Он системно порождал сначала советских, а потом и украинских госдеятелей по всему спектру — от отъявленных коллаборантов до ярых националистов.
Хроники олигархии: своенравный могильщик «Новороссии»Из Днепра вышло и большинство официальных миллиардеров (подпольных тоже). Среди них, как и среди политиков, Виктор Пинчук всегда держался особняком.
Утверждают, что своим богатством Пинчук обязан удивительному умению жениться: первый раз на дочери днепропетровского чиновника, дружившего с «хозяином области» Павлом Лазаренко, второй — на дочери президента Кучмы.
Так вот: это сплетни завистников, у которых не складывается ни с бизнесом, ни с женщинами. У Пинчука все было искреннее — и со школьной любовью Еленой Аршавой, и с переживавшей сумбурный период жизни Еленой Франчук.
Опять же, близость к всесильному Лазаренко у Пинчука оказалось недолгой. А Леонид Кучма, раздраженный бывшим зятем Игорем Франчуком, которого приходилось вытягивать из авантюр по миру, не одобрял сближения дочери с крупным бизнесменом. На первом этапе о протекции в делах даже заикаться немыслимо было. Хотя позже, перед вторым президентским сроком — уже да.
Так что исходно Виктор Михайлович делал себя сам.
Он был отличником в школе и металлургическом институте. Был перспективным научным сотрудником трубного НИИ. Бизнес начал строить не на фарцовке, а в сфере профессиональных знаний — на трубах большого диаметра, затем металлургии.
И если уж разбираться с внешними влияниями на Виктора Пинчука, то надо говорить о Шмуэле Каминецком, главном раввине Днепропетровщины. А ребе Каминецкий — это фактически Хабад, одно из наиболее закрытых и влиятельных течений в мировом хасидизме.
И опять-таки, благосклонность ребе Пинчук заслужил своими достоинствами — рассудительностью, изрядной гибкостью и неспособностью к резким поступкам, что свойственно, например, Игорю Коломойскому.
Не удивительно, что Виктор Михайлович первым из украинских олигархов пошел по извилистой тропе легализации. Это структуризация бизнеса с целью мимикрировать под западные образцы, активное участие в различных экономических форумах, что позволяет завязать неформальные отношения с сильными мира (Джордж Сорос, Билл Клинтон и другие), а также меценатство в сфере искусств, что нивелирует в глазах западной элиты грехи первичного накопления капитала — мол, да, разбойник, да, пират, но ведь эстетствующий и тянущийся к духовности.
Из базовых принципов: Пинчук в основном бизнес делал в Украине, но вот пророков в своем отечестве не видел никогда. Еще на мажоритарных выборах 1998 года он нанял бригаду российских политтехнологов, потом они помогали ему строить «уличное телевидение» под президентские выборы 1999 года. Затем российские «пылесосы» обеспечили фиаско «Озимого поколения», что привело к двум последствиям.
Во-первых, Виктор Михайлович изрядно охладел к парламентским избирательным проектам. Во-вторых, от российских шаманов долларового давления на избирателя (есть у них такой термин!) он перешел к американским оракулам геополитики.
Этому способствовало также то, что Леонид Кучма со временем становился источником не только солидных доходов, но и сопоставимых проблем.
Хроники олигархии: закат хозяина ДонбассаСначала Кремль шантажировал Президента Кучму эмбарго на трубы большого диаметра, изготавливаемые пинчуковским «Интерпайпом». Потом Пинчуку пришлось изрядно потратиться на тушение «кассетного скандала». Затем при Викторе Ющенко Пинчука раскрутили на финансирование всяких культурно-исторических «хотелок» вроде «Мистецького Арсенала».
Но хуже всего получилось с Виктором Януковичем. Он пришел на Банковую, пылая обидой на Кучму, не объявившего его Президентом Украины и не разогнавшего «оранжевый Майдан» силой. Ссориться с влиятельными еврейскими кругами, в которых, кстати, обретался и он сам, Янукович, разумеется, не рискнул. А поступил по канону: посчитал свои траты на президентские выборы 2004 и 2010 годов, получилось около двух с половиной ярдов. И выкатил эту сумму Кучме в качестве «предъявы». Намекнув по-донецки деликатно, что иначе — тюрьма по «делу Гонгадзе».
Поскольку Леонид Данилович на свободе, то вопрос как-то закрыт.
При Петре Порошенко Пинчуку тоже пришлось не слишком сладко. Из-за сворачивания рынка металлопродукции в России и мире его бизнес-система пребывает в тяжелом состоянии. Без поддержки власти не выжить. А все бросить и уехать из страны «на постоянку» он пока не готов. Хотя в перспективы суверенной Украины не особо верит.
Соответственно, пришлось откликаться не на финансовые, как прежде, но на политические пожелания Президента. В частности, уговорить Кучму, чтобы он «освятил» своим участием «минский договорняк» — без уговоров Данилович бы в эту беду не полез, с «чуйкой» у него все нормально.
