Не успел отгреметь скандал с назначением на должность замминистра внутренних дел 24-летней Анастасии Деевой, как правительство преподносит новый сюрприз. Департамент по вопросам люстрации в Минюсте, вместо уволившейся 21 ноября Татьяны Козаченко, возглавила ее 23-летняя заместитель Анна Калынчук. Пока что в статусе «исполняющей обязанности».

В пух и прах — почему люстрация в Украине закончилась в Страсбурге

По словам министра юстиции Павла Петренко, Калынчук повысили по предложению трудового коллектива. Сам глава ведомства кандидатуру одобрил, а позже он обещает провести конкурс.

Журналисты уже оценили политические воззрения нового главного люстратора Украины, которые чиновник фиксировала на своей страничке в соцсетях. Она писала об адекватности мэра столицы Виталия Кличко, скептически высказывалась в адрес Олега Тягнибока, Арсения Яценюка, Юлии Тимошенко. Хотя исполнительная власть в идеале должна быть вне политики, люстрацию очень легко сделать инструментом реванша. От профильного руководителя все ждут беспристрастности. Но не только этого.

Будет на кого свалить

Politeka уже писала о том, как уволенные по закону о люстрации чиновники добиваются своего восстановления в Европейском суде по правам человека. Эксперты соглашаются: такое право у них есть, поскольку незаконно увольнять человека только за то, что он работал в определенный период времени и когда государством руководил определенный человек.

«Работа по люстрации провалена, – констатирует политолог Тарас Загородний. – Приняли закон, который нарушает статью 62 Конституции (о презумпции невиновности, – ред.). Любой суд его может отменить».

За два года действия профильного закона, люстрировали около тысячи чиновников, а проверить предстоит около 278 тыс. человек. Учитывая объемы работы и вполне реальные, благодаря законодательству и искам в ЕСПЧ, шансы на восстановление в должности, 23-летнему главному люстратору придется не сладко. Если, конечно, она избавится от приставки «и.о.».


«Власть противоречит сама себе, – говорит Загородний. – Сначала там кричат, что надо назначать компетентных людей, чтобы не было, как при преступной власти, а делают все наоборот. Приходят какие-то непонятные девушки. И если не принимать во внимание возраст, то возникают вопросы: почему именно она, какова ее компетенция, какие конкурсы проходила, или у нее есть семь лет стажа, как это необходимо для такого уровня?»


Эксперт считает, что на молодость руководителя потом очень удобно будет списать все огрехи люстрации.

«В бизнесе это называется «типичным подписантом», который не глядя что-то подписывает, а потом его сажают или он куда-то сбегает, – добавляет Загородний. – Так и в этом случае, есть какая-то девчонка с которой нечего взять».

Чиновник как призвание

Но скандал с Анастасией Деевой, похоже, заставил Кабмин задуматься. При новом назначении часть ошибок там учли. Анна Калынчук, в отличие от зама Арсена Авакова, не замечена в публикации компрометирующих фото. Конкурс она еще не прошла, но все же собирается. По крайней мере, пишет об этом в соцсетях, да и Павел Петренко обещал.

«Эффект Деевой»: По какому принципу министр должен формировать команду?

«Лучше уж молодежь без опыта, но со знаниями и желанием что-то делать, чем «старперы», ставшие частью системы, которая себя изжила и должна быть демонтирована, – считает политолог Виталий Кулик. – Но, с другой стороны, если нет элементарного понимания процесса и алгоритмов для решения тех или иных вопросов, тогда начинаются большие проблемы».


Именно вопрос компетентности в случае с назначением Калынчук звучит очень часто. Все, вроде бы, можно понять: молодецкий задор в непростом деле люстрации, желание изменить систему. Но у нас слишком много людей уже прошли или до сих пор несут государственную службу. Они знают, что работа на любой громкой должности все равно связана с рутиной и бюрократией. Каким же образом у нас появился класс чиновников-вундеркиндов, которые со школьной скамьи осознают призвание к госслужбе? Довольно странное желание, ведь там нет простора для творчества, как в областях искусства, науки, спорта и даже законотворчества.

«Молодые люди идут на госслужбу только из-за пламенного желания демонтировать старую систему и строить новую, – полагает Кулик. – Других мотивационных оснований для вхождения во власть не вижу. Нет зарплат, статуса, преференций, соцпакета или более или менее защищенности государственного служащего. Как бывший госслужащий с 20-летним стажем, я на пушечный выстрел не хочу сейчас подходить к государственной службе».

Ольга Головка, Анна Гончаренко