Ракетные пуски официальный Пхеньян связывает с масштабными военными маневрами армий Южной Кореи и США. В ответ Север пригрозил серьезными ответными мерами. Надо полагать, что ими и стали ракетные пуски. Не последнюю роль играло обострение внутриполитической ситуации в Южной Корее в связи с импичментом президента Пак Кын Хе.
Жизнь в изоляции: как Россия превращается в Северную КореюМеждународная обстановка характеризуется сильной неопределенностью. Не удивительно, что северокорейский лидер Ким Чен Ын поспешил воспользоваться появившимся окном возможностей.
Подвела страну и народ
Конституционный суд Южной Кореи утвердил вынесенный парламентом в конце прошлого года импичмент президенту Пак Кын Хе. После отстранения от должности, она потеряла иммунитет и теперь может стать фигурантом уголовного дела. Исполнять обязанности президента до проведения досрочных выборов будет премьер-министр Хван Ге Ан. Они пройдут не позднее 9 мая.
Оглашенное решение в прямом эфире телеканала YTN вызвало столкновения в Сеуле между сторонниками и противниками отстраненного президента. Хотя сообщалось о жертвах, но они погибли по другим причинам. Один сорвался с автобуса, второй умер от сердечного приступа.
Вообще масштаб столкновений оказался небольшим. Противников Пак Кын Хе гораздо больше, чем сторонников. За импичмент в отношении нее выступают более 77% населения.
Демонстрации и столкновения являются элементом политической борьбы в преддверии приближающейся президентской кампании. Как левые, так и правые пытаются любыми средствами возглавить протесты.
У консерваторов положение не очень хорошее. На выборах в 2012 году Пак Кын Хе баллотировалась от партии «Сэнури» и победила кандидата от левоцентристской Демократической партии Мун Чжэ Ина, набрав 51,6% голосов.
Скандал с президентом сильно ударил по партии «Сэнури». В попытке исправить положение ее лидеры даже пошли на изменение названия на «Свободную Корею». Не помогло. В декабре прошлого года в партии произошел раскол. Из нее вышли противники тогдашнего президента — 32 депутата, почти треть фракции. Они организовали Правильную партию и предполагают выдвигать своего кандидата на выборах. При этом «Свободная Корея» решила своего кандидата не выдвигать, так как среди ее лидеров нет политика с необходимым рейтингом.
Стены непонимания: зачем страны прячутся друг от друга за высокими заборамиПоследний опрос компании Realmeter показал, что за Муна готовы проголосовать около 37% избирателей, а за премьера и исполняющего обязанности президента Хван Ге Ана — 15%. На момент вынесения решения Конституционным судом ни Мун, ни Хван не объявляли о намерении баллотироваться. Хотя бывший генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун и заявил, что выходит из президентской гонки, в южнокорейской политической традиции есть возможность взять свои слова обратно. Так что интрига с Пан Ги Муном сохраняется. У него есть значительный избирательный потенциал и не следует сбрасывать со счетов его возможные заявления о поддержке того или иного кандидата.
Мун Чжэ Ин известен своими либеральными взглядами и как последователь президентов Ким Дэ Чжуна и Но Му Хена, проводивших политику диалога и сотрудничества с КНДР. Тот период в 2000-х гг. известен наиболее низкой напряженностью между двумя корейскими государствами.
Скандал с президентом коснулся руководителя компании Samsung Ли Чжэ Ена. Он подозревается во взяточничестве при проведении слияния двух филиалов компании в 2015 году. Он также обвиняется в финансовых вливаниях в фонды, связанные с Чхве Сун Силь — подруги президента, из-за которой и разыгрался скандал.
Удар по Samsung, которая обеспечивает около 15% экономики страны, стал большим потрясением. Без лидера не принимаются решения по инвестициям и стратегии действий. Все это грозит деградацией одного из крупнейших производителей электронной техники, средств связи, бытовой техники и медицинского оборудования.
К этому следует добавить кризис в судоходстве и судостроении. Предложение по количеству контейнеров и контейнеровозов существенно выше предложения по грузам. Из-за этого в прошлом году обанкротилась одна из крупнейших грузовых компаний в мире Hanjin Shipping.
Судостроительным компаниям пришлось уволить тысячи сотрудников, после чего правительство обещало миллиарды долларов на поддержку судостроения.
Преодоление негативных тенденций в экономике будет одной из первых и важнейшей задач нового президента.
«Приход к власти нового президента должен обеспечить рост в краткосрочной перспективе, — считает аналитик Asia Capital Economics Кристал Тэн. — Возвращение страны к нормальной жизни должно помочь поддержать позитивное настроение на рынке, который был взволнован недавним политическим скандалом».
Закончившийся процесс импичмента уже внес некоторое успокоение в деловые круги. Но рейтинговое агентство Moody’s пока не изменило прогноз роста ВВП на 2017 год, оставив его на уровне 2,5%.
ПРО и необъявленные санкции
Ядерно-ракетные игры Пхеньяна давно вызывают вполне обоснованную тревогу у соседей. В первую очередь у Южной Кореи и Японии. В качестве меры по усилению своей безопасности там решили установить систему противоракетной обороны THAAD (Terminal High Altitude Area Defense). Хотя об этом в Южной Корее было объявлено еще в 2016 году, первые два комплекса прибыли на военную базу Осан в 100 км от Сеула именно 6 марта, всего через несколько дней после северокорейских ракетных испытаний.
Такие комплексы США установили на Гавайях, островах Гуам и Уэйк в западной части Тихого океана. Развертывание таких систем начато в Японии.