А также совать пальцы в розетку, проверяя, есть ли электричество. Это о публикации в Штатах крайне сомнительной статьи о путях достижении мира, где Пинчуку пришлось выступить индикатором общественного мнения. Убежден, что статья вышла с подачи Банковой: сравните реакцию власти в виде следствия по посягательству на территориальную целостность Украины с обысками и СБУ-шной «Альфой» против Андрея Артеменко и культурную дискуссию АП в прессе с Виктором Пинчуком, который продвигает сходные идеи.
Похоже, в конечном итоге Виктор Пинчук окончательно укрепился в мысли: для спокойной успешной жизни в Украине ему необходим свой Президент. Но не такой авторитарный, как Леонид Кучма, которого надо умолять и убеждать. И не такой неблагодарный, как Виктор Ющенко (еще и бытовым антисемитом оказался!), которого Пинчук усиленно лоббировал на высший пост после того, как от его выдвиженца Сергея Тигипко отказались и Россия, и Штаты.
Нет, ему нужен безусловно и всесторонне зависимый Президент! Этакий лев, выращенный в курятнике, поэтому считающий петуха царем зверей.
Но обязательное условие — приемлемость такого Президента для США, а также неформальных мировых финансовых институций, олицетворяемых для Пинчука Джорджем Соросом. С которым, полагаю, после переезда в Киев его состыковали по линии Хабада. Соответственно, Пинчук и Сорос выступили одними из основных спонсоров избирательной кампании Хиллари Клинтон.
У Сороса, изрядного демократизатора постсоветского пространства, есть целый политинкубатор в Украине. Там высиживаются Михеил Саакашвили с окружающей его молодой порослью, Андрей Садовый с «Самопомочью», «молодые евроинтеграторы», неформально возглавляемые Сергеем Лещенко. В тепло также рвется «Демальянс».
При этом Пинчук имеет собственный любимый политпродюсерский проект — Святослава Вакарчука, сейчас заканчивающий «курс молодого президента» в США.
Каким образом все это можно привести к общему знаменателю, науке доподлинно не известно.
Только представьте: выдвинется Святослав Вакарчук, Коломойский немедленно задействует контрпроект, двинув популярного кинопрезидента Владимира Зеленского. На усиление Вакарчука подтянется «Дизель-шоу». И выйдет у нас вместо президентских выборов забойное общенациональное шоу «Квартал в дизельном океане». Сам Дональд Трамп обзавидуется. Народ, конечно, повеселится, но бенефициаром-то останется олигархат во главе с Порошенко.
Еще загадка — увязывание этих пестрых проектов не только между собой, но и со Штатами. Трамп небеспочвенно убежден, что демократы роют ему импичмент. Поэтому к Соросу и связанным с ним лицам относится, как к ИГИЛу, мексиканцам и данайцам вместе взятым. Да, в ближайшем окружении Президента США есть люди, контактирующие с Хабадом, но вряд ли даже их родственного влияния хватит для преодоления этого патологического недоверия.
Телетайп: Олег Ляшко укусил Владимира Гройсмана?Опять же непонятки и с ублажением Порошенко. Саакашвили уже вышел из категории его друзей. До врага не дорос, поскольку за оговоренные рамки выбегает лишь изредка. Но это ненадолго, ведь он импульсивный, как поп-звезда. А с Садовым, вяло, но все же отказывающимся лечь под Порошенко, мусорный рубикон уже перейден. По «еврооптимистам» ситуация сходная.
Понятно, что какое-то время Пинчук сможет балансировать отношения, запуская на телеканалы своей медиа-группы материалы в поддержку политпроектов, раскручиваемых АП. А также против тех, кого Президент назначил своими врагами. Но топтать Саакашвили, Садового и прочих соросовцев Пинчук не может, остаются только Юлия Тимошенко и националисты вроде «Азова». Надолго этого не хватит. Да и рискованно.
Переход в реальную оппозицию для Виктора Михайловича равновероятен прилету инопланетян. Максимум его оппозиционности — временный переезд в шикарный семейный особняк в Лондоне.
Какие еще остаются варианты? Привезти в Киев Мика Джаггера или Стинга? Сомневаюсь, что Порошенко проймешь даже старым добрым роком.
В 2014 году Коломойский якобы предложил Пинчуку вложиться в армию, а тот ответил: «Я же плачу налоги, вот на них государство и должно выполнять свои функции».
Может, и слухи. Но очень правдоподобные. Именно так и должен был ответить европейский законопослушный бизнесмен, в которого, как Майкл Джексон в белого, полжизни пытается превратиться Виктор Михайлович.
Но не украинский олигарх, затевающий игры национального масштаба.
Очень сложно приготовить яичницу, не разбив яйца. Еще сложнее реализовать успешный политический проект, застряв в раскорячку меж властью и обществом.
Поэтому и стремится к единице вероятность того, что международно-музыкальные прожекты Виктора Михайловича в очередной раз провалятся на украинской политсцене. А сам он привычно сдуется и отойдет в сторонку с ветхозаветной стоической миной на лице.
Но история-то про армию зачем была упомянута? А затем, что в таких случаях, как у нас, нейтралитет означает переход на сторону врага.
Александр Кочетков, аналитик и политтехнолог, специально для Politeka