Президентская избирательная кампания, де-факто стартовавшая во Франции 19-20 ноября, имеет для Украины особое значение.

Как бацько Лукашенко лавировал между Путиным и Евросоюзом

Ведь президент этой страны – полноправный участник «нормандского формата». А сама Франция – второй после Германии краеугольный камень Европейского Союза. Ее слово имеет ключевое значение в вопросах продления антироссийских санкций, прогресса в вопросах имплементации соглашения об ассоциации и безвизового диалога Украина-ЕС.

Грустная история

К сожалению, официальный Париж никогда не питал особой благосклонности к нашей стране. Может быть, это объясняется откровенным русофильством, которым Франция была пропитана все время, начиная с поражения в Наполеоновских войнах. Возможно, причина в традиционной неприязни французов к британскому, а позже к американскому политическому и культурному доминированию в мире. А ведь именно англосаксонские страны всегда поддерживали Украину. Как бы то ни было, именно правительство Жоржа Клемансо в 1918-20 гг. горячо поддерживало аннексию УНР российскими белогвардейцами, а Западной Украины – поляками. Не отличались излишней теплотой отношения Киева и Парижа и в новейшей истории.

Президент Николя Саркози был одним из тех, кто завалил предоставление Плана действий по предоставлению членства в НАТО для Украины и Грузии на саммите Альянса в Бухаресте в 2008 году. Естественно, чтобы «не провоцировать» Москву. Москва жест оценила – три месяца спустя российские войска вторглись в Грузию.

саркози
Николя Саркози

После начала кремлевской агрессии против нашей страны Париж поддержал европейские санкции против РФ и принял самое деятельное участие в «нормандском формате». Кроме того, французское правительство отказалось продавать россиянам ранее построенные для них новейшие десантные корабли класса «Мистраль». Но в этих вопросах Елисейский дворец больше следовал генеральной линии, начертанной в Берлине.


В целом же, отношение к нашей стране во Франции оставалось куда прохладнее, чем в Германии. Уровень поддержки – значительно ниже. А рекомендации Киеву делать дальнейшие уступки в рамках Минского процесса звучали куда настойчивее.


Нельзя не отметить, что во Франции, по сравнению с Соединенными Штатами или Великобританией, ниже традиции преемственности во внешней политике. От того, кто будет следующим главой государства, во многом зависит, не поменяется ли на 180 градусов курс официального Парижа в отношении украино-российского конфликта.

Праймериз «Республиканцев»

Нынешний президент Франсуа Олланд вряд ли будет баллотироваться на второй срок. Миграционный кризис вкупе с не совсем продуманной экономической и налоговой политикой серьезнейшим образом снизили рейтинги правящей социалистической партии. Соответственно, реальные шансы на выход во второй тур имеют два кандидата: лидер ультраправого «Национального фронта» Марин Ле Пен и кандидат, выдвинутый ведущей правоцентристской партией «Республиканцы» (бывший «Союз за народное движение»).

Почему грузины простили российское «принуждение к миру»

Вместо того чтобы автоматически выдвинуть своего лидера, экс-президента Николя Саркози, «Республиканцы» решили впервые в истории партии провести внутрипартийные праймериз.

Изначально позиции Саркози внутри партии были вне конкуренции. Но очень скоро его стал теснить 71-летний мэр Бордо, бывший премьер-министр времен президентства Жака Ширака Аллен Жюппе. Ближе к дате проведения праймериз Жюппе и вовсе стал лидером гонки, существенно потеснив друга Путина Саркози на второй план.

Имеющий репутацию технократа, Аллен Жюппе вел кампанию под лозунгом объединения страны. Он обещает примирить разобщенное французское общество, делает упор на экономику и образование и обыгрывает тему «счастливой идентичности».

По отношению к Кремлю Жюппе настроен вполне адекватно: он призывает не отменять санкции до полного выполнению Минских соглашений, не признает аннексию Крыма и называет бомбардировки Алеппо военным преступлением. В отличие от многих правых политиков, Жюппе поддержал решение президента Олланда не передавать России построенные для нее вертолетоносцы «Мистраль».

Все складывалось более или менее предсказуемо. И неплохо для нашей страны. Социологи прочили победу Аллену Жюппе, который, став кандидатом от правых, должен был выйти во второй тур с Марин Ле Пен. Несмотря на лидирующие позиции Ле Пен (отрыв которой, по данным опроса центра Ipsos, уже составляет 29%), кандидат от «Республиканцев» имел все шансы выиграть выборы, аккумулировав голоса правоцентристов, социалистов, зеленых – всех тех, кто страшился бы превращения республики Шарля де Голля в антиевропейскую и ксенофобскую страну победивших духовных скреп.

