Прошел парад, вызвавший очередную поляризацию украинцев. И сразу стало понятно, почему интернет-опричники Президента Порошенко просто лютовали по соцсетям, записывая в путинистов каждого, кто не в восторге от пира во время чумы.

Парад необходим был ПАПу как повод для оглашения своей первой полномасштабной предвыборной речи. В обстановке самой что ни на есть патриотической.

Плюс Петра Алексеевича от армейских парадов натурально прет — гляньте на его по-детски счастливое лицо! Наверное, ПАП видит колонны воинов, равняющихся на него, приведенную в движение его приказом какую-никакую, но боевую технику, и ему мнится, что вся эта мощь готова сокрушить его личных врагов. И это как бы нивелирует неубедительные электоральные рейтинги.

А с разницей всего в пару часов и на расстоянии в пару километров, в зале заседаний Академии Наук, состоялось мероприятие Юлии Тимошенко — главной соперницы и антагонистки ПАПа на предстоящих выборах. У нее речь шла об Общественном Договоре и Конституции на его основе.

То есть, если ПАП намерен идти на выборы в камуфляже всеукраинского патриота, то ЮВТ явно примеряет философскую тогу матери-основательницы новой Республики. И поскольку они выглядят финалистами избирательного забега, то есть смысл сравнить их позиции.

Но сначала — про парад.

«Слава Украине! — Героям слава!» просто великолепно! Вообще, парад — это здорово, когда есть реальные, а не виртуальные победы над реальным врагом. Однако как ни стараюсь, но, вопреки нашему Генштабу, разглядеть победу под Дебальцево я не в состоянии. Под ДАПом — тем более. Примеры мужества — да. Предмета для гордости — нет.

Поэтому про уместность парада надо спрашивать воинов. Но не тех, кто крошит врага за клавиатурой, а кто рискует на передке. А среди них единства в отношении политического парада не наблюдается.

О технике. Древняя противотанковая граната, которую готовы использовать по назначению, куда убедительнее навороченного «Джавеллина», которым полагается только любоваться.

И последнее. Это нормально, что на двадцать восьмом году независимости мы проводим парад полностью по «совковым» лекалам?! Объезд построения, доклад вождю, речуга, прохождение маршем, потом техника, потом авиация… И даже дикторский текст — как под копирку из «совка», только там про героев ВОВ упоминали, а у нас про героев АТО…

парад, независимость

Почему утверждаю, что речь ПАПа на параде — предвыборная? Потому что шаблон совпадает в деталях.

Порошенко был в ударе и на подъеме. Сначала он как бы отчитался о достигнутых успехах, о которых мы уже наслышаны: безвиз, отказ от российского газа (в Словакии, наверно, месторождение открыли), вообще отказ от России (хоть и на словах, но все равно слава Богу!), и конечно же — томос как ярлык от небес на дальнейшее княжение.

Завистники клевещут, что в речи Петра Порошенко прозвучало несколько неназванных цитат Мао Дзедуна. А как по мне, так не особо и важно, чьей заимствованной мудростью нас пичкают в очередной раз. Главное, что все это — разговоры о прошлом с попыткой это прошлое переиначить в свою пользу.

Лично меня извинения Президента очень насторожили. Понимаете, до сего момента Петр Алексеевич никогда не признавал своих ошибок. Никогда! В самых вопиющих случаях. А тут вдруг нате.

Уж если этот человек ради того, чтобы остаться во власти, готов признать, что был неправ, то все остальное он сделает, не поморщившись. К примеру, даст приказ на самый жесткий разгон демонстрантов против себя. Или выборы затеет перенести — для него это куда проще публичных реверансов.

Кстати, мне тут нашептали, что сначала извинения были в парадной речи ПАПа, но он разгневался, и их перенесли в выступление менее знаковое — в Днепропетровске, который ПАП не любит и которому не доверяет, как бы Борис Филатов ему не светил улыбкой-семицветиком.

Если коротко, то предвыборная диспозиция Петра Порошенко незамысловата, словно планы солдата в самоволке: «независимая Украина — это я, а все, кто против меня — агенты Путина». Кроме Виктора Медведчука, разумеется.

парад

Потому что Порошенко — Президент Украины. А Медведчук — прапорщик Украины. И еще неизвестно, кто главнее.

Прапорщик — это такая фигура, которая ходит, куда хочет — хоть в ДНР-ЛНР, хоть в Москву на личном самолете в обход санкций, берет, что хочет — хоть партию политическую, хоть телеканалы популярные, и никто с ним ничего поделать не то что не может, а не хочет ну совершенно. И поэтому Президенту Украины, гаранту Конституции, с прапорщиком Украины, гарантом этого президента со стороны кума, лучше быть в партнерах. А то еще начнет рассказывать, о чем на самом деле договорились в Вене в 2014 году…

Теперь о том, что происходило в Академии Наук.

