Ноябрь в Украине ознаменовался очередными митингами, протестами и почти радикальными заявлениями политиков. Все острее атакует власть Юлия Тимошенко. Как и ожидалось, ушел в свое самостоятельное политическое плавание Михаил Саакашвили. Общий тон разговоров оппозиционеров: нужна смена власти. Второй Майдан дискредитирован, раскол между богатыми и бедными усилился, власть и политические элиты заняты исключительно собой. Е-декларации политиков и чиновников заставили вздрогнуть украинский народ. На этом фоне всё конкретнее звучит тема перевыборов как единственного способа демократическим и правовым путем снять возникающее напряжение.
План спасения экономики: успокоить политиков, снести курятники и снять земельный мораторийЧем отчетливее идея выборов, тем более пристальное внимание будет уделяться прогнозам, моделированию и экспертным оценкам. Уже сейчас массово публикуются данные социсследований, составляются рейтинги политиков.
Мы решили поддержать общий тренд. В субботу, 26 ноября, Politeka совместно с социологической компанией «Active group» провели игровое моделирование возможных досрочных выборов в Украине этой весной.
Правила игры
Перед началом мероприятия ведущий, социолог Андрей Еременко, объяснил присутствующим, в чем состоит основная идея игры. Участники, 11 человек, отыгрывая роль субъектов украинской и мировой политики, должны достичь максимума своих преференций. Заданные обстоятельства: назначены досрочные парламентские выборы.
70% процентов игры состоит в переговорах одних участников с другими, создании альянсов, коалиций и даже заговоров. После каждого акта игроки докладывают, о чем и с кем удалось договориться. В конце карточками «голосов» и «симпатий» играющие оценивают участников предвыборной гонки, определяя, тем самым, наиболее вероятных лидеров и аутсайдеров.
Экспертная ценность такой ролевой игры состоит в том, что можно понять конечные исходы политических и социальных событий, не просто анализируя стратегии множества игроков, но и множества их взаимодействий.
Действующие лица
В список тех, кто, по мнению участников, может влиять на выборы в Украине, попали:
Президент Украины Петр Порошенко
Премьер-министр Владимир Гройсман
Министр внутренних дел Арсен Аваков
Юлия Тимошенко, она же партия «Батькивщина»
Олег Ляшко, он же блок его имени
Оппозиционный блок
Киев как город
Регионы
Игорь Коломойский
Олигархи Украины
ОРДЛО
Призрак сепаратизма
Кремль
Избранный президент США Дональд Трамп
Гражданское общество Украины
Михеил Саакашвили
«Самопомощь»
БПП и окружение президента
Националисты
Партия «Свобода»
Дух Майдана
Бизнес – малый и средний
Территориальные громады
СМИ Украины
Малые партии
Некоторых из персонажей объединили в одну группу. Возможно, кого-то мы и забыли, например, не было в списке Медведчука или Надежды Савченко. Зато уже в процессе выяснилось, что некоторые разобранные роли никак не влияли на ход игры, например, партия «Свобода».
Поскольку присутствующих игроков было гораздо меньше, чем ролей, на каждого игрока выпало по два-три персонажа. Сочетания были самые неожиданные. Я стал одновременно «Кремлем», «БПП» и «Коломойским», а «Дональду Трампу» пришлось отыгрывать еще и за «Л/ДНР».
Игра
Каждому из игроков раздали деньги, карточки поддержки и административного ресурса. Денег выдали немного, поэтому ресурсы приходилось тратить обдуманно, тщательно выверяя собственные стратегии.
Акт первый
Как «Кремль», «БПП» и «Коломойский», я получил три карточки денег и две поддержки. К «Кремлю» сразу обратился «Дух Сепаратизма» с предложением раскачивать ситуацию в стране, особую гарантию давал на раскачку в западных регионах. Я пообещал всяческое содействие, но денег не дал. Мне нужны были политики. С «Ляшко» и «Оппоблоком» решил не связываться, «БПП», который я также представлял, тоже отпадал. Оставалась «Юля». Лидер «Батькивщины» внимательно меня выслушала, деньги взяла, но ничего конкретно не пообещала.
Народ потянулся к «Саакашвили». «Трамп», скучая, выслушивал визитеров. «Брюссель» давал деньги гражданским организациям. «СМИ» брали деньги от всех. Торги шли, как на рынке в хороший день.
