Допрос беглого украинского гаранта в режиме видеосвязи мог бы стать самым важным событием недели. Сказано было многое, но немало сведений Янукович не смог извлечь из своей памяти. Однако возмущение в связи с его частичной амнезией разбавили другие «зрады»: два нардепа заявили о коррупции на высшем политическом уровне, а в центре Киева вместо театра построили «крематорий».

800ДОПРОС-2 копия

Рисунок Георгия Держалина

Суд в режиме онлайн

После того как в пятницу, 25 ноября, сорвался допрос Януковича, свидетеля по делу против экс-«беркутовцев», подозреваемых в расстреле людей во время Революции достоинства, бывший гарант обвинил украинскую власть в трусости. Мол, ему не дали высказать все, что он знает о Майдане.

Гражданин соврамши: хит-парад лжи Януковича во время допроса

28 ноября допрос состоялся. Оказалось, что Янукович знает совсем не так много, как обещал. Ему не удалось припомнить, как он провел утро 20 февраля 2014 года, когда на Институтской на подходах к зданию Администрации президента расстреливали майдановцев. Вроде бы обо всех важных событиях он разговаривал с генпрокурором, главами СБУ и МВД. Возможно, беседовал он с ними и в тот день, «но в котором часу, когда, я точно не могу припомнить».

Совсем плохо помнит Янукович и свои телефонные переговоры с российскими абонентами и Виктором Медведчуком, сколько ни выспрашивал об этом обвинитель. Забыл и о двух телефонных разговорах по спецсвязи с Владимиром Путиным в ночь с 18 на 19 февраля 2014 года. Зато Янукович красноречиво описывал покушения на его жизнь со стороны радикалов и попытку двух истребителей посадить его самолет, летевший в Донецк. Потом опять начались проблемы с памятью. Как из Крыма он попал в Россию, сколько людей погибло на Майдане, как звали охранника, которого, по его словам, ранили во время покушения на президентский кортеж, Янукович не смог объяснить.

Зато в самом начале долгого допроса Янукович с уверенностью сказал, что его не привлекали к уголовной ответственности. Две судимости, о которых он упоминал раньше, канули в лету. Но грядет другое дело. Перед дачей показаний генпрокурор Юрий Луценко в прямом эфире озвучил Януковичу подозрение в госизмене и передал его адвокату соответствующий документ на 20 страницах.

1 декабря Луценко заявил, что дело против Януковича в скором времени переквалифицируют в обвинительный акт. Генпрокурор полагает, что заочный суд над экс-президентом может начаться уже в первой половине 2017 года. Пока не ясно, каким будет последнее звено в цепочке из допроса по трансляции и заочного суда, если Януковича все же признают виновным. Как же его посадить, если присутствует он только в телевизорах?

На рассмотрении спецслужб

Пока экс-президент Украины копался в своей памяти, под действующего гаранта Петра Порошенко тоже делали подкоп. 1 декабря сбежавший в Европу нардеп Александр Онищенко заявил, что передал спецслужбам США компромат на украинского президента. Он сообщил, что в течение года записывал на ручной хронометр с диктофоном свои разговоры с Порошенко. Сказал, что есть записи, где речь идет о скупке голосов нардепов в пользу принятия тех или иных решений. Компромат пока что получили только американцы, а вот рассказать о деталях украинцам Онищенко только лишь пообещал. Сказал, что даст пресс-конференцию по этому поводу.

Квартирный вопрос или крючок для Порошенко: что стоит за войной Луценко с Лещенко

Отечественные правоохранители тоже за словом в карман не полезли. 1 декабря Юрий Луценко дал свой ответ на обвинения Онищенко, заявив, что у ГПУ на него «тонны компромата», в том числе о сотрудничестве с российским оккупационным режимом. Рассказал, что Онищенко договорился с россиянами о работе на захваченной ими в Херсонской области нефтяной вышке. В Администрации президента заявили, что ГПУ, НАБУ и СБУ примут Онищенко в Украине с распростертыми объятьями. Но, не дожидаясь прибытия на родину одного депутата, ведомства взялись за другого, который никуда не убегал.

Кроме Онищенко, с американскими спецслужбами по поводу коррупционных действий украинской политической элиты, оказывается, успел поработать и Сергей Лещенко. Об этом он заявил в четверг, 1 декабря. К этому дню Нацагентство по предотвращению коррупции отчиталось в своей проверке «квартирного дела» Лещенко. Стоит напомнить, что скандал в связи с покупкой нардепом элитного жилья за 7,5 млн грн. разгорелся еще в сентябре. Лещенко сказал, что часть этих денег ему одолжили. Сначала с вопросом разбиралось Национальное антикоррупционное бюро. Потому дело за НАБУ перепроверило НАПК. 1 декабря там решили, что деньги являются подарком. Ну а поскольку квартиру Лещенко покупал уже будучи нардепом, принимать такие суммы ему не позволяет антикоррупционное законодательств. В итоге в НАПК сказали, что он должен заплатить штраф, а подарок, то есть 1,8 млн грн., следует конфисковать.

Но тут у Лещенко нашлись козыри в рукаве. Решение НАПК он назвал попыткой расправиться с ним как раз за антикоррупционную деятельность.

«Недавно ко мне обратился один из представителей ныне правящей элиты и окружения Порошенко с просьбой помочь ему с контактами с американскими правоохранительными органами, чтобы предоставить информацию о преступной коррупционной деятельности с использованием американских корреспондентских счетов для политического взяточничества, подкупа для получения политической коррупции в Украине, — сказал нардеп. — Этот человек такие контакты от меня получил. И когда это стало известно Порошенко, он лично дал указание расправиться со мной».

Как люди Порошенко и Яценюка «делят» Государственное бюро расследований

Клубок из связей Онищенко, Порошенко и Лещенко закрутился интересный. Вроде бы у каждого своя ниточка, но, по странному стечению обстоятельств, их потянули одновременно. Тогда как на другом конце каждой – сдержанные и молчаливые американские спецслужбы. Может хоть они этот клубок распутают. Но в США официально ничего не прокомментировали.

Пятнышко на Подоле

Правда, нельзя сказать, что украинская общественность дожидается реакции из Штатов с таким уж нетерпением. Пока в верхах дерутся между собой, низы возмущаются по другому поводу.

29 ноября поднялась волна негодования из-за нового здания для Театра на Подоле. Черно-коричневое строение на Андреевском спуске обозвали «крематорием» и высмеяли на все лады. Казалось бы,  это вопрос вкуса, урбанистики, эстетики и согласования на уровне местных властей. Вот только деньги на строительство выделяла компания «Рошен», которая принадлежит президенту. Так что даже на фасадах зданий у нас красуется политика, никуда от нее не денешься. Хорошо, что хоть с ее внешними проявлениями бороться не так уже тяжело.

«Без учета мнения специалистов и согласования с общественностью, это здание не будет сдано в эксплуатацию», — заявил мэр Киева Виталий Кличко.

Вот бы еще и скверные политические решения в эксплуатацию не принимали.

Анна Гончаренко