Меня регулярно спрашивают: «А чем плоха Конституция действующая?» Это все равно что спросить: «А чем плох автомобиль, который не едет?» Вот именно этим — не выполняет свое предназначение.
Открываем Основной Закон, статья 1: «Украина является суверенным и независимым, демократическим, социальным, правовым государством».
С суверенитетом напряг, так как о нашей судьбе договариваются США, РФ и Европа без нашего участия.
Какая независимость, если без очередного транша МВФ нам придет дефолт?
Насчет демократии пусть лучше волонтеры и добровольцы расскажут, которых власть прессует и сажает.
А о социальности — пенсионеры и студенты, которым эта Конституция гарантирует доступные медицину и образование.
Про правовое государство как-то и вспоминать неловко — наши продажные силовики и судейские стали антисимволом Украины.
И жизнь постоянно подбрасывает тому подтверждения.
Например, постоянно пишу о противостоянии украинских авторов и бюрократов из Минэкономразвития и торговли. Авторы хотят самостоятельно распоряжаться своими роялти, в чем их поддерживает весь мир, а вот наши чиновники во главе с первым вице-премьером Степаном Кубивым желают и далее распоряжаться заработанными авторами деньгами. И эти люди надеются, что по их приглашению в Украину ринутся инвесторы?
Абсурд ведь, циничный и вопиющий! Но мы живем в этом несправедливом абсурде, где министерство — бюрократическая контора, созданная для облегчения нашей жизни, наоборот, мешает нам жить.
Свежий идиотизм от Министерства обороны. Обороны генералитета от общества, если точнее.
Нам приспичило в НАТО, как прыщавому подростку в ночной клуб. Верховный главнокомандующий Петр Порошенко даже намерен эту хотелку внести в Конституцию. Вместо того, чтобы строить армию, соответствующую требованиям евроатлантического блока.
Современная армия — это компьютеризованная система управления боем, сбор, анализ и мгновенное доведение необходимой информации до каждого — от генерала до рядового. Здесь противника уничтожают дистанционно, задолго до прямого боестолкновения.
И подобную автоматизированную систему в ВСУ строят более десяти лет — «Днипро» называется. Вбухали несчитано денег, в последнее время — и западных. Запад очень беспокоит наша кибербезопасность, так как через нас недоимперия достает весь мир, как было, например, с вирусом Petya.A, который инфицировал США и Японию именно через украинский сегмент Сети.
Наше оборонное ведомство многомиллионные средства осваивало, бравурные отчеты сочиняло. А летом этого года выяснилось, что вся эта автоматизированная система управления войсками защищена хуже обычного смартфона! И доступ в нее может получить даже не бригада продвинутых хакеров, а обычная школота, заскучавшая от «Батлфилда» и «Симпсов». Потому что часть серверов и других узлов связи в системе «Днипро» остались на заводских паролях типа «12345», «admin» и подобных, выложенных производителями в открытый доступ!
Понимаете, никаких особых усилий: заходи и изучай приказы Генштаба войскам. Или запускай туда свои приказы вместо генштабовских. Или запускай вирус, чтобы все это дорогостоящее железо обнулилось по команде агрессора. И не факт, что такой вирус не запущен!
Уверен, что если собрать вместе всех наших доблестных генералов и адмиралов, то лишь единицы из них объяснят, что такое сервер и почему защищать его надо лучше, чем штаб. Понимаете, большинство наших лампасных военачальников безнадежно отсталые во всем, что не касается их шкурных интересов. Поэтому домашний Wi-Fi у каждого из них запаролен надежно, чтобы сосед к трафику не подключился.
Поэтому и призывника, офицера запаса Дмитрия Власюка, обнаружившего парольное головотяпство и писавшего об этом рапорты во все инстанции, не наградили и не повысили в звании, а отодвинули от дел, чтобы он еще чего-нибудь неприятного для генералов не накопал.
Вы полагаете, у нас только с киберзащитой беда, а в остальных армейских делах — полный порядок? Та ото ж.
Соответственно, Петр Порошенко и воюет с недоимперией только посредством грозных речей и дорогих парадов. Хотя у нас хватает мужественных и умелых воинов.
Проблема не в людях, а в том, как они расставлены. В нашем случае продажные дураки командуют умными патриотами. А правила функционирования власти, Минобороны в частности, задаются… правильно — Конституцией.