Наконец, я очутился один на один с «президентом США». Как «Кремль», я сразу предложил двигаться в ситуации на Донбассе вперед и даже пообещал согласие на ввод миротворческих сил на линии разграничения. «Трамп», недолго думая, попросил вывести войска с Донбасса. «Их там нет», – машинально ответил я, удивляясь сам себе, как быстро вживаюсь в роль. Тогда «лидер Соединенных Штатов» молча усадил меня за стол переговоров с «президентом Порошенко». Но мы решили сэкономить время и диалог свернули. Ясно было, что и я, и «Порошенко» останемся при своем. «Трамп» совершенно потерял к нам интерес.
К «президенту Порошенко» мне пришлось выстоять еще одну очередь, но уже как представителю «фракции БПП». Почему-то в разгар предвыборной компании «лидер Украины» активно занялся переговорами с бизнесом о принятии нового налогового законодательства.
Наконец, я остался с «президентом» наедине:
— У меня к вам два вопроса. Один от «Коломойского». Один от «БПП». От «Коломойского» вопрос по Нацбанку. Давайте согласуем кандидатуру главы?
— Нет, – отрезал «президент».
«Уеду в Женеву», – подумал мой внутренний «Коломойский», и я задал следующий вопрос:
-И от «БПП». Смотрите, ситуация обостряется. На носу выборы, рейтинги неважные. Надо что-то делать. Ясно, что «Миша» и «Юля» впереди. Может, заблокируем выборы?
— Исключено, – ответил игровой «Петр Алексеевич» и ушел договариваться с фракциями о принятии новых законов.
«Что мы делаем? Куда мы катимся?», – задал я себе вопрос, который, наверно, не раз себе задавали депутаты от БПП.
Говорить больше было не с кем, потому что любой предметный разговор заканчивался раздачей денег. Остались две денежные бумажки и пару поддержек. Что делать с поддержками, я до конца не решил. Толку их тратить, если даже выданные деньги еще ничего не гарантировали.
После часа переговоров акт первый закончился.
Итоги первого акта
Каждый из игроков отчитался о своих переговорах, тратах и поддержках. Вот основные сюжетные линии.
«СМИ» взяли деньги у всех, у кого только можно, и отрапортовали, что практически все о себе полноценно заявляют и пиарятся. Основной журналистский тренд: «Трамп» провел переговоры со всеми влиятельными украинскими политиками. В тоже время в «СМИ» чуть больше остальных видно «Саакашвили» и «малые партии Украины». «Брюссель» проплатил грантовые программы, направленные на борьбу с коррупцией. Все фракции идут на выборы.
Непотопляемые: Как за три года изменились лица Евромайдана (фото)«Олигархам» все надоело, они хотят покоя и понятных правил игры. Да, они видят, что идет борьба с коррупцией, в том числе приходится и им отдавать часть денег, так как до них стали добираться контролирующие органы. Но куда идут деньги, неясно. Кто ими распоряжается, неясно. Непонятно, кто те люди, которые контролируют изъятые средства. Если в страну, то пожалуйста. А так, считают «олигархи», опять в чей-то карман. А значит, «олигархам» приходится искать новых людей, которые могли бы гарантировать их безопасность и понятные правила игры. Поэтому они финансируют малые партии, работают с партией «Самопомич», отдают симпатию «Саакашвили» и даже, когда у того закончатся деньги «Трампа», готовы «домазать» своими.
«Президент» с «бизнесом» активно занялись новым налоговым законодательством. «Малые партии» в ходе переговоров сотрудничали с «Духом Майдана». Они даже получили деньги на проведение кампании, правда, не смогли вспомнить, от кого точно. Сам «Дух Майдана» жив, полон энергии, но находится в растерянности после провала Революции достоинства.
Интересная игра была между «Гражданским обществом» и «Духом Майдана». «Гражданское общество» предлагало выйти «Духу Майдана» на улицы, но «Киев», как город, заблокировал эти инициативы.
В итоге у «Духа Майдана» наметилось определенное сближение с «Саакашвили», который рассматривает парламентские выборы как площадку для выборов президентских.
Между «Гражданским обществом» и «Регионами страны» тоже нет контактов. «Гражданское общество» даже обратилось к «националистам», чтобы те уничтожили «олигархов» физически, но патриоты вежливо отказали.
«Саакашвили» попросил у «Трампа» финансовую поддержку и повлиять на украинские власти, чтоб те не мешали грузинскому реформатору проводить свою избирательную кампанию. «Трамп» денег дал, а по поводу админресурса обещал подумать.
Ну, и сам «Трамп», оценивая ситуацию в Украине, отметил, что ему, и как президенту, и как бизнесмену, интересна позиция «украинского бизнеса», а значит, и позиция «Саакашвили», который, по мнению «Трампа», способен выстроить с ним нормальные отношения.