Юлия Тимошенко тоже выступила с яркой предвыборной речью. И она, что удивительно, не стала фирменно клеймить власть за ее многочисленные прегрешения (в честь праздника, наверное), а говорила о том, что предстоит.

Тимошенко повторила фразу Порошенко «Мы ничего не хотим больше, чем мира». Вот только к миру она намерена идти через сильное гражданское общество.

Если лампочка перегорела, ее не ремонтируют, а меняют на новую. С державой, не выполняющей своих функций, поступают аналогично. Символ олигархической Украины — лампочка с обугленной спиралью в мусорнике.

ЮВТ удалось не просто затащить на отдельное мероприятие около сотни интеллектуалов, думающих о новом общественном устройстве. Ей удалось убедить их поработать единой командой. Это тех самых, для которых собственные идеи значимее Заповедей и которые не способны договориться ни до, ни во время, ни даже после расстрела.

В итоге концепция предельно упрощенно выглядит следующим образом: Украина должна перейти к подлинной Республике, что в переводе с латыни означает «общее дело». То есть мы, граждане Украины, должны стать совладельцами и, соответственно, соуправителями общественного достояния, унаследованного нами с советских времен. И получать справедливый, то есть равный для каждого общественный доход от использования этого достояния.

Обращаю внимание: это не фиксированный гарантированный доход, как в развитых странах вроде Швейцарии, который выплачивается в виде пособия. Нет, общественный доход определяется рыночным результатом нашего совместного управления.

Образно говоря, мы все, кто присоединится к Общественному Договору о принципах и правилах нашего проживания на территории Украины, становимся как бы акционерами Республики. А правительство, депутаты и прочая власть — это вроде нашего совета директоров, который мы выбираем под задачу роста общественного дохода.

Никто ведь не станет менять свой голос акционера на кило гречки, когда речь идет о доходе в тысячи долларов.  Причем, оценивать работу власти станет элементарно просто: вырос общественный доход — власть хороша и остается еще на год. Не вырос — к власти есть серьезные вопросы.

А что такое общественное достояние?

Это все, что находится на поверхности Украины — земля, леса, реки, инфраструктура, историко-культурное наследие и т.д., под поверхностью — полезные ископаемые, и над поверхностью — воздушное пространство, радиочастоты и прочее. Но только то, что не является добросовестной личной или частной собственностью.

А как это — добросовестной?

Чтобы разобраться, придется провести инвентаризацию всего, что досталось нам после обретения независимости, а также аудит всех государственных решений по разделу этого самого достояния. И если выявятся признаки неправомерности, то — в суд. И либо докажи законность своей бизнес-империи, либо верни украденное, либо заплати справедливую компенсацию в общественную копилку.

Так что никакого социализма, в котором забирали все. У нас частная собственность сохраняется, уважается и защищается. Но — честная.

Чтобы запустить процесс учреждения Республики Украина, необходимо на Общенациональном Референдуме принять Конституцию, которая строится на этих принципах Общественного Договора. А вынести ее на референдум должен Президент Украины, принявший на себя такие публичные обязательства и готовый уйти в отставку в случае их невыполнения.

В Конституции будет прописана новая система власти, формирующаяся на основе двутуровых парламентских выборов, где партия-победитель формирует правительство, и лидер партии автоматически становится Главой Правительства и Верховным Главнокомандующим (канцлером, если кому нравится), а оппозиция возглавляет все комитеты и контрольные органы.

При этом пост Президента Украины упраздняется раз и навсегда вместе с его администрацией, штандартами и неуемным желанием во все вмешиваться, ни за что не отвечая. Функции Президента по роспуску парламента и перезагрузке власти, наложению вето на законы, назначению генпрокурора и прочих силовиков будет выполнять Национальная Ассамблея самоуправления, состоящая из профессиональных и моральных авторитетов нации.

Обратите внимание, что Юлия Тимошенко намерена уничтожить пост Президента Украины, который сама же собирается занять в тяжелейшей борьбе. Этакая феерическая судьба политического камикадзе высшего пошиба.

Что, не верите? Ваше право. Но совладеть державой, пресечь олигархию и наконец-то получить материальную уверенность в будущем хотите? Та ото ж…

А вспомните, что самолет камикадзе вылетал без шасси, чтобы не мог приземлиться. В концепте переучреждения Республики тоже предусмотрены свои гарантии. И об этом надо говорить. Ведь и Общественный Договор, и Конституция Украины не будут дарованы свыше, а должны стать продуктом активного всенародного обсуждения и редактирования еще до выборов. Для этого запускается специальная коммуникационная платформа.

Одно безусловно: Украина за двадцать семь лет скатилась в столь глубокий кризис, что, выбравшись из него, способна продемонстрировать миру новую модель справедливого общественного устройства. Именно эта модель, а не пресловутые «заробитчаны», вынужденные скитаться в поисках лучшей доли, станут новой визитной картой Украины в мире.

Александр Кочетков, аналитик и политтехнолог, специально для «Политеки»