Громкая отставка экс-президента Грузии Михеила Саакашвили не стала для экспертов неожиданностью, но само выступление одесского губернатора задело Петра Порошенко за живое. После тщательного перечисления всех оскорблений и несбывшихся мечтаний, Саакашвили бросил реплику, которую ему точно не простят на Банковой: «Какая разница для рядовых украинцев, кто их грабит: Янукович или Порошенко?»

Бюджет раздора: Чем грозит Украине главный финансовый документ

Переходной президент

После длительной игры в молчанку, Порошенко все же ответил на отставку Саакашвили с присущей ему скрытой иронией.
«Если он решил начать политическую кампанию на оппозиционном поле, я надеюсь, правительство поддержит его решение об отставке», — заявил Порошенко на протокольной встречи в Словении.
Гарант охотно отпустил губернатора, а потом уволил его и с должности своего внештатного советника.
Наконец, проблема вовсе не в отставке Саакашвили с поста губернатора, которая априори мало что значила. Она в том, что это похоже на признак завершения попыток украинского президента существенно изменить правила игры в украинской политике.
Так, Генеральная прокуратура, несмотря на протесты общественности, пытается забрать часть полномочий у НАБУ, притом, что три попытки реформировать саму прокуратуру фактически не удались. Из правительства продолжается отток молодых специалистов, которых принято называть «реформаторами-технократами». Председатель Национальной полиции Хатия Деканоидзе жалуется на то, что нереформированные суды продолжают восстанавливать на работе уволенных милиционеров.
Политолог Александр Солонтай напоминает: завышенные ожидания от Порошенко — ложные, но свернуть важнейшие реформы и законсервировать систему ему тоже уже не удастся.


«Олигарх во власти не может в корне менять систему, это может только человек другой формации, — объясняет политолог. — Порошенко же переходный президент, он им стал не по итогам кампании с требованием изменений, а вследствие побега Януковича. Поэтому вопрос о его готовности к изменениям не по адресу. Просто он вдруг оказался лучшим среди тех, кто был. Ожидать ускорения реформ вскоре не стоит, но и назад откатиться ему не позволит общество».


Преферанс гаранта

Большинство экспертов припоминают президенту «короткую скамейку запасных»: стремление расставить на все ключевые должности проверенных и хорошо знакомых людей. Но и по-другому в украинском политикуме пока играть не умеют.

Последствия е-деклараций: революция или обновление политической элиты

Председатель правления Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко считает это, прежде всего, следствием консерватизма украинских избирателей.
«Я не знаю ни одного политика в этой стране, который мог бы обойтись без старых, проверенных и опытных кадров, — говорит эксперт. — Более того, за действительно новых и незнакомых политиков украинцы не будут голосовать. Поэтому Порошенко действует по логике расширения полномочий и контроля за всем, чем может: и прокуратуры, и судов. Как прагматик он считает, что, если этого не будет делать он, это сделают его конкуренты: Коломойский, Тимошенко или еще кто-то».
На чем же сосредоточится украинский президент, если мощно идти вперед не позволяет нехватка кадров и политические расчеты, а назад не позволит откатиться общество?
Политолог Евгений Магда говорит, что политический стиль Порошенко напоминает игру в преферанс, где президент до последнего ждет, пока свои карты покажут соперники, а только потом это делает он. Именно это выжидание создает ощущение медлительности реформ.
«Скоро у Порошенко экватор на посту президента, и невысокие рейтинги, как и медленные темпы изменений в стране, его вполне устраивают, — говорит Магда. — Вспомните поведение Кучмы перед выборами 1999 года. Рейтинги были невысоки, но выборы он выиграл. Так исторически сложилось, что изменения в стране — это движение через пропасть в два прыжка, поэтому президент демонстрирует определенное движение вперед, но не настолько быстро, как хотелось бы обществу».

Реформы без реформаторов

Запас времени пока позволяет Порошенко не спешить с нестандартными кадровыми и другими решениями. Именно поэтому при отсутствии ярких реформаторов и экспатов новое правительство все же показывает обнадеживающие результаты.

Порошенко и Путин придумали новую «игру» для Донбасса

«Персонально в правительстве ярких реформаторов нет, но бюджет получился вполне реформаторский. Туда просто не вписали воровство, которое, кстати, вписывало правительство Яценюка. Поэтому оценивать политика, как премьера, так и президента, нужно за то, что он делает, а не говорит, анонсирует», — считает руководитель Агентства по моделированию ситуации Виталий Бала.
К существенным изменениям правил жизни как украинского политикума, так и украинского общества пока не готов никто. В такой ситуации политик с 20-летним стажем, которым является Петр Порошенко, просто не понимает, зачем ему что-то менять настолько, чтобы самому не управлять ситуацией.


«Он действует в той модели, которая есть, потому что в идеальной модели он проигрывает. Возможно, когда-нибудь появится политик, который решится на существенные изменения системы. Но пока мы сами не хотим президента-абсолюта вроде Путина, но не хотим и просто церемониального президента. Этими качелями объясняются действия Кучмы, Ющенко, Януковича. Так же действует и Порошенко, потому что других политиков он не знает», — заключает Фесенко.


Эксперт по долгосрочным стратегиям и участник «Нестеровский группы» Евгений Глибовицкий добавляет оптимизма в общую оценку ситуации. Он советует вспомнить один из самых известных лозунгов Евромайдана: «Я — капля в океане» и помнить, что коренные изменения не зависят от действий одного человека и не могут произойти в течение президентства одного человека.
«Майдан открыл процесс, который продлится десятилетия, будет разная интенсивность, различные президенты, — обещает Глибовицкий. — Этот процесс значительно больше, чем мы. Реформы не остановятся даже тогда, когда начнутся откровенные контрреформы, и реванш. А Порошенко и Саакашвили — лишь песчинки в этом процессе».

Илья Лукаш