Когда солдат переоблачается в дипломата, страна должна быть готова к сюрпризам. С 12 декабря их украинцам ежедневно преподносила Надежда Савченко. На что бы ни были направлены ее действия, на благо ли собственному рейтингу или во имя мира в Украине, ей удалось наделать немало шума.

800NADYA-2 копия

Рисунок Георгия Держалина

Дипломатическая атака

В понедельник, 12 декабря, облаченная в шапку-мазепинку Савченко дала брифинг, на котором заявила, что встречалась в Минске с лидерами «ДНР» и «ЛНР» Александром Захарченко и Игорем Плотницким и вела переговоры по освобождению украинских военнослужащих из плена. Добавила, что готова договариваться «хоть с чертом».

Нардепы о Савченко: Солдат, который играет в дипломата

Пока что беседы с лидерами непризнанных республик результата не возымели. 15 декабря из «Л/ДНР» просочились слухи, что там видят Савченко за столом переговоров в Минске вместо вице-спикера ВР Ирины Геращенко. Несколько не тот эффект, который хотелось бы получить в результате переговоров «с чертом».

Договороспособность Савченко и в других направлениях тоже вызывает вопросы. 13 декабря стало известно, что она покинула партию «Батькивщина». Более того, это произошло уже давно. Правда, во фракции все еще состоит. То есть со своими коллегами решительная народная избранница найти общий язык тоже не смогла.

Надежда Савченко еще в конце ноября заявляла о намерении создать свою партию. Впрочем, слухи об этом ходили намного раньше. Эксперты часто озвучивали ее кандидатуру в качестве хедлайнера политсилы, которая будет обрабатывать милитаристски настроенный электорат. Пока что имени у партии нет. Зато есть №1 в списке и даже наметился первый пункт программы – договариваться со всеми. Вот только с электоратом могут возникнуть проблемы.

15 декабря в эфире одного из телеканалов Савченко сравнила боевиков «Л/ДНР» с протестующими на Майдане.

«Они воюют так, как мы когда-то воевали на Майдане. Просто мы были против власти Януковича, а они – против власти Порошенко», – сказала она.

Судя по бурной реакции соцсетей, популярности у избирателей ей это сравнение не добавило. В результате за несколько дней горе-дипломат поссорилась с украинцами, разругалась с «Батькивщиной». 15 декабря коллеги по парламенту собрали подписи под проектом постановления об исключении Савченко из Комитета по вопросам национальной безопасности и обороны. Теперь под угрозой и ее деятельность в делегации ВР в ПАСЕ. Чтобы исключить Савченко, ВР достаточно будет собрать 226 голосов. Учитывая результативность ее дипломатии, она убедит проголосовать за свое изгнание и большее количество нардепов.

Хорошо, что решительная Савченко на этой неделе не добралась до другого щекотливого вопроса – национализации «Привата». Возьмись она за финансы, до банковского кризиса было бы рукой подать. Но пока что обошлось. Вопрос в том, надолго ли?

Тащить бегемота

Тревожные слухи о национализации крупнейшего банка страны «Привата» выплеснулись в информационное пространство во вторник, 13 декабря. Невыполнение программ по капитализации – именно так объясняют возможные негативные сценарии для финучреждения. Эксперты рассматривают три из них: принудительная национализация, с временной администрацией и заморозкой счетов, добровольная национализация, с вхождением государства в состав акционеров, и плановая капитализация.

13 декабря НБУ показал финансовую отчетность по капитализации банков. Стресс-тест провели по 20 из них. С учетом доли «Привата» в активах и кредитах всех учреждений из списка, их резервов и кредитных рисков, его кредитный риск может быть выше 85 млрд грн. Но это подсчеты экспертов, а не НБУ. Главный банк страны показал общую картинку, ни на кого пальцем не показывая. По вопросу национализации там держат мхатовскую паузу и украинцев не торопятся успокаивать.

Безвиз для Украины на финишной прямой или в режиме ожидания?

Поскольку волны слухов официальными документами о национализации «Привата» пока что не подкрепляются, можно предположить, что сценарий капитализации пытаются реализовать. Насколько успешно, можно только догадываться. Системообразующий банк стоит 160 млрд грн. Такова цена национализации по меморандуму с МВФ. Когда речь идет о таких деньгах и о системе «Приват24», вошедшей чуть ли ни в каждый дом, финансы берут за руку политику. О судьбе «Привата» сейчас договариваются. В СМИ звучала информация о встрече на Банковой 14 декабря. Во время нее премьер Владимир Гройсман высказался против национализации. Консенсуса нет. Именно этим можно объяснить не только неразговорчивость Нацбанка, но и молчание собственника Игоря Коломойского.

Зато пока политики договариваются о деньгах украинцев, а сами украинцы ждут решения и подсчитывают потенциальные убытки от девальвации гривны, в случае падения финансового гиганта, другие «зрады» проглатываются легко.

Заграница потерпит

На прошлой неделе сторонники евроинтеграции уже начинали праздновать победу – ЕС согласовал бюрократические механизмы для приостановления безвизового режима. Именно в этом была заминка визовой либерализации для Украины. Европе нужен был предохранитель от мигрантов, прежде чем они запустят украинцев в свой дом.

8 декабря добрые вести получили, а 15 декабря Украине сказали продолжать радоваться до апреля. Вопрос о нашей визовой либерализации Европарламент перенес с 1 февраля на 3 апреля 2017 года. Весной европейские чиновники соберутся, обсудят, скорее всего, вопрос примут, ведь все условия Украина выполнила, а потом еще минимум три месяца безвизовый режим будет проходить обкатку в чиновничьих кабинетах, на пограничных и таможенных пунктах. То есть по биометрическому паспорту и без волокиты с оформлением шенгена наши туристы смогут поехать в Европу в лучшем случае в середине следующего лета. Если будет за что.

Итоги недели с Politeka