Напротив, второй год подряд самая большая статья бюджетных расходов ключевого противника Украины – это оборонно-промышленный комплекс.

Благодаря урезанию других статей расходов, ежегодно стране удается тратить колоссальные финансовые ресурсы на обеспечение военных нужд. Такая милитаризация экономики вызывает беспокойство как у западного сообщества, так и в Украине, которая все-таки надеется, что санкции Запада окончательно укротят геополитические амбиции Кремля.

Politeka решила выяснить, как в условиях санкционной войны с Западом Россия наращивает свой ОПК и какие последствия масштабного перехода на оборонительные рельсы.

Под грифом «совершенно секретно»

Расходы РФ на оборону в 2017 году составляют 2 трлн 836 млрд рублей. Хотя цифра несколько меньше, чем в прошлом году (3 трлн 889 млрд рублей), однако она является очень показательным фактором формирования государственных приоритетов.

К тому же закрытые статьи расходов остаются огромными – 2 трлн 771 млрд рублей. Обычно все, что в бюджете содержит пометку «секретно», связано именно с военными расходами. Интересно, что в этом году (несмотря на снижение расходов на оборону) расходы с грифом гостайны остаются топовыми в структуре российского бюджета.

830Россия_силовой_блок_другое_копия

Напомним, что в 2016 году статья тайных расходов резко возросла на 800 млрд. Это был рекорд за всю постсоветскую историю РФ. Дополнительные ассигнования поступили в распоряжение Министерства обороны.

Кремлевские руководители направили деньги, чтобы досрочно расплатиться с кредитами оборонных предприятий, выполнявших гособоронзаказ.

Прежде всего, речь идет о кредитах, которые государство предоставило военным предприятиям для выполнения масштабной программы по перевооружению. Программу утвердили еще в 2010 году. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев предложил за десять лет удвоить оборонные расходы. Общая сумма займов по этой программе составила 1,2 трлн рублей.

Подавляющая их часть обычно приходится на статью «Национальная оборона». Но, как отмечают эксперты, в 2017 году необычайно большое количество закрытых расходов приходится на такие сферы, как национальная экономика, здравоохранение, культура, и даже периодическая печать.

По словам специалистов, в этих статьях спрятаны расходы на строительство жилья для силовиков, содержание военных учебных заведений, субсидии военным предприятиям и компенсации семьям погибших военнослужащих.

А вот тратиться на социальную или образовательную сферу россияне не захотели. Наименьшую долю в структуре расходов на 2017 год занимают такие сферы, как образование и здравоохранение (3,5% и 2,3% соответственно)

Гонка вооружений продолжается

Стоит отметить, что, с учетом масштабов и специфики российской экономики, страна тратит на оборону больше, чем США (около 3,1% ВВП) и ряд европейских стран, в частности, Германия (1,2% ВВП).

830ГерманияРоссия_силовой_блок_копия

В 2016 году РФ выделила на оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность 5 трлн 832 млрд рублей. Это вдвое больше аналогичных расходов Германии ($44,7 млрд).

По данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI) за 2014-2015 годы, Россия занимает второе место среди стран-экспортеров вооружений.

830оружие экспортеры копия

Экономист Андрей Новак убежден, что РФ повторяет путь Северной Кореи – переходит на модель милитарной экономики с закрытием от внешнего мира.

Новак
— В свое время аналогичной моделью страны закрытого типа был СССР, — говорит эксперт. — Страна изолировалась за железным занавесом от остального мира, а четверть ее экономики составлял военно-промышленный комплекс. Мы знаем, чем все это закончилось. Если Россия выбрала для себя такой же путь, то финал здесь легко прогнозируем.

Не стоит ее сравнивать с США. Конечно, там также наращивают военный потенциал, но он не составляет 25% от ВВП.

Даже если московские руководители наладят масштабное производство оружия, это не спасет ее экономику. Ведь что из этого получат граждане? Наштампуют танков, а дальше что? Это не является репродуктивной экономикой, позволяющей зарабатывать.

В то же время само производство не может быть высокотехнологичным из-за санкций Запада. Благодаря им Россия к технологиям не имеет доступа . Если там пойдут по пути масштабного наращивания военной техники, то это все будет, как минимум, на два поколения более отсталым от современных американских, израильских или немецких образцов.

На оружии можно зарабатывать. Но вопрос, кто на этом будет зарабатывать? В РФ будет обогащаться от продажи оружия только самая высокая политическая верхушка. Ведь военное промышленное производство преимущественно находится под грифом «секретно». В частности, утаена и информация о финансовых потоках. От того, что Россия сегодня на втором месте в мире по экспорту оружия, гражданам ни тепло, ни холодно.

Владислав Иноземцев: После захвата Крыма случилось невозможное — в мире ничего не изменилось

На людей напрямую влияет курс рубля, который с начала российской агрессии девальвировал в 2,5 раза. Также прямое негативное влияние испытывают российские банки, которые не позволяют кредитоваться российскому бизнесу по дешевым ставкам за рубежом. Это подрывает финансовую систему всей страны. Вот это имеет гораздо более существеннее влияние на экономическую ситуацию в целом.

За три года санкций, по оценкам самих же российских финансистов, экономика РФ потеряла от $250 до $270 млрд. Это и вывод капитала, и сжигание Национального резервного фонда, который пошел на поддержку национальных российских банков и курса рубля. Если будут продолжаться актуальные санкции, то через год-полтора иссякнет их последний Фонд национального благосостояния.

Санкции имеют очень серьезное влияние. Плюс сама РФ вводит свои антисанкции, ограничивая доступ к рынку импортных товаров. В частности, продуктов. Это, в свою очередь, повышает цены на отечественные товары, подрывает покупательную способность людей.

Изолировавшись от мира и перейдя на оборонительные рельсы, Россия наступит на грабли СССР и Северной Кореи, где людям уже давно выдают продуктовые талоны.

Стоит отметить, что в структуре бюджета РФ есть большая доля закрытых статей расходов. Это, прежде всего, расходы на Минобороны, внутреннюю службу безопасности (ФСБ) и на финансирование разветвленной системы агентуры, работающей, в основном, по линии посольств и консульств. Финансирование этого штаба держится в тайне.

По независимой российской оценке, на сегодня около 25% российского бюджета именно под таким грифом «финансовой тайны». Понятно, что часть этих денег идет на поддержку пророссийских политических сил в Европе.

Можем говорить, что в настоящее время в России придерживаются четкой государственной стратегии – гибридная война против всех, кроме Северной Кореи и Венесуэлы, которые остались ее единственными друзьями.

Романия Горбач