Поэтому имеет смысл присмотреться к тем, кто прячется за кулисами, но определяет происходящее под софитами. Речь об олигархах — обладателях миллиардных бизнесов, в чьих карманах также находятся влиятельные СМИ, политические лидеры и партии. Но главной характеристикой олигархов является то, что они возникли и существуют за счет близости к власти и ее коррумпирования.
О политической морали и неизбежности построения КПССВ Украине неспокойно. Олигархи позиционировались, пытаясь сформировать наше будущее, исходя из своих шкурных предпочтений.
А стратегических центров позиционирования у нас сегодня четыре. Располагаю по рейтингу перспективности:
1. Юлия Тимошенко, с обозначившейся у нее поддержкой администрацией Дональда Трампа плюс уставшей от неподъемной Украины антипутинской частью Европы во главе с Ангелой Меркель.
2. Петр Порошенко, который склонился к соглашательской части Европы и, соответственно, Владимиру Путину. Расширение поля поддержки президента Украины усложняет его сотрудничество со штабом Хиллари Клинтон во время выборов в Штатах.
3. Михеил Саакашвили с примыкающими Андреем Садовым и «еврооптимистами», среди которых особняком держится Святослав Вакарчук. Их скопом поддерживает Джордж Сорос и, соответственно, часть Демократической партии США, близкая к Клинтон.
4. Юрий Бойко, имеющий неафишируемое одобрение Владимира Путина.
Разумеется, мировая политика, проецирующаяся на нас, многомернее. К примеру, у Тимошенко есть своя история отношений с Путиным (с ним пытаются взаимодействовать все), а борьба между Белым домом и демократами для США несравнимо важнее не только Украины, но и всего на свете. Важно, что остальные украинские политпроекты при самом радикальном раздувании щек будут действовать в интересах одной из четырех сил, имеющих внешнюю поддержку.
Кому не нравится — может подыскать себе другую планету.
Портретную галерею в политинтерьере, а заодно и украинский «Форбс», открывает Ринат Ахметов. Но даже если бы он был в «Форбсе» последним, то галерею все равно бы открывал. Потому что самый типичный, эталонный украинский олигарх, хоть лекало выпускай.
В свое время он предпринял попытку выйти в публичность, нанял зарубежных консультантов по пиару. Но выяснилось, что для публики он неубедителен, а его самого от публичности прет куда меньше, чем от футбола. И Ахметов прочно обосновался в политической тени.
Ринат Леонидович не просто системный бизнесмен, он не функционален вне системы. Отчасти это объясняется тем, что вырос в дворовой иерархии, когда всегда были те, кто выше, и те, кто ниже. Верхних полагалась уважать, нижними — помыкать.
Соответственно, при всех донецких понтах, любой персонаж на Банковой остается для Ахметова верхним — тем, с кем следует договариваться и задабривать. Лишь дважды, насколько мне известно, он пытался сыграть самостоятельно — с печальными последствиями.
Стать Владимиром Гройсманом: начнет ли премьер свою политическую игруПервый раз — во времена президента Кучмы. Тогда Кабмин решил срезать дотации угольщикам, а без этого у донецких экономика никогда не складывалась. Был организован могучий марш шахтеров на Киев, и губернатор Янукович отправился в Крым, где тогда отдыхал Кучма. Данилович о шахтерских бедах выслушал, но вместо возврата дотаций пригрозил выйти к марширующим и рассказать, кто именно на Донбассе ворует угольные деньги.
Волшебным образом шахтеры, грозившие «сдохнуть, но дойти до Киева», резко сдулись и с той же решимостью повернули назад в Донецк…
С тех пор с президентами Ринат Леонидович только соглашался. И старательно выполнял пожелания, спущенные сверху.
С Кучмой — понятно, тот вообще для донецких был реинкарнацией Джона Юза. Ринат Ахметов даже стерпел, когда Данилович не отдал ему уже проглоченный «Комбинат Ильича», буквально за ниточку из желудка вытащил, как у Каштанки.
Но и с «неуважаемым Донбассом» Виктором Ющенко Ахметов тоже вполне себе сотрудничал — вкладывался в Батурин и прочие «трипольские черепки». А что, «на грев пахану скидываться надо, а уж на что он его тратит — не наше дело».
С Виктором Януковичем — еще показательнее. По его просьбе Ринат Ахметов выступил наставником Александра Януковича, посвящал его в тонкости европейского бизнеса, понимая, что в конечном итоге Саша-стоматолог должен подмять под себя все, что дышит и приносит доход.
Понимая-понимая, так как логику событий «хозяин Донбасса» видит точно! По информации, которой я доверяю, после разгона студентов на Евромайдане Ахметов приехал в Межигорье, убеждал Януковича, что надо срочно снимать напряженность, сдавать министра МВД и все такое. Услышан не был. Сказал Януковичу напоследок, что тот тянет всех в пропасть, и больше они не общались.
А после этого возник второй случай, когда Ринату Леонидовичу показалось, что можно шантажнуть Киев: «легитимный» драпанул в Ростов, а «исполняющий обязанности» Александр Турчинов — это ведь не полноценный президент…
Одной из самых креативных идей Турчинова при участии Юрия Луценко было привлечение олигархов для защиты своих «территорий обитания» от «русской весны». Александр Ярославский возглавить Харьковщину не взялся. Об Игоре Коломойском знают все. А Ринат Ахметов схитрил и подставил вместо себя Сергея Таруту.