Увы, в последнее время итоги народного волеизъявления спрогнозировать бывает просто невозможно. Так произошло и на этот раз: первый тур праймериз с разгромным счетом выиграл бывший премьер-министр при президенте Николя Саркози 61-летний Франсуа Фийон. Вопреки всем прогнозам и опросам, Франсуа Фийон получил 44,2% голосов. Тогда как в ходе кампании его рейтинг колебался в районе 10%. На втором месте оказался Аллен Жюппе с 28,5%. Занявший третью строчку Николя Саркози (20,6%) покинул президентскую гонку.

elecfrance0
Жюппе, Саркози, Фийон

Старый друг Путина

Франсуа Фийон – еще больший друг Владимира Путина, чем Саркози. В единственном подробном расследовании, посвященном отношениям Путина и Фийона и опубликованном еще в январе 2014 года журналом L’Express, подчеркивалось, что из всех французских политиков именно Франсуа Фийон лучше всех знает Владимира Путина. Как писал L’Express, Фийон с Путиным на «ты», у них давние и тесные связи. Настолько тесные, что когда у Фийона умерла мать, Путин подарил ему бутылку вина урожая 1931 года – года рождения покойной.

Франсуа Фийон и Владимир Путин «по-настоящему уважают друг друга», – говорит в комментарии Le Point один из соратников победителя первого тура праймериз Жан де Буаю (Jean de Boishue). В 2013 году российский президент приглашал Фийона на свою подмосковную дачу, в том же году французский политик ездил на Валдайский форум. Неудивительно, что в предвыборной борьбе сторонниками Фийона стали депутаты Тьерри Мариани (главный лоббист российских интересов во Франции) и Николя Дьюик, дважды приезжавшие в оккупированный Крым в составе парламентской делегации в 2015 и 2016 годах.

Фийон первым из французских правых возмутился заявлению президента Франсуа Олланда о возможной отмене встречи с Владимиром Путиным в октябре, после которого Путин отменил визит в Париж.

Конечно же Франсуа Олланд должен принять Путина! Мы что, должны объявить войну России?!,  – возмущался политик.

Он также неоднократно выступал за отмену санкций.

Необходимо отменить санкции против России как можно скорее. Это был безумный жест. Ограничительные меры никак не повлияли на Россию в области международной политики, а только лишь осложнили отношения с ней, – говорил кандидат.

Фийон поддержал и военную кампанию России в Сирии.

 Нужно радоваться тому, что она (Россия) вмешалась. Иначе «Исламское государство» было бы еще сильнее, – объяснял Фийон в интервью правоконсервативному изданию Valeurs actuelles.

фийон_путин
Владимир Путин и Франсуа Фийон

Достойные соперники

Можно утверждать, что позиции Франсуа Фийона в отношении Кремля практически идентичны взглядам Марин Ле Пен. Кроме этого, двух правых политиков объединяет еще и «духовноскрепность». Оба – практикующие католики. Оба не приветствуют гомосексуальные браки. Оба настроены откровенно враждебно по отношению к мусульманам, мигрантам и всяческим «не таким».


Потенциальное президентство и Фийона, и Ле Пен будет означать резкий крен вправо в, казалось бы, самой свободной и либеральной стране Европы. Для Украины же оба варианта крайне нежелательны. Хотя Франсуа Фийон кажется чуть меньшим из двух зол. Хотя бы потому, что не ставит под сомнение членство Франции в Европейском Союзе и НАТО. Значит Елисейский дворец все же будет вынужден прислушиваться к мнению Берлина и Вашингтона. В какой мере – вопрос.


«Дело Улюкаева», как предвестье четвертого срока Путина

Марин Ле Пен же ведет свою кампанию на откровенно антиевропейских лозунгах, обещая повторить Brexit уже во Франции. В случае реализации этого сценария, демонтаж одного из столпов ЕС вполне способен моментально обрушить всю конструкцию. Это именно то, чего в Кремле ждут больше всего.

Как бы то ни было, у Аллена Жюппе есть еще несколько дней для того, чтобы переломить ситуацию в свою пользу: второй и окончательный тур праймериз состоится в ближайшее воскресенье, 27 ноября.

Но если кандидатом станет Фийон, еще остается надежда на восходящую звезду французской политической сцены, бывшего министра экономики Эммануэль Макрона. Этот молодой политик может показаться избирателям все же более привлекательной фигурой, чем Фийон и Ле Пен. Против Макрона играет работа в крайне непопулярном сейчас правительстве Франсуа Олланда, общая усталость общества от социалистов, а также время: выборы пройдут уже в апреле следующего года.

В любом случае, украинцам и европейцам лучше быть заранее готовыми к негативному варианту развития событий. Сейчас надежды на победу Жюппе или Макрона выглядят откровенно призрачными. Совсем недавно разворот страны, подарившей миру либерализм, светскость и идеи гуманистов, в сторону закрытости, нетерпимости и мракобесия, казался решительно невозможным. Но не следует забывать, что и слово «шовинизм» – французского происхождения.

Максим Викулов