Противоракетный комплекс THAAD осуществляет перехват ракет по кинетическому принципу. Другими словами, разрушает ракету противника механическим воздействием. Радиус действия составляет около 200 км, высота поражения — 150 км. Ракета противника поражается на излете. Система способна перехватывать северокорейские ракеты «Нодон» или «Мусудан». Одна батарея THAAD покрывает приблизительно 45% южнокорейской территории. Система вместе с комплексами Patriot образует многослойную систему обороны.
Хотя, в частности, в российской прессе высказывались скептически по поводу возможностей комплекса THAAD, тем не менее во время последних испытаний система осуществила 11 успешных перехватов из 11 запусков.
Ограниченные возможности комплекса, как противоракетного по дальности и высоте, однозначно относят его к оборонительному оружию. Но против его развертывания возражают Россия и Китай. Последний особенно яростно. Пресс-секретарь китайского МИД Гэн Шуан заявил, что Пекин решительно выступает против развертывания системы, так как она может нарушить стратегическое равновесие в регионе.
В российском МИД заявили, что установка системы еще больше усложнит обстановку на Корейском полуострове и выйдет за пределы сдерживания Северной Кореи.
На первый взгляд такая реакция Пекина и Москвы выглядит несколько странной с учетом параметров комплекса. Все дело в радаре, которым оснащен THAAD. Его дальность около 2 тыс. км и он способен просматривать значительную часть северо-восточного Китая и соответствующие регионы России. К тому же большую часть ракетного вооружения Китая составляют ракеты средней дальности, на борьбу с которыми и рассчитан комплекс THAAD. Есть здесь и чисто политический аспект, далеко выходящий за пределы проблем Корейского полуострова.
Для начала Пекин перешел от уговоров Сеула не размещать комплексы THAAD к экономическому и финансовому воздействию. Конкретно, к санкциям. Необъявленным, и в этом их особенность.
Китайским туристическим агентствам посоветовали, а в Китае ими не пренебрегают, не организовывать групповые туры в Южную Корею. Одиночным туристам препятствий не строят, но китайцы предпочитают ездить коллективами.
Как следствие, в магазинах duty-free в центре Сеула необычно тихо и малолюдно. Нет китайских туристов, на которых в прошлом году пришлось почти 50% турпотока в Южную Корею.
Еще раньше была ограничена демонстрация весьма популярных в Китае южнокорейских мыльных сериалов и эстрадных программ, отменяются гастроли артистов и ансамблей.
Непрерывно растут проблемы у мелких торговцев в так называемом корейском квартале Пекина Ванцзин. У них с конца прошлого года идут непрерывные проверки пожарными, налоговиками, мэрией, санитарной инспекцией и т.д. Малейшие нарушения, а их всегда можно найти, приводят либо к штрафам, либо к закрытию.
Большой конгломерат «Лоттэ», торгующий продовольствием, химией, косметикой и предоставляющий бытовые услуги пострадал больше всех за то, что предоставил участок земли для размещения THAAD. К весне уже закрылись 23 магазина и это только начало. Агентство «Синьхуа» прямо заявило, что это «станет катастрофой» для корейской компании. Ее шоколадный завод остановлен из-за нарушений техники безопасности.
Вскоре следует ожидать, что обнаружится крайняя опасность для китайских водителей автомобилей южнокорейских фирм, и угроза здоровью всего китайского народа, исходящая от очень популярной южнокорейской косметики.
Китай явно обкатывает новую систему воздействия на несогласных с его политикой. Санкции формально не вводятся и даже отрицаются, а на самом деле существуют.
Понятно, что китайские санкции весьма болезненны для Южной Кореи. Товарооборот с Китаем больше чем с США и Японией вместе взятых. Тем не менее дело не в одной торговле.
Новая Холодная война: США и Китай в борьбе за мировое господствоБольшая часть населения Южной Кореи одобряет размещение батарей THAAD. Вторая составляющая в том, что противоракетные проблемы являются частным случаем более общих американо-китайско-японских отношений.
Интересно, что аналогичные санкции Китай ввел и по отношению к Северной Корее. Это дополнительный аргумент на переговорах с государственным секретарем США Рексом Тиллерсоном, который осуществляет турне по Пекину, Токио и Сеулу. Ему будет сказано, что других методов воздействия на Пхеньян у Китая уже нет.
Задача у главы американской дипломатии нелегкая — убедить китайских собеседников, что THAAD им не угрожает. Вряд ли в Поднебесной с этим согласятся. С другой стороны, антикитайская риторика Трампа несколько ослабела и это дает основание для некоторого оптимизма.
Особо задираться с Вашингтоном Пекин не может. В американском конечном потреблении лишь 12% составляет импорт, а доля Китая — несколько процентов. То есть даже прекращение торговли между двумя странами США не почувствуют, китайские товары легко заменят другие страны. Для Китая ситуация прямо противоположная. Самый большой экспорт идет как раз в США, и отказаться от него Пекин просто не в состоянии. Не случайно министр торговли на сессии Всекитайского собрания народных представителей сказал, что, учитывая огромный объем экономического сотрудничества между двумя странами, они найдут способ разрешить противоречия.
Как бизнесмен, американский президент Дональд Трамп наиболее ясно понимает язык взаимных уступок. В отношении размещения THAAD он не уступит, но где-то возможен и компромисс. На что-то Пекин обязательно согласится.
Остается один вопрос, на который пока нет ответа. Как в таких условиях поведет себя Пхеньян? Похоже, что он на снижение напряженности не пойдет и продолжит балансировать на грани. Испытывая терпение не только Вашингтона, Токио, Сеула, но, судя по всему, и Пекина.
Юрий Райхель