Акт второй
Следующий этап переговоров прошел за кофе-брейком. «Кремлю» нужно было качать ситуацию, поэтому оставшиеся деньги я отдал «Духу Сепаратизма» и «Л/ДНР». Как это должно было повлиять на усиление моих позиций, я так и не выяснил. Никто мне никаких гарантий не дал. Как и во всех остальных случаях, во время этой игры взятые деньги не означали, что за этим последуют какие-то действия. Тем более, решение каких-то вопросов. Я, конечно, гражданин своей страны и стою исключительно на украинских позициях, но при взгляде на субъектов украинской политики глазами «Кремля» на меня нашла тоска. Здесь с трудом делаются даже гадости.
Удалось перекинуться с «Трампом» еще парой фраз. Утомленный переговорами с остальными, немного раздраженный «президент Штатов» сказал: «Слушайте, мне все равно. Победит Украина, пусть будет так. Победит Россия – так тому и быть. Договоритесь – тоже хорошо».
Как «Кремлю», мне делать было больше нечего. «Поговорить не с кем», – ужаснулся я своему полному перевоплощению в роль. Уже без денег, начал давить на «украинских олигархов», которые с честными глазами пообещали, что они ни во что вмешиваться не будут: «Делайте, что хотите, только нас не трогайте».
Тем не менее события продолжали развиваться стремительно. Ясно было, что «Юля» и «Михеил Саакашвили» заручились поддержкой всех, кого только можно. С «правительством» активно велись переговоры по изменению законодательства в сфере налогообложения. При этом «фракцию БПП» все отправили в полный игнор. Даже «президент».
Тщетно я пытался спасти ситуацию. Подвел к «президенту» «Авакова»:
— Уважаемый Петр Алексеевич, обращаюсь к вам от имени фракции и всех, кто поддерживает коалицию. Проигрыш на выборах нам не простят. Это полное фиаско! Ну, хотя бы чрезвычайное положение!
— Исключено, – второй раз отрезал «президент», и больше мы с ним не общались.
Наступило время подведения итогов.
Итоги
Во втором акте позиции основных игроков принципиально не изменились. На теме выборов активно зарабатывали «СМИ». «Олигархи» поддержали «Саакашвили», «малые партии» и немного «Самопомич». «Президент» договорился с «бизнесом» и «фракциями» о новом налоговом законе. «Кремль» и «Трамп» на выборы не повлияли. «Трампу» было неинтересно, а у «Кремля» не было денег, кончились идеи, да и работать в Украине было уже не с кем.
В конце игры партии и политики, участвующие в выборах, получили «голоса» и «симпатии».
Список «выборных» рейтингов после этого выглядел следующим образом:
Михеил Саакашвили – голосов 8, симпатий 24
Юлия Тимошенко – голосов 5, симпатий 5
Олег Ляшко – голосов 1, симпатий 0
«Самопомич» – голосов 0, симпатий 6
Малые партии – голосов 5, симпатий 14
БПП – голосов 4, симпатий 10
Националисты – голосов 1, симпатий 0
И немного своих впечатлений.
Как правильно отметили в ходе обсуждения, деньги, которые раздавали и «Брюссель», и «Трамп», в итоге «регионы» и «территориальные громады» не увидели. Зато они активно накапливались у «СМИ» и у «гражданских организаций».
Не хочет или не может? Почему у Порошенко не получается жить по-новомуПолитики заняты исключительно борьбой за власть, а любые инициативы, направленные на конструктив (тот же налоговый закон), ослабляют политических субъектов. Они теряют темп политической борьбы. Как это произошло в случае с «БПП» и «президентом».
Хотя лично я удивился, откуда у «БПП» 10 «симпатий», а это неплохой результат.
Деньги вниз не спускаются, а из-за слабой договороспособности ключевых игроков в Украине не делается ничего прогрессивного. Но, к счастью, по этой же причине сложно «шатать» страну и проталкивать совершенно деструктивные инициативы.
В существующих предвыборных раскладах лидируют «Михеил Саакашвили» и «Юлия Тимошенко», а также «малые партии». «Малые партии» будут иметь силу только в случае их объединения, что маловероятно опять по причинам слабой договороспособности. Если выборы состоятся, в «парламенте» будет совершенно иная расстановка сил. Выборы в Украине будут интересовать внешних игроков. Но, похоже, что особой активности с их стороны мы не увидим. В конце игры создалось ощущение, что мы надоели абсолютно всем.
Да, во время предвыборной кампании никто из политических субъектов не вспомнил об идеологиях и программах. Брали деньги и обещали, что будут «лучше».
Все персонажи, указанные в статье, не имеют прямого отношения к своим прототипам. Это всего лишь игра.
В реальности все гораздо сложнее.
Игорь Куприянов