То, что руководство практически каждого государственного вуза использует любую возможность для личного обогащения — никакой не секрет. И в медуниверситете все, как в стране: бюджет и другие финансы «пилятся» взахлеб.
Кроме того, существует давняя система поборов со студентов — за сдачу экзаменов, зачетов и прочего. Собирают деньги и с преподавателей — на ремонт помещений и медицинского оборудования и даже на канцелярские товары. И с соискателей научных званий.
Понятно, что наверху пирамиды — ректор Екатерина Амосова со своим мужем и несколькими приближенными. Прочие руководители — деканы, завкафедрами и т. д., если не в теме, то точно в курсе. И в основном помалкивают, чтобы не попасть под начальственный гнев.
Но в медунивеурситете пошли дальше — в частности, модернизировали стоматологический центр. Здесь преподаватели, которые одновременно и врачи, должны принимать пациентов. За деньги. Им спускается план. Но официальные цены нередко ниже себестоимости работ, так что план выполнить, как правило, невозможно. Врача просто подталкивают к тому, чтобы брать деньги выше прайса.
Причем документально эта затея оформлена настолько халтурно, что повод для возбуждения уголовного дела найдет даже начинающий следователь. Если получит команду, разумеется.
Этический вопрос: медуниверситет — это чтобы учить и воспитывать будущих медиков или чтобы левым образом зарабатывать на их обучении? Как говорится: чтобы вас лечили те, кого вы учили.
В какой-то момент приближенные Амосовой поссорились с руководством МОЗа. Сошлись две неадекватности, в результате МОЗ отстранил Екатерину Амосову от должности ректора на время разбирательства.
Но она с хлебного места отстраняться не пожелала. И наняла бригаду технологов, которые развернули конфликт в общественно-политическую плоскость — с организованными «протестами студентов», перекрытием дверей вуза цепями, срывом занятий и недопущением последовательно назначаемых МОЗом и. о. ректора на рабочее место. И конечно же, с решениями наших самых неподкупных судов о восстановлении Амосовой в должности.
Издевательский намек на майдан улавливаете?
Приближенные Амосовой под шумок вынесли из ректората оригиналы документов, на основании которых функционирует вуз, и заблокировали его финансовую деятельность. Под угрозой срыва выплаты стипендий и зарплат преподавателей, коммунальные платежи университета, словом, весь учебный процесс.
Не может быть такого в нормальной державе, чтобы амбиции оголтелых чинуш приводили к проблемам для тысяч студентов и преподавателей. Здесь уже нет правых и виноватых — виновны все.
И явно заигравшаяся отстраненная ректор Екатерина Амосова, открыто шантажирующая Министерство здравоохранения проблемами для медуниверситета, если ее не вернут на должность.
И министерство здравоохранения во главе с плодящей врагов Ульяной Супрун, допустившее столь масштабное противостояние.
Но еще и минобразования с Лилией Гриневич, отчаянно пытающейся отсидеться в кустах. И разнообразные силовики, не способные оперативно все это безобразие пресечь. И суды с их странными решениями, подливающими масла в огонь. А еще парламентские комитеты по здравоохранению и по образованию, которые не могут повлиять на ситуацию. И так далее.
То есть не работает вся система власти, выстроенная в соответствии с Основным Законом. И самое главное: этот закон не предусматривает нормальных рычагов, чтобы гражданское общество могло остановить государственную машину, пошедшую вразнос.
Вакханалия в медуниверситете выглядит пародийным скетчем на то, что творится целиком в Украине. Разномастное жулье настолько обнаглело, что уже не прячется. И уходить по-тихому не намерено. Оно отчаянно борется за право и дальше наживаться на нас.
А что общего между нашей системой власти и потухшей лампочкой, как указано в заглавии статьи?
То, что перегоревшую лампочку не чинят, а заменяют на новую. С неработающей системой власти — то же самое.
Александр Кочетков, аналитик и политтехнолог, специально для «Политеки»
Напомним, таможня гребет бабло: сколько миллиардов долларов Украина теряет на границе.
Как писала Politeka, Владимир Фесенко рассказал о кризисе доверия и новом майдане уже после первого тура президентских выборов.
Также Politeka писала, что Ольга Богомолец рассказала о недостатке медикаментов и обреченных под зданием МЗ людей.