В команду Таруты в качестве спеца по связям с общественностью попал мой давний товарищ. Так он дозванивался мне из Донецка ошалевшим голосом: «Не поверишь, в обладминистрации на втором этаже бандюки решают, когда брать МВД и СБУ, а Тарута на седьмом обсуждает финансирование шахт при Союзе! Он же мишка-гамми какой-то! Да все объяснял я ему сто раз, а он идет в комнату отдыха, связывается со своим боссом, а потом сообщает, что пока активничать не надо!».
Дмитрий Снегирев о недополученных налогах с ОРДЛО и манипуляциях с углем — видеоВо время работы в МВД довелось читать материалы по Ринату Леонидовичу. Ответственно утверждаю: в начальной стадии он мог загасить «русскую весну» на Донбассе за пару недель.
Достаточно было скомандовать силовикам, которые контролировались сверху донизу, получая вторую, но главную зарплату от бизнес-структур Ахметова. А при подключении криминала ползучий пожар затоптали бы еще быстрее. Ахметов вошел бы в учебники защитником Украины. И сохранил бы статус «хозяина Донбасса». Но он выжидал, имитируя активность и торгуясь с Киевом и Москвой. И проторговался, утратив контроль за ситуацией.
Знаю о конспирологических версиях, что, мол, ФСБ зажало Ахметова так крепко, что он не мог дернуться. Опять же, рынки сбыта металлопродукции в России.
Но это туфта. Потому что тому же юному Ринату, возглавившему систему после гибели Алика Грека, хватило духа поломать многолетние обстоятельства и начать новую жизнь, упорно стремясь к легализации. А сейчас — не хватило.
Чтобы сохранить бизнес, пришлось унижаться, платить «за крышу» захарченкам-плотницким, которых он раньше мог придавить ногтем. А также ложиться под президента Порошенко, который рулит ситуацией на фронте и, соответственно, торговлей с ОРДЛО.
А в результате неизбежной блокады Ахметова унизили уже публично, отобрав любимые игрушки — «Донбасс Арену», резиденцию в Ботсаду, «Донбасс Палас». Козырную кофе-машину из бара вынесли! В душу плюнули!
Казалось бы, вот теперь Ринат Леонидович должен проснуться. И показать, что такое партизанская война в XXI веке. Вот-вот и начнут взрываться склады боеприпасов, лететь под откос поезда с уже чужим металлом. Длительность жизни оккупантских главарей станет исчисляться часами, не укрыться им ни в одном бункере, тем более ахметовском… Ведь его система на Донбассе знает все и всех, на каждого заметного есть крючок, хватает денег и специфических умений, чтобы зажечь у коллаборантов землю под ногами.
Но опять нет. Очередной проигрыш ввиду невыхода на поле.
Александр Лавринович: Борьба с коррупцией – очень прибыльное коррупционное занятиеУ Ахметова, профукавшего родной регион, остаются лишь призрачные надежды на «минский сговор»: тогда Донбасс впихнут в Украину, пройдут выборы, на которых победят ахметовские выдвиженцы. И круг замкнется, как наручники на запястьях.
Но для этого приходится безоговорочно обслуживать Петра Порошенко, участвовать в разборках с его врагами.
Ходит информация, что Ринату Ахметову пришлось, скрепя сердце, взять на себя ресурсное обеспечение проектов, с которыми Порошенко не с руки ассоциироваться напрямую. Речь об Олеге Ляшко и Надежде Савченко. Эти вентиляторы уже отчетливо развернулись в сторону Юлии Тимошенко. А уж чего набросить — там в избытке.
Грустная ирония в том, что сам Ринат Леонидович относится к Юлии Владимировне весьма уважительно.
Впервые у Ахметова нет своей пристойной политической игры, если не считать мелких парламентских притязаний обломка Оппоблока, ориентированного непосредственно на него.
Но еще печальнее для Ахметова, что все унизительные игрища с властью — лишь затягивание агонии. Даже при невероятной пролонгации Порошенко Ринат Леонидович — в первых кандидатах на дерибан под лозунгом «деолигархизации». Потому что с ампутацией Донбасса его бывший хозяин превратился в бизнес-инвалида, в «обрубок», порожденный войной, к распространению которой причастен и он сам. А слабые с нашей мародерской властью не выживают.
Ринат Ахметов летучей мышью завис между перспективным вчера и безнадежным завтра. Между там и здесь. Там его начинают забывать, здесь продолжают ненавидеть — за тарифы, за торговлю на крови, за украинских героев, оставшихся на войне.
До Европы не добрался, к России не примкнул, Украину не защитил. Судьба сдала бывалому картежнику двух тузов с длинной мастью на последней руке, а он — спасовал.
Как там у Акико Есано в стихотворении «Трусость», знакомому нам по Стругацким? «С тех пор все тянутся предо мною кривые, глухие окольные тропы». Годится в качестве политической эпитафии.
Александр Кочетков, аналитик и политтехнолог, специально для Politeka