдет к более мягкой политике.
Здесь необходимо отметить, что УВП и заместитель руководителя администрации в системе российской власти не являются самостоятельными фигурами. Все решает только один человек в Кремле, и Кириенко совсем не тот чиновник, который будет доказывать что-то президенту или высказывать собственное мнение. Его функция исполнять приказанное, но так, чтобы не доставлять первому лицу в государстве каких-либо хлопот. Хотя здесь будет определенный люфт, так как заниматься повседневной работой не царское дело. К тому же Путин уже давно внутренними делами занимается постольку поскольку. Он практически полностью ушел в интересующую его внешнюю политику.
В этой связи от Кириенко, как от успешного менеджера, можно ожидать более технократического подхода в выполнении исходящих от первого лица установок. Если это трактовать как уход от закручивания гаек, то такое возможно. Конечно, никакого возврата к временам относительной свободы, как при Ельцине, ожидать не приходится. Все останется, в сущности, без изменений. Но форма может несколько измениться.
Всем отмеченным Кириенко будет заниматься, но на повестке дня стоит важнейшая задача — проведение президентских выборов.
Пока следует исходить из предположения, что Путин будет баллотироваться. Казалось бы, есть ли о чем беспокоиться при такой вроде бы поддержке. Оказывается, что есть.
Возникают две проблемы. Во-первых, в каких политических, международных и экономических условиях пройдут выборы. Во-вторых, когда их проводить. Обе проблемы тесно переплетены друг с другом.
Раздуваемый в России милитаристский психоз и усиление, по большей части искусственное, противостояния с Западом имеет главной задачей консолидацию общества перед внешним противником. Плохо живем потому, что коварные враги хотят поставить страну на колени, ввели санкции и угрожают постоянными маневрами у границ. Приходится выделять больше денег на армию и безопасность, на военно-промышленный комплекс. Конечно, на медицину, образование и социальные потребности денег не хватает. Вон и Резервный фонд близок к исчерпанию, а зловредный Запад не то что денег не занимает, а хочет новые санкции ввести.
С другой стороны, какие-то деньги еще есть, но к календарному сроку выборов в марте 2018 г. их практически не останется. Вот и возникает задача назначить досрочные выборы. Первый шаг, как репетиция такого сценария, был сделан, когда выборы ы Государственную думу перенесли почти на три месяца. Нарушили конституцию, но кто об этом вспомнил.
Есть несколько признаков того, что досрочные выборы президента будут проведены еще в 2017 г.
Во-первых, начата пропагандистская кампания. Она ведется по двум направлениям. Зачем ждать столько времени, хотя ясно кто будет следующим президентом. Не нужно терять время, когда вокруг столько проблем. Есть Путин — есть Россия, нет Путина — даже страшно подумать о об этом.
Во-вторых, что еще важнее, — бюджет. Еще летом финансовый блок правительства во все голоса говорил о неизбежности сокращения расходов. В том числе и на безопасность. Дошло чуть ли не до драки между министрами обороны и финансов на совещании у Путина. Финансисты настаивали на сокращении расходов на оборону на ближайший период на 10 трлн руб.
Правительство решило ничего не сокращать в бюджете на 2017 г. Наоборот, расходы планируют увеличить на 70 млрд руб. Все сокращения отнесены на 2018 г. Прямое указание на то, что тогда о выборах речи не будет. В бюджете есть еще одно новшество. На так называемые секретные статьи расходов теперь предусматривается 3 трлн руб., что, по нынешнему курсу, более $47 млрд. При этом министру финансов предоставлено право без согласования с Госдумой перераспределять до 10% расходной части бюджета, а это 1,6 трлн руб.
Куда же пойдут деньги по секретным статьям? Очевидно, что на некоторые непредвиденные расходы, на военные и подобные нужды. Вдруг начнется очередная кампания, вроде Сирии? Но не только.
Определенная часть пойдет на выборы. Иначе, зачем министру финансов право перераспределять бюджетные средства? Речь идет не о прямых затратах на проведение голосования или на правительственную пропаганду. Эти затраты не столь велики, так как все телевидение будет прославлять единственного кандидата. Скорее всего, средства аккумулируются для подкупа избирателей. Например, в виде единоразовых выплат пенсионерам. Перед выборами в парламент каждому выплатили по 5 тыс. руб., что потребовало 244 млрд бюджетных средств. Если бюджет не сокращают, а увеличивают, то это прямое указание, что выборы приближаются.
Вот как раз их проведение и будет главной задачей Кириенко на новом для него посту. Справится — дальше посмотрим. Нет — так и заменить недолго.
И еще один сигнал. Несистемным либералам в последний раз предлагают по примеру Кириенко пойти на поклон к власти. За это будут должности и другие блага. Наглядный пример власть подает с последним назначением. Под знамена зовут в последний раз. Выводы делайте сами.
Юрий